В последних числах февраля Преосвященнейший Каллистрат, епископ Горноалтайский и Чемальский, поделился своими впечатлениями о поездке в составе делегации, которая сопровождала Святейшего Патриарха Кирилла в страны Латинской Америки. Мы предлагаем читателям «Благовеста» часть этого интервью. Полный вариант беседы, в которой есть ответы Владыки на вопросы о встрече с Папой Римским, о предстоящем Всеправославном Соборе, доступен на сайте епархии http://eparhia-gorniyaltay.ru/
– Не будет преувеличением сказать, что не только верующие нашей епархии, но и все жители Республики Алтай с большим интересом следили за ходом визита Святейшего Патриарха Кирилла в страны Латинской Америки, во время которого вы были в составе сопровождающей делегации.
Владыка, для чего была предпринята эта поездка?
– Надо понимать, что большинство православных в странах Латинской Америки – это русские эмигранты и их потомки. Это исторически сложилось в ходе тех потрясений, которые пережили Россия и мир в XX веке. Для людей, которые давно были, а возможно, никогда не были в России, но сохраняют свою веру, консолидируются вокруг православных храмов, увидеть своего предстоятеля – это очень большая поддержка и укрепление. Непросто оставаться православным среди католического общества с совершенно другим менталитетом, обычаями, традициями, другими представлениями, укорененными в привычках, в сознании. Очень сложно там быть свидетелями православной веры, соблюдать свои традиции, праздники, посты, отстаивать свое вероучение. И личное присутствие, пусть и короткое, Святейшего Патриарха очень укрепляет.
Кроме того, эта поездка была призвана привлечь внимание мировой общественности к гонениям на христиан на Ближнем Востоке, где сегодня разрушаются храмы, монастыри, целые города и селения, с немыслимой жестокостью уничтожаются те, кто исповедует Христа. Так, в Ираке в начале XXI века насчитывалось более полутора миллионов христиан, а сейчас их число сократилось более чем в десять раз. Такие же гонения происходят и в Сирии.
Во время поездки по странам Латинской Америки Святейший возносил молитвы о «братиях и сестрах наших, на Ближнем Востоке и во иных землях гонимых». С особым чувством эта молитва воспринималась на совместных богослужениях с клириками Антиохийского патриархата, имеющего своим центром город Дамаск. От тех гонений, которые устраивает так называемое «Исламское государство», наиболее страдают именно христиане Антиохийского патриархата.
– Владыка, расскажите о наиболее ярких впечатлениях от поездки.
– Самый яркий след оставили общение со Святейшим Патриархом Кириллом, его рассказы о миссионерских поездках по Латинской Америке. Оказывается, будучи митрополитом, он неоднократно бывал в необжитых, диких местах, часто без сопровождения и с минимумом багажа – портфельчик, подрясник, куртка и скуфья… Слушая рассказы Святейшего о его поездках с гуманитарной помощью в районы боевых действий в Юго-Восточной Азии – в Лаосе, во Вьетнаме, я дивился его мужеству.
Глубокое впечатление оставило отношение к Святейшему Патриарху Кириллу руководства Республики Куба. Рауль Кастро ежедневно встречался с ним на протяжении всех трех дней визита, принимал у себя во дворце, посещал богослужения, совершаемые Святейшим Патриархом, участвовал вместе с ним в других мероприятиях. Сотрудники российского посольства, которые сопровождали нашу делегацию во все время пребывания на Кубе, говорили, что ни к кому из лидеров зарубежных стран Рауль Кастро не относился с таким вниманием.
Большое впечатление на меня произвел рассказ Святейшего о том, как появился на Кубе храм в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Много лет назад именно Патриарх Кирилл, тогда еще митрополит, беседуя с Фиделем Кастро, предложил ему построить православный храм как памятник российско-кубинской дружбе. Чтобы со всех судов, входящих в Гаванский порт, были видны его золотые купола.
Эта идея нашла понимание у Фиделя Кастро и руководства Кубы. В 2004 году состоялось освящение закладного камня, которое ознаменовалось грандиозным многотысячным крестным ходом. Ничего подобного со времен революции в Гаване не было. Руководство Кубы, партийные и государственные деятели приняли тогда участие в этом благом деле. Строительство полностью финансировала кубинская сторона, патриархия участвовала только во внутреннем благоукрашении храма.
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Гаване митрополит Кирилл освятил в 2008 году, а во время нынешней поездки мы все вместе служили в этом храме. Действительно, он находится на возвышенном месте и хорошо виден из бухты Гаваны. И конечно, если бы не личное участие, инициатива, деятельность Святейшего Патриарха, этого храма сейчас в Гаване не было бы.
С непосредственным участием Святейшего связано не только строительство этого храма, но и освящение и строительство десятков других храмов в Латинской Америке. Например, когда мы служили молебен в храме мученицы Зинаиды в Рио-де-Жанейро, оказалось, что именно в этот день 10 лет назад митрополит Кирилл освятил этот храм. И сама передача храма Московскому патриархату была осуществлена при личном участии митрополита Кирилла.
И храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Сан-Пауло – ранее католический костел – был передан Московскому патриархату при личном участии митрополита Кирилла.
– Особый интерес вызывает посещение Святейшим храма Живоначальной Троицы на российской арктической полярной станции «Беллинсгаузен», храма, который был построен непосредственно при вашем участии.
– Станция «Беллинсгаузен» – часть моей жизни, поэтому возвращаться туда снова и снова для меня волнительно и радостно. Мне довелось строить этот храм в Антарктиде, служить в нем, зимовать первую зимовку. Примечательно, что этот храм был срублен на Алтае, где я теперь совершаю свое архипастырское служение.
Сейчас, через 12 лет после строительства, Святейший посетил храм Живоначальной Троицы – Патриаршее подворье в Антарктиде, где отслужил молебен и заупокойную литию о почивших полярниках. Святейший был очень тепло принят полярниками, ему показали, какие работы совершаются на станции, какие ведутся научные наблюдения, какие есть лаборатории.
На станции в этот момент находились некоторые из тех полярников, с кем мне довелось зимовать: Евгений Воднев – инженер дизельной станции и Руслан Александрович Елисеев – мой бывший старший звонарь, который, зимуя со мной на станции, отвечал за колокольный звон. Тогда он еще не был крещен и не хотел принимать крещение, мотивируя это тем, что и он, и вся его семья мусульмане. А спустя некоторое время сам приехал в Горно-Алтайск и попросил о крещении. И мы его крестили с именем Роман в Макариевском храме. Было радостно увидеть его вновь во время нашей поездки в Антарктиду.
– Еще одна важная составляющая поездки Святейшего по странам Латинской Америки – встреча с Папой Римском Франциском. Что обсуждалось в ходе встречи?
– На этой встрече не обсуждались ни вопросы объединения, ни вопросы вероучения. Обсуждались вопросы защиты общехристианских ценностей – общих как для православных, так и для католиков. Например, для нас большую ценность имеют семья и брак, и для католиков тоже. Для нас ценна каждая человеческая жизнь, даже находящаяся в утробе матери, и для католиков тоже. Поэтому мы можем встречаться и принимать совместные решения, декларации против абортов, против однополых браков, против гонений на христиан на Ближнем Востоке, в частности в Сирии. Это вполне уместно и не нарушает чистоты нашей веры.
Понятно, что такой шаг расценивается некоторыми очень настороженно, возникают подозрения, что это только первый шаг, а потом начнутся унии, объединения. Я думаю, что такие подозрения беспочвенны.
Была достигнута договоренность о том, что римо-католики более не рассматривают унию как средство к объединению. Исторически же сложившиеся униатские приходы, например на Украине, остаются как некая историческая данность, но впредь такая деятельность по обращению православных в католичество посредством унии прекращается.
Как находившийся в составе официальной делегации я был представлен Папе Римскому, получил от него сувениры и энциклику1. На меня Папа произвел впечатление искренне верующего человека, который в рамках своих возможностей пытается сделать что-то доброе, полезное и хорошее.
Тем не менее хочется подчеркнуть, что католики – это католики, а православные – это православные. Мы совершенно чужие. Самое большее, что может быть, на мой взгляд, общего, – это позиция по защите общих ценностей: семьи, брака, права жить согласно своим традициям.
Мы храним свою веру и свидетельствуем о ней всему миру.
– Что бы вы, Владыка, пожелали нашим читателям в преддверии Великого поста?
– Хочу просить у всех святых молитв, чтобы такое непростое событие, как будущий Всеправославный Собор, прошло мирно и созидательно, чтобы Господь благословил всех участников Собора и все они засвидетельствовали истины, хранимые вот уже более двух тысяч лет в лоне Православной церкви.
Также всех призываю усердно подвизаться в течение Великого поста, чтобы очистить свое сердце и достойно подготовить себя к великому и спасительному Дню Воскресения Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.
1Энциклика – Послание Папы Римского по вопросам религии, морали и политики. В данном случае речь идет об энциклике Laudato si’, посвященной проблемам экологии планеты.