Кинолетопись войны

Кинолетопись войны

06.05.2016 0 Автор Администратор

кино в годы войныСоветские кинохроникеры, работая в очень трудных условиях, деля с бойцами, офицерами и партизанами все тяготы ратной жизни, день за днем, шаг за шагом фиксировали боевой путь Советской армии до Берлина. С первых дней войны во фронтовых съемках кинохроники принимали участие более ста пятидесяти операторов, среди которых были и ветераны кинохроники, и мастера военного репортажа, побывавшие на фронтах гражданской войны в Испании и Китае, и «зеленая» молодежь, только что окончившая ВГИК, и операторы художественной кинематографии, взявшие в руки репортерские кинокамеры.
Среди операторов был и известный советский кинодокументалист, лауреат Ленинской премии режиссер Роман Кармен. Участник четырех войн, он объездил полмира с кинокамерой. Во время Великой Отечественной оператор запечатлел на кинокамеру бои под Москвой, блокадный Ленинград, сражения в Сталинграде, штурм Берлина, подписание капитуляции гитлеровской Германии.
Кармен был не только оператором, но и талантливым писателем. Примечательно, что свои мемуары, известные всему миру, он писал, нарушая хронологические законы, по которым мемуары строятся. Начал с самого трудного для него, для его страны периода – с войны 1941 — 1945 годов. Он пишет, что это время для него было самым тяжелым испытанием в жизни. Самый страшный момент – начало Великой Отечественной. Вот что он пишет в своем дневнике в 1941 году: «Мы покидали Москву в ночь на 25 июня. По улицам затемненной столицы студийный автобус, груженный аппаратурой и пленкой, вез нас к Белорусскому вокзалу. Нас было четверо, уезжавших на фронт. Операторы Борис Шер и Николай Лычкин, администратор Александр Ешурин и я. Меня провожала жена Нина. Ей со дня на день рожать… Страшна была настороженная, чужая, пугающая тишина московских улиц…»
Операторы-документалисты считали своим долгом быть рядом с военными действиями, быть рядом с войной. Они бросали все: уютные дома, любящих жен, еще не родившихся детей, потому что осознавали простую истину: биография оператора кинохроники неотделима от событий, свидетелем и участником которых он является, от событий, происходящих в его стране.
Вся армия документалистов находилась в распоряжении фронтовых штабов, при которых были образованы специальные киногруппы. Повседневные киносъемки осуществлялись по непосредственным заданиям военного командования и затем отправлялись в Москву, на Центральную студию документальных фильмов, которая на протяжении всех военных лет была оперативным центром нашей кинохроники.
Всего за четыре года войны кино-хроника выпустила четыреста номеров «Союзкиножурнала», шестьдесят пять номеров журнала «Новости дня», двадцать четыре «фронтовых киновыпуска», шестьдесят семь тематических короткометражных фильмов и тридцать четыре полнометражных документальных кинокартины. Общий метраж негативов военных съемок составил три с половиной миллиона метров.
Операторы-хроникеры участвовали в опаснейших боевых операциях, снимали в боевых самолетах, танках. Они были под Москвой в исторических боях, когда Советская армия нанесла первое тяжелое поражение фашистским захватчикам. Снимали на переднем крае бои у Волги и на Курской дуге, их забрасывали в глубокий тыл противника, где они участвовали в рейдах партизанских отрядов. Вооруженные легкими камерами – «кинопулеметами», они в составе автоматчиков участвовали в ближних боях. В их числе была и молодой кинооператор, воспитанник ВГИКа Мария Сухова. Смертельно раненная, она вертела ручку аппарата до того момента, пока не потеряла сознание. Смертью героев пали операторы-фронтовики В. Сущинский, В. Муромцев, П. Быков и другие.