В последние годы в Республике Алтай увеличилось количество автотранспорта, использующего в качестве моторного топлива газ. Кош-Агачский район не исключение. На прошлой неделе начались работы по переводу на альтернативное топливо муниципального автотранспорта. Газобаллонное оборудование было установлено на 15 школьных автобусах.
Договор по переводу транспортных средств на сжиженный газ был подписан в этом году администрацией Кош-Агачского района и тюменской компанией «Эко-Сервис». Один из главных аргументов сторонников перевода – безопасность и дешевизна сжиженного газа. Как известно, следствием постоянно растущих цен на бензин являются потери экономики и бюджетов всех уровней. В этой связи переход на газ выгоден возможностью значительно сократить расходы на топливо и перераспределить бюджетные средства в пользу других направлений. Пропан сегодня в два раза дешевле бензина и дизеля, если быть точнее, то на Кош-Агачской АГЗС литр сжиженного газа стоит 19 рублей. Разница, как видно, ощутима.
Воплотили планы в реальность специалисты «Эко-Сервиса», имеющие в данной сфере двадцатилетний опыт работы. В нашем районе они трудились на базе школьного гаража в Новом Бельтире. «Работа над одним автобусом марки «ПАЗ» занимает три-четыре часа и по стоимости составляет порядка 26 – 30 тысяч рублей, – рассказывает мастер Рустам Хуснияров. – Мы производим монтаж оборудования, в комплект которого входят электронный блок управления, крепежи, трубки и газовый баллон. Все детали – последнего поколения, следовательно, прослужат долго». Газовое оборудование подключается параллельно штатной бензиновой системе и не влияет на работу транспортного средства на бензине. Поэтому переоборудованный автомобиль может по-прежнему ездить на популярном топливе. Это очень удобно, в случае неисправности бензиновой системы можно продолжить путь на газе, и при поломке газобаллонного оборудования можно спокойно ехать на бензине. Стоит также отметить, что привычное для нас топливо нужно еще и для того, чтобы прогревать авто зимой. «Газовое оборудование нормально работает на автомобиле только тогда, когда прогрет двигатель. Запуская холодный двигатель на газе, водитель подвергает газовое оборудование и двигатель значительным перегрузкам, и срок службы редуктора при этом сокращается примерно в пять раз.
Поэтому нужно соблюдать одно несложное правило: запускать холодный двигатель на бензине, и лишь после того, как двигатель прогреется, система автоматически переключится на газ. А потому зимой, оставляя автомобиль на ночь, необходимо предварительно перевести его на бензин – будет легче завести автомобиль утром, – пояснил специалист. – Особенно важно соблюдать это правило владельцам карбюраторных автомобилей и машин со слабой аккумуляторной батареей».
В транспортном средстве природный газ находится в специальных баллонах при температуре -40 градусов. «Их производят из легких и прочных композитных материалов. Изготовитель предусматривает любую возможность чрезвычайной ситуации: арматура баллона снабжена автоматическим устройством обеспечения безопасности: специальный мультиклапан моментально прекращает подачу газа в двигатель», – рассказывает начальник компании «Эко-Сервис» Роберт Хуснияров. Размер баллонов зависит от габаритов транспортного средства. Как правило, это емкости объемом в 60 и 100 литров. Все баллоны оснащены системой регулирования мощности подачи газа. Соответственно, чем больше мощность подачи пропана, тем выше скорость автомобиля, и наоборот.
Расход газомоторного топлива рассчитывается исходя из мощности и объема двигателя транспортного средства. В основном экономия сказывается на цене за топливо. К тому же, как заверили специалисты, еще один весомый плюс газа в том, что он намного бережнее относится к двигателю и сокращает эксплуатационные расходы. «Продукты сгорания бензина увеличивают износ шатунно-поршневой группы, а продукты сгорания сжиженного газа, наоборот, продлевают срок службы двигателя как минимум в полтора раза, – уверяет Роберт Агзанович. – Наша компания предоставляет годовую гарантию на установленное оборудование. Последнее прослужит не один год при правильном обслуживании». В случае если понадобится сервисное обслуживание, тюменцы готовы приехать. К слову, работая в Кош-Агаче, они попутно обучили двух местных жителей, помогавших им все это время.
Процесс установки газобаллонного оборудования несложный. После монтажа газового редуктора и баллона специалисты отправляют машины на заправку, затем производят регулировку и настройку электроники. Заключительный этап – инструктаж водителей по правилам безопасности. «Прежде всего, не допускается ставить транспортное средство с полным баллоном газа в теплое место, – акцентирует внимание водителей Рустам. – Баллон, согласно технике безопасности, должен заполнятся не более чем на 80%. То есть если на автомобиле установлен баллон объемом 60 литров, то в него должно попасть не более 48 литров топлива. Незначительное количество газа, испарившись, образует так называемую «паровую подушку», которая и занимает оставшиеся 20% объема баллона. «Паровая подушка» создает в баллоне рабочее давление, благодаря которому жидкий газ по трубопроводу поступает под капот автомобиля. Присутствие давления в газовом оборудовании – обязательное условие для его нормальной работы. Во-вторых, основное требование заключается в регулярной тщательной проверке герметичности газовой аппаратуры и немедленном устранении причин, которые могут вызвать утечку». Другими словами, если в салоне автомобиля присутствует запах, необходимо выявить место утечки, для этого нужно обработать сиденья мыльным раствором. После обнаружения места утечки нужно восстановить герметичность соединений, подытожил он. В целом особых профессиональных знаний и навыков управления автомобилем на газомоторном топливе не требуется. Более того, специалисты развеяли миф о взрывоопасности газа. По их словам, газ на самом деле гораздо надежнее бензинового двигателя. Все оборудование оснащено защитными клапанами, которые отвечают за безопасность. В случае серьезной аварии газ не воспламеняется и, вопреки ошибочному мнению, газовый баллон не взрывается.
И, наконец, еще немаловажный довод в пользу газа – экологический аспект. В отличие от бензина газ считается экологически чистым топливом. Природа Республики Алтай уникальна, и стоит задуматься над тем, как ее сохранить, что успешно делают власти Кош-Агачского района. Сжиженный газ позволяет сократить количество вредных выбросов в атмосферу и, следовательно, сберечь первозданную природу нашего региона.
Айман Константинова