Выдающееся событие в истории алтайского народа

Дата:

SAM_3635Статья под таким названием была опубликована в нашей газете в 1956 году. Публикация была приурочена к 200-летию добровольного вхождения алтайского народа в состав Российского государства. В настоящее время, как и 60 лет назад, вопрос о присоединении Алтая к России не теряет своей актуальности, он интересует представителей научных кругов и общественность. Автор статьи – доцент кафедры истории КПСС и философии Горно-Алтайского государственного педагогического института, политик и педагог П.Е. Тадыев. В истории Горного Алтая Павел Егорович был самым молодым ученым. Кандидатом исторических наук он стал в 1951 году в возрасте 26 лет.
В статье он повествует об исторических событиях, связанных с Цинской войной, падением Джунгарской империи и добровольным вхождением алтайцев в состав России.

«…16 ноября 1956 года трудящиеся Алтая будут отмечать выдающееся историческое событие – 200-летие добровольного вхождения алтайцев в состав России.
1. Присоединение к России северных алтайцев и культурно-экономические связи южных алтайцев с русским народом.
Включение южных частей Западной Сибири в состав Русского государства происходило в довольно тяжелой исторической обстановке и в течение длительного периода времени. Значительная часть Западной Сибири после разгрома главных сил Сибирского ханства уже в конце XVI и начале XVII века начинает интенсивно заселяться и осваиваться русским народом. Опорными пунктами этого заселения становятся сооружаемые остроги и крепости, на основе которых вырастают небольшие города. В 1604 году закладывается Томская крепость, ставшая затем городом, а в 1618 году был построен Кузнецкий острог, сыгравший исключительно крупную роль в распространении русского влияния на Алтае.
С возникновением поселков, форпостов и крепостей русских казаков начинаются культурные и торговые связи с коренным населением этих мест. Это обстоятельство во многом предопределило мирное присоединение к России некоторых частей южно-сибирских племен.
Разумеется, это не исключало местами применения силы, оружия, особенно когда русские отряды встречали вооруженное сопротивление местных князьков. Алтайские племена в рассматриваемое время обитали на огромной территории, охватывающей кроме Горного Алтая значительную часть Алтайского края и Новосибирской области, а также горную часть Восточно-Казахстанской области – от Семипалатинска до Усть-Каменогорска. Эти племена находились в составе крупного азиатского государства, именовавшегося Джунгарией. Джунгария объединяла территории и народы Северо-Западного Китая, Тянь-Шаня и Алтая. «Данниками» ее были многие племена Средней Азии и даже барабинские татары.
Слабость Джунгарии состояла в том, что народы, входившие в ее состав, не были связаны прочными экономическими отношениями, вели большей частью кочевой и полукочевой образ жизни и обитали крайне распыленными группами по обширнейшей стране. Относительная неопределенность занимаемой ею территории приводила к тому, что государственных границ с пограничными знаками, тем более охраняемых регулярными войсками, не существовало. Охрана Джунгарских владений и племен, обитавших на данной территории, была делом самих племен, возглавляемых князьками (зайсанами) и старейшинами. Это своеобразие в известной степени объясняет первоначальную сравнительную легкость подчинения Россией некоторой части северо-сибирских племен, в частности алтайских. Так, в 1605 году были присоединены телеуты, проживавшие в бассейне реки Ини (правый приток Оби, Новосибирская область) подданство их было оформлено в 1609 году. Этот путь характерен и для шорцев, обитавших в отрогах Саянских гор и присоединенных в 1627 году. Телесы (район Телецкого озера) были обложены ясаком в 1633 году, однако твердое закрепление их за Россией произошло лишь в 1650-х годах. Попытка подчинить таутелеутов (горных телеутов) в 1633 году не удалась. Отряд томских казаков под командой Федора Пущина, попытавшийся пройти вверх по Оби до слияния рек Бии и Катуни, чтобы построить там острог и обложить население ясаком, после боя с телеутским князем Обаком вынужден был вернуться. Телеуты этих мест были обложены ясаком и стали считаться подданными России только в первой четверти XVIII века, образовав особую волость.
Таким образом, северные племена Алтая (тубалары, кумандинцы, челканцы), а из южных – телесы и часть телеутов были присоединены к России еще в XVII веке. Из алтайцев наиболее крупным племенем были телеуты, составлявшие в Джунгарии особый отток (подразделение) в четыре тысячи кибиток. Через телеутов велась дипломатическая связь Джунгарского хана с сибирским губернским начальством и правительством России, а также, как утверждали джунгары, первоначальное определение границ между Джунгарией и Россией было совершено телеутами.
Крупное стратегическое значение для упрочнения русских владений на Алтае имело основание Бикатунской, Усть-Каменогорской и Семипалатинской крепостей и значительное количество редутов, форпостов и станцев, обеспечивающих защиту населения и строящегося горного завода. В 20 – 30-х годах XVIII века возникают Колывано-Вознесенские заводы, закрепившие за Россией эту часть Алтая.
Возникновение горных заводов на Алтае, постоянно увеличивавшийся приток населения имели большое значение в развитии культурных и экономических связей с алтайскими племенами. Несмотря на то что алтайское хозяйство было по своему характеру натуральным, наличие довольно широких торговых связей с русским населением этого периода отрицать нельзя. Основными пунктами торговых операций были Усть-Каменогорская крепость, Семипалатинский, Гольцовский и Чакырский рудники, Бикатунская крепость. В сентябре 1750 года алтайцы просили свободный доступ в Бикатунскую крепость или в другие близлежащие места для торговли, мотивируя просьбу тем, что на ярмарки в Семипалатинск ездить далеко. Кроме того, они просили учредить постоянный торжок при «горах Кеспы и Тутджедебы в 70 верстах от крепости Бикатунской». Два или три раза в год алтайцы приезжали для торговли в Бийск, привозя туда, как и в другие места, пушнину, скот, маральи шкуры, войлок и т.д. Известно также, что русские купцы и другие торговые люди ездили в горы Алтая. Томские купцы были частыми жителями так называемой Каракольской волости еще задолго до включения алтайцев в Россию. Особенно широко практиковали торговый обмен южные алтайцы с северными, независимо от того, что одни были подданными России, а другие – Джунгарии.
В обмен на пушнину и скот алтайцы получали промышленные изделия, которые сами производить были не в состоянии. Поэтому не случайно, что инициатива в установлении связи с Россией исходила от Горного Алтая, ибо он больше нуждался в этой связи, как страна скотоводческая.
Но эти постепенно развивающиеся связи между алтайцами и русскими были на некоторое время нарушены надвигавшимися грозными, ставшими чуть ли не роковыми для алтайцев событиями. Острая междоусобная борьба за ханский престол, начавшаяся в Джунгарии после смерти Галдан Череня, явилась одним из исходных пунктов ее трагического финала. В борьбе за власть, длившейся около восьми лет, страдал прежде всего народ. Именно его кровь лилась за удачи или неудачи того или иного претендента. Результатом междоусобных войн, приведших к внутреннему ослаблению Джунгарии и антиманьчжурскому восстанию народа во главе с изменником Китая Амыр-Саной, явилась опустошительная война 1755 – 1758 годов. Маньчжурская династия Китая, стремившаяся расширить свои территориальные владения за счет захвата земель соседних народов, бросила против Джунгарии огромную вооруженную силу. Почти 150-летняя борьба за покорение Монголии и Джунгарии на последнем этапе закончилась беспощадным, почти поголовным истреблением джунгар и других племен, входивших в нее. Это было бедствие, какого еще не знала история Центральной Азии.
Нашествие и массовые разбои маньчжурских завоевателей имели место и на Алтае. В январе 1755 года в долину Чуи прибыло войско до 70 тысяч человек для взятия алтайцев в китайское подданство. За отказ жителей Челушмана от подданства Китаю отряд взял в плен около 400 человек со всем багажом и скотом. Горный Алтай был буквально наводнен войсками завоевателей, громившими и разорявшими алтайцев. Известно, что «за Катуней-рекой на реке Семе» находилось войско в девять тысяч сто человек, в Каннские волости прибыло до двух тысяч человек, а на территории современного Онгудайского района находилось несколько отрядов, менее значительных по своему количеству. В Каннской волости эти войска «с сильною да оружейною рукою напали и великий у них зенгорцев урон причинили». Алтайские зайсаны, не желавшие верить в китайское подданство, созвали конные отряды по нескольку сот человек и вели бои с завоевателями. Особенно известны своими активными действиями зайсан Гулчугай и его помощник Бобой. Они мобилизовали в свой отряд весь мужской состав дючин (волостей), способный владеть оружием, а «в кибитках (указывалось в одном документе) остались мужска полу только больные да женска».
Телеутский зайсан Бок в письме на имя императрицы сообщил, что, когда он с другими телеутскими зайсанами шел к русским крепостям со всем народом, по пути их дважды жестоко избивали китайские и монгольские войска. Далее он писал, что «мунгальское войско, которые через Алтайские горы к находящихся в оных зенгорцев без остатку искореняли, учиняя нападение на всех нас, без остатку и порубали, а малолетних в реку бросали и вдаль отвозя оставляли, видно если каковые ухит… явятся тоб никто и сыскать не могли».
Память людей старшего поколения до сих пор сохранила многочисленные предания и легенды, повествующие о суровой участи народа, подвергшегося варварскому нашествию завоевателей.

Материал подготовила
В.Т. Таурдинова
Продолжение статьи читайте в следующих номерах

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Предыдущая статья
Следующая статья

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Прокуратура выявила факт незаконной рубли леса в Чемальском районе

Природоохранная прокуратура выявила факт незаконной рубки лесных насаждений на...

«Иль сны приходят. В них я с вами вместе…»

Время летит неумолимо. Изменить чью-то судьбу мы не можем,...