«У врача своя война». Интервью с Владимиром Казанцевым

Дата:

Владимир Павлович Казанцев – военврач, подполковник медицинской службы, врач-терапевт, врач скорой помощи, посвятивший медицине более сорока лет. Есть в его долгой профессиональной судьбе особая страница, пропитанная горечью войны. Специально для нашей газеты он рассказал о своей жизни, жизни врача и солдата.

Путь в медицину

В 1947 году в Горно-Алтайске в семье Павла Лукича и  Веры Пантелеймоновы Казанцевых родился сын Володя… Родители нашего героя –легендарные личности в истории Горного Алтая. Отец сражался на фронтах Великой Отечественной войны, затем занимал руководящие должности во многих образовательных организациях республики, мама была директором 13-й школы, заведующей кафедрой истории и проректором Горно-Алтайского педагогического института. Посвятив себя учительскому труду, супруги Казанцевы хотели, чтобы дети пошли по их стопам, но стать педагогом было суждено лишь дочери Елене. Владимир и Александр (брат Владимира Павловича младше его на один год)  решили связать свою жизнь с медициной. А впрочем, с выбором своей будущей профессии Владимир Павлович определился не сразу.

– После окончания школы я сначала поступил в политехнический институт города Томска на физико-технический факультет, учился в экспериментальной группе по ядерной химии. Через год понял, что это не моё, –  рассказывает Владимир Павлович.

Братья Казанцевы сдали документы в Алтайский государственный медицинский институт,  где потом учились в одной группе, а после вуза их пути разошлись. Александр Павлович остался на «гражданке» впоследствии став реаниматором-анестезиологом на Севере России, а Владимир Павлович пошёл в военную медицину. После барнаульского вуза он продолжил обучение на военно-медицинском факультете Томского медицинского института, куда отбирали наиболее способных и физически сильных ребят. В военную медицину начинающие врачи шли охотно, это было престижно, плюс хорошая стипендия и красивая форма.

– Вместе со мной на военно-медицинский факультет поступили около тридцати наших «барнаульцев», в дальнейшем всех распределили на службу по различным военным частям, в разные уголки нашей необъятной Родины, – делится В.П. Казанцев.

Начинались семидесятые, перед будущим врачом открывалась большая дорога, нелёгкая служба…

На границе с Китаем

Владимир Казанцев попал во взвод Комитета государственной безопасности (КГБ) Восточного пограничного округа. Служил в Пржевальском отряде, который стоял на границе с Китаем. В семидесятых годах отношения Советского Союза с Китайской Народной Республикой были обострены, что пограничники практически каждый день чувствовали на себе.

– Мы занимали оспоренный 13-й участок, его китайцы считали своей территорией, устраивали нам провокации, которые зачастую заканчивались драками врукопашную, – вспоминает В.П. Казанцев. – Они устраивали митинги, нам объявляли: «Товарищи советские солдаты, не слушайтесь ваших офицеров, они вас обманывают! Вы находитесь на истинно китайской земле, переходите на нашу сторону!» С китайской стороны выгоняли большое стадо баранов или яков, с ними человек 50 пастухов, якобы просто гонят скот, а цель была одна – пробраться на нашу территорию. Вот тогда начинались средневековые схватки с кулаками и палками.

С улыбкой Владимир Павлович вспоминает, как в 1974-м он по неопытности чуть не затеял вооруженный конфликт. Его направили проверить высокогорный Безымянный перевал, всё ли там спокойно? Во время пути  погода испортилась, началась метель, пришлось укрыться  в  камнях. Видимость была плохая, он не сразу понял, что находятся на чужой территории.

– Метель прошла, тучи разошлись, смотрю, недалеко от меня – китайцы. Докладываю по рации, что вижу вторжение врага, хочу принять бой. Меня просят дать приметы, а когда я сообщил, где нахожусь, получил жёсткий ответ: «Беги оттуда, ты в Китае находишься!» Оказывается, я на 500 метров пересёк китайскую территорию.

Афганский год

В 1985 году Владимир Павлович был переведён в Управление пограничного округа в г. Алма-Ата, где работал врачом-токсикологом и начальником медицинской части. В феврале 1988 года он прибыл в Афганистан в новой должности начальника ВМС оперативно-войсковой группы, где проработал ровно год. До этого ему уже случалось дважды бывать в командировках на охваченной войной афганской земле. Он вспомнил, как во время своей первой поездки, колонна попала в засаду, был подбит бронетранспортёр, многих ранило, были и погибшие. Благо вовремя подоспела подмога на вертолётах. Отбились. Вот такой «горячий» приём оказал нашему герою Афган.

– Почему вы согласились ехать в зону военных действий, вы же понимали риски?.. – задаю своему собеседнику, наверное, чисто женский вопрос.

– А как откажешься? Туда меня направили, можно сказать, в добровольно-принудительном порядке.

Гарнизон, в котором служил Владимир Казанцев, был одним из наиболее крупных  в Афганистане, в его состав входило около 5 тысяч человек, стоял он в районе  Ваханского коридора. А цель перед пограничниками была поставлена одна – не допустить вторжения бандформирований на территорию Советского Союза. Протяженность границы составляла около 500 км. Военная часть располагала авиа эскадрильей, несколькими мощными миномётными батареями, усиленными системами «Град» и другим оружием. По словам Владимира Павловича, технически советская армия, бесспорно, превосходила соперника, но особую силу и опасность представляли  афганские партизаны, которых было немало среди местного населения.

– С партизанами было очень трудно бороться. Человек сидит в кишлаке и Бог его знает, что у него на уме – сейчас он вам улыбается, а ночью будет стрелять, – продолжает В.П. Казанцев.

Он добавляет, что в условиях войны хорошо справлялись со своими задачами советские  разведотделы, где работали по-настоящему смелые люди. Нередко для получения необходимой информации офицеры привлекали и медиков.

– С медициной в Афганистане дела обстояли неважно, бывало, что  мы оказывали помощь местным жителям. Приезжали в кишлак, народ, узнав о приезде врача, шёл к нам отовсюду.  Разведчик под видом моего помощника надевал белый халат, а между тем, делал свою работу.

– А действительно, врачей на войне не трогают?

– Пуля – дура, она не разбирается врач ты или нет, – говорит мой собеседник.

Он вспоминает нехитрый быт военной жизни – тесные душные землянки, где снуют большие афганские крысы.

– Землянки мы шутя называли «хилтонами». Знаете, есть знаменитая сетьотелей  «Хилтон», – смеётся В.П. Казанцев.

Передавайте привет доктору!

Владимир Павлович  оказывал медицинскую помощь не только своим, а всем, кому она требовалась. Он признаётся, когда доктор остаётся наедине с раненым, между ними стираются границы. «Все же люди», – говорит он и в этих простых словах, пожалуй, заключается глубинная суть, заложенная в профессии врача.

В  военно-медицинской практике нашего героя было немало интересных случаев, один из них произошёл в конце лета 1988-го. В ходе столкновения советскими войсками  была разгромлена большая колонна, которая шла из Пакистана. После боя в санчасть поступило много раненых ваххабитов. У одного из них, некоего крупного  местного авторитета, оказалась прострелена  голова.

– Изначально  я его осмотрел, не заметил ничего страшного –  пуля лишь немного задела плечо,  потом снимаю чалму, а там всё в крови. Побрили голову, оказалось – две дырки. 

Раненому была сделана трепанация черепа, он выжил. Когда  состояние больного нормализовалось, его отправили в кишлак и какое-то время Владимир Павлович о нём ничего не слышал, а потом…

– Начиная, с мая 1988 года мы начали эвакуировать наши части с южного направления к советской границе. Оставался один гарнизон, его нужно было переместить к основным силам группировки. Наши разведчики работали, чтобы мы могли без потерь покинуть эту территорию, однажды они встретились с людьми из окружения того авторитета, те, в свою очередь, поинтересовались: «на месте ли ваш доктор?» Просили передать привет и обещали, что никто по нашему гарнизону стрелять не будет. Так и случилось.

– Каждый такой случай – это бесценный опыт, – продолжаю беседу с Владимиром Павловичем.

Он лишь грустно улыбается:

– Лучше бы не знать такого опыта.

Главное, услышать голос

Дома в Алма-Ате Владимира Павловича ждала из Афганистана семья. Дочери было уже 15 лет, сыну – несколько месяцев. Один раз в неделю он выходил на связь с домом. Через шум и треск в телефонной трубке доносились до боли родные голоса…

– Связь была плохая, много друг другу не скажешь. Главным для моих  близких было услышать мой голос, убедиться, что я жив-здоров, –  вспоминает Владимир Казанцев.

Год, отданный службе в Афгане, стал тяжелым испытанием не только для Владимира Павловича, но и для его супруги Людмилы Валентиновны. О ней, его верной спутнице, стоит сказать отдельно. Дорогого стоят её переживания, её любовь и терпение.  Вместе со своим мужем Людмила Валентиновна поколесила по советской стране, не раз приходилось заново обживать дом, менять работу, привыкать к новой атмосфере. Пожила семья и в Казахстане, и в Украине, а с 90-х годов обосновалась на родине Владимира Павловича – в Республике Алтай. В Горно-Алтайске жена нашего героя более 40 лет проработала в библиотечной системе, в 2006 году её имя было занесено в книгу «Лучшие люди России».

20 февраля 2016 года супруги Казанцевы отмечают лавандовую свадьбу, они уже 46 лет вместе, вырастили двоих детей, имеют двоих замечательных внучек и правнука!

Пусть будет мир

Увидев войну в лицо, её страшную изнанку, Владимир Павлович говорит:

– Мой дед сражался в первую мировую, отец – во вторую, я был в Афганистане и желаю лишь одного, чтобы мой сын не узнал войны.

По его мнению, войну придумали люди, которые привыкли воевать в кабинетах, а идти в настоящий бой вынуждены те, кто меньше всего этого хочет. Говоря о сегодняшней ситуации в мире, врач вспомнил старую и очень актуальную  истину, что худой мир, лучше доброй ссоры. Из уст врача и солдата она звучит особенно глубоко. Сделав маленькую паузу, Владимир Павлович добавил:

– Война – это самое худшее, что можно придумать. Пусть будет мир.

Пусть будет мир! Пусть военная история оживает только на газетных страницах, в книгах и кино. Спасибо, Владимир Павлович, за Ваш труд и за правду о войне!

Факт:

За службу Владимир Павлович Казанцев награжден 9 наградами: медали “За боевые заслуги”, “За отличие в охране государственной границы”, “За безупречную службу” (I – II – III ст.), 2-мя медалями Республики Афганистан, Почетной грамотой Президента СССР, Почетной грамотой Президиума Совета Киргизской ССР.

 Светлана КОСТИНА, 2016 год
Фото из архива В.А. Казанцева

 

 

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Получите востребованную профессию массажиста (можно без мед.образования)

Специально для вас, Центр «Мой бизнес» Республики Алтай объявляет...

Первый на Алтае Фестиваль искусства пройдёт на курорте Сбера «Манжерок»

С 27 апреля по 12 мая на территории курорта...

Турочакский суд вынес приговор сельчанам за угон мотоцикла

Турочакский районный суд вынес приговор двум местным жителям 2005...

«Ростелеком» подал скоростной интернет в Усть-Коксу, Мендур-Соккон и Ыныргу

«Ростелеком» завершил работы по строительству волоконно-оптических линий связи и...