Единственное условие триумфа зла — бездействие хороших людей.
Эдмунд Берк
Детьми-сиротами становятся по-разному. Чаще всего причина – порок нашего времени пьянство родителей. Неустроенность в жизни, неумение, невозможность, а зачастую просто нежелание найти работу, чтобы прокормить себя и свою семью, приводят к самому легкому пути – забыться в хмельном угаре. Сказывается здесь и советское прошлое – работу не надо было искать, вместо зарплаты была получка, которую давали независимо от того, заработал ты её или нет. В совхозах тунеядцев и пьяниц уговаривали взяться за ум, но зарплаты не лишали. В крайнем случае, определяли в лечебно-трудовые профилактории. Теперь время другое… ЛТП закрыли, хотя парламенты многих регионов уже выходят с инициативой вернуть лечебно-трудовые профилактории и статью в Конституцию РФ о том, что труд есть почетная обязанность каждого гражданина. Видимо, это дело ближайшего будущего. Другая причина – отсутствие жилья. Многие молодые и не очень биологические мамы отказываются от детей, мотивируя тем, что нет совсем или не хватает жилой площади. В разных регионах России эта проблема решается по-разному: создаются приюты для молодых матерей, кризисные центры, строится арендное жилье. И в нашей республике есть закон о жилье социального найма для льготных категорий, есть программа по развитию арендного жилья. Постепенно и эта проблема решится. А пока, к сожалению, из 1667 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, около 70% – сироты при живых родителях.
Стало модным быть благородным?!
– Родители всегда неохотно идут в школу приемных родителей. Вначале было особенно трудно, – рассказывает Людмила Клементьевна Сапрыкина – педагог-психолог, ведущая Школы приемных родителей при политехническом колледже. «У нас свои дети. У нас есть образование, – говорили, – какая еще может быть школа?» И приходилось прилагать усилия для того, чтобы заинтересовать. Проходило какое–то время, и слушатели школы уже с пониманием отмечали, что действительно полезная информация дается им на занятиях, и очень сетовали на отсутствие таких школ для обычных родителей. Сейчас проводится серьезная пропаганда по формированию позитивного имиджа института приемной семьи. И я думаю, что многие как раз благодаря этому решились на такой шаг. Модно, что ли, стало делать доброе дело? Тем не менее эти люди достойны уважения, а некоторые и восхищения. У нас в школе была слушательница, женщина глубоко верующая. Так вот она взяла в семью двоих взрослых детей и старается поддерживать их связь с родными. Летом родители этих детей, имеющие зависимость, отдыхают у неё дома, общаются с детьми. Её цель – восстановить кровную семью, очень надеюсь, что у них все получится! Еще очень приятно узнавать, когда бездетные семейные пары берут на воспитание приемных детей, а потом у них рождается свой ребенок. Таких случаев тоже много. Ко мне иногда обращаются приемные родители за советом, я как могу помогаю. Но считаю, приемным семьям необходима служба сопровождения. Родители должны чувствовать, что в трудную минуту специалисты могут прийти им на помощь.
Все в интересах детей
Социальная политика государства направлена на то, чтобы каждый ребенок жил в семье. И средства тратятся немалые для стимулирования замещающих родителей. Однако беспокойство вызывают иногда мотивы принятия решений. Об этом, и не только, наш разговор с Галиной Николаевной Макарьевой – главным врачом специализированного Дома ребенка.
– Ну не должно так быть! Прежде всего родители должны брать ребенка для защиты его интересов, а не для своей выгоды.
С болью вспоминает Галина Николаевна один разговор в Школе приемных родителей:
– Не подумав о том, что я владею языком, тихо разговаривали на алтайском слушатели школы: «Да ладно, деньги же все равно будут пока платить, а потом видно будет…» Когда они пришли ко мне за ребенком, мне так не хотелось им отдавать малыша! Женщина полноватая, болезненный вид, дышала трудно. И ведь вернули потом детей обратно. «Болеем, – сказали, – сильно. Тяжело, не справляемся!» Я согласна, что детям нужна семья, надо чтобы рядом были близкие люди, но зачастую в сельской местности работы нет и детей берут, чтобы хоть какие-то «живые» деньги появились в семье. Нельзя торопиться при передаче детей в семью. Должен быть банк данных о потенциальных приемных родителях. Их надо более тщательно готовить. По закону мы не имеем права отказать, если нам не понравились родители. Увозят наших детей, и ничего потом о них неизвестно, а душа-то болит. И как было бы хорошо, если бы заработала республиканская программа по сопровождению приемных семей. Это очень важно – иметь обратную связь (опять же в интересах ребенка). И проблем станет меньше. Во многих бедах обвиняют органы опеки, но их мало в районах, а объем работы огромный. Им бы помочь детей в семью определить. На остальное уже сил не хватает… Российское законодательство гарантирует оказание бесплатной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. И мы, в том числе, предлагаем родителям и службам обращаться к нам по вопросам временного помещения ребенка в наше учреждение. Ведь ситуации бывают разные: студенты, не имеющие возможности оставить малыша бабушкам, люди, нуждающиеся в срочном лечении, реабилитации. Да много чего может быть. И, пока мы его восстанавливаем, родители при желании могут закончить учебу, найти работу, пролечиться и забрать потом своих детей. И тогда сирот, возможно, в стране поубавится.
Бояться детей-сирот не нужно!
– Эти дети столкнулись с очень тяжелым испытанием – предательством близких, самых родных людей. Когда малыш падает, плачет, пугается, то кричит «Мама!», понимая, что она пожалеет, поможет, утешит и смягчит боль. А нашим детям кому кричать?! Вот и отличает их чувство постоянной настороженности, тревожности и неуверенности в людях, – рассказывает моя собеседница Светлана Владимировна Тундинова – директор Школы-интерната №1 им. Г.К. Жукова.
Мы остаемся детьми, пока живы наши родители. В любом возрасте мама или отец могут прийти в трудную минуту на помощь, пожурить, если что-то сделали не так, порадоваться нашим успехам. А сироты лишены такой поддержки – и не только в детстве. Всю жизнь как сломленные ветви… Удастся ли привиться и закрепиться на добром дереве?
Мы часто недовольны тем, как себя ведут взрослые из числа сирот. Вот, мол, дают им дома, квартиры, а они даже содержать их не умеют. А кто и где их этому учил? Из рассказов, фильмов и книг в школе-интернате много не узнаешь. Да, бюджет у школы неплохой. Воспитанники одеты, обуты, накормлены иной раз лучше, чем в семьях. Но, как часто говорит Светлана Владимировна, нельзя завидовать сиротскому хлебу!
– Бытует такое мнение, что гены все равно возьмут свое. Конечно, и такое бывает. Но если в ребенка вкладывать себя не жалея, то он может стать по-настоящему твоим. Родительский труд – очень серьезная, кропотливая, ежедневная работа, а труд приемных родителей – тем более. Понимая это, мы создали при школе-интернате службу сопровождения приемных семей, которые взяли на воспитание наших детей. Выезжаем в районы, очень хорошие отклики получаем!
Слушая Светлану Владимировну, понимаю, насколько хорошее дело они сделали. Но это служба только для семей, взявших детей из школы-интерната. А ведь в семьи берут ребятишек даже из других регионов. Кто может помочь им? Нужна региональная служба сопровождения.
– В приемные семьи попадают по-разному, но все равно считаю: все дети должны жить в семье! Ну как они будут жить, создавать и кормить свои семьи, если не знают, сколько стоит булка хлеба, килограмм картошки?! У этих детей нет чувства собственничества – у них все общее! А самое страшное, что есть в учреждении такие, кто, попав в Дом ребенка, а потом перейдя к нам в интернат, не был в семье никогда! Они просто не знают, что такое семья.
Поэтому неустанно Светлана Владимировна старается организовать в регионе институт патронатной и гостевой семьи, чтобы ребенок хотя бы в гостях краешком глаза увидел, как выращивают овощи, готовят еду, убирают дом, ухаживают за хозяйством.
– Мы стараемся помогать выпускникам поступить в вузы, сузы, ведь часто воспитывает именно среда. И многим нашим детям удается вырваться из сиротского круга: они создают свои хорошие семьи, работают, растят детей. Есть и те, кто сбился с пути, и к сожалению, есть и те, чьи дети попали к нам. Проблема вторичного сиротства существует еще и потому, что там, в большом мире, после интерната у наших выпускников нет поддержки. Хотя они живут рядом с людьми, подсказать, помочь им некому. В этом направлении у нас у всех еще много работы.
Есть хорошая африканская пословица: «Для того чтобы вырастить одного ребенка, нужны усилия всей деревни». Наверное, не надо «строем» идти в интернат и брать детей в свои семьи. Иногда шаг в сторону плачущего ребенка, сигнал в службы системы профилактики могут предотвратить беду, а може,т и спасти чью-то жизнь. Мы люди, живущие среди людей. Хорошо бы нам не забывать об этом.
Алена Казанцева