2 октября научная общественность Горного Алтая отметила 85 лет со дня рождения выдающегося исследователя истории и этнографии северных алтайцев кандидата исторических наук Феофана Александровича Сатлаева (1931 – 1995 гг.). Публикуемая ниже научная статья «Основные этапы вхождения алтайских племен в состав России (XVII – вторая половина XIX в.)» вышла в 1995 году,
но в связи с кончиной Ф.А. Сатлаева была утеряна из поля зрения исследователей.
В 2016 г. ее нашел и передал сотрудникам БНУ РА «Научно-исследовательский институт алтаистики им. С.С. Суразакова» профессор Санкт-Петербургского государственного университета
доктор философских наук А.В. Малинов.
Присоединение Алтая к России началось вскоре после основания Томского острога. В 1607 – 1615 гг. военная администрация этой крепости неоднократно посылала свои отряды в пределы Кузнецкого Алатау для подчинения местных племен. Особенно значительным был поход 1614 – 1615 гг., когда отряд служилых людей под предводительством сотника Пущина и атамана Константинова попал в окружение объединенных сил енисейских феодалов и абинских племен. Исход этого сражения решил судьбу не только последних, но и всего населения Алтае-Саянского нагорья.
У нас нет прямых фактов, свидетельствующих, что подобные действия происходили в Степном и Предгорном Алтае. Известно лишь, что первые родоплеменные группы Алтая были подчинены в 1622 – 1624 гг. и обложены ясаком. В конце 30-х годов XVII в. почти все племена Предгорного Алтая и Кузнецкого Алатау, отрогов Саянских гор были подчинены кузнецким и томским воеводам. Однако это подчинение носило формальный характер. Уже в начале 30-х годов большинство из них «отложились», а часть ушла в «немирные землицы», т.е. еще не захваченные военной администрацией Томского и Кузнецкого острогов. В 1633 и 1649 гг. предпринимались походы против телеутов для вторичного «добровольного» присоединения. В 1629 г. посланцы из Кузнецкого острога подверглись нападению местных жителей, четверо из них были убиты.
Военно-администра-
тивный режим, установленный воеводами, и высокие нормы ясака (по 10 соболей в год с каждого мужчины) были главными причинами недовольства и побегов местного населения. Однако побеги были не единственной формой борьбы против властей. В 1643 г. восстали роды керсагал, солу, услен, мундус, тодош и кергеш: «учали бой ставить, из луков стрелять». Восстание было подавлено атаманом П. Дорофеевым и Кузьмой Владимировым: «На бою многих побили и иных переранили». В результате алтайские племена вновь обязались платить ясак «по вся годы сполна по 10 соболей с человека». Последнее восстание произошло в 1700 г., когда Яков Мансюков наголову разбил взбунтовавшихся кумандинцев.
В XVII в. основной силой, противоборствовавшей военно-административному режиму воевод, была военно-феодальная верхушка телеутов во главе с князем Абаком и его потомками. Шла борьба и за монопольное право сбора ясака с населения Алтая и Горной Шории, длившаяся на протяжении всего XVII столетия, пока основная масса телеутов не была переселена джунгарским ханом на территорию Восточного Казахстана и Северной Киргизии. Начиная с 30-х годов XVII в. в эту борьбу включились джунгарские ханы, претендовавшие также на господство в Южной Сибири. Все это усложняло позиции царизма и русской военной администрации в Западной Сибири. В создавшихся условиях нужны были неординарные меры, чтобы удержать местные племена в Сибири и исправно взимать с них ясак. С этой целью царское правительство, с одной стороны, проводило политику «обласкивания», а с другой – ввело систему аманатов (заложников), с помощью которых содержалась родоплеменная верхушка, связанная узами кровного родства. Таким путем царская администрация в Сибири взимала ясак с покоренных народов в виде натуральной дани пушниной и отчасти железными изделиями. Исторические документы XVII в. содержат на этот счет много примеров. Так, в наказе томского воеводы князя Никиты Егупова-Черкасского десятнику Василию Седельникову, отправленному в 1633 г. к Абаку, указывается: «А будет он, Абак, учнет, говорите, что самому ему, Абаку, за коими мерами в Томский город итти немочно, и он, Абак, в свое место прислал в Томский город сына своего».
Телесский князь Мандрак попал в плен в 1643 г., содержался в качестве аманата. Его сын Айдар платил ясак, пока был жив отец. Позднее, в 1653 г., в Кузнецк были уведены семьи «беглых» кумандинцев из Чабатской и Колбинской волостей, а мужчины приведены к присяге и отпущены. Царизм предписывал своим воеводам соблюдать по отношению к сибирским народам «ласку и привет», а в случае восстания, отказа подчиниться и платить ясак – пускать в ход оружие. Примером тому могут служить походы на телесов в 1632, 1642 гг. и против телеутов в 1632, 1673 и 1674 гг.
Чтобы окончательно укрепиться на Алтае и монопольно владеть этим регионом, нужно было возвести новые крепости против стремившейся подчинить этот край Джунгарии. Царская администрация прекрасно это понимала. Еще в 1632 г. в устье р. Бии был отправлен из Томска Ф.И. Пущин с отрядом в 60 человек для строительства острога. Однако эта попытка оказалась неудачной. В следующем году был направлен другой отряд во главе с П. Сабанским. Третья попытка найти место для основания острога была предпринята в 1642 г. тем же П. Сабанским, но его предложение построить острог в устье р. Лебедь не было принято. Просьба о строительстве острога на Бии или ее притоках поступала и со стороны местных жителей и князьков. И лишь по указу Петра I в 1709 г. была заложена выше устья рек Бии и Катуни небольшая крепость, уничтоженная вскоре, в 1710 г., в результате набега джунгарского зайсана Духара.
Земли Степного и Предгорного Алтая были окончательно закреплены за Россией после строительства Чаусского (1713 г.), Бердского (1716 г.), Белоярского (1717 г.) острогов, Бийской (1718 г.), Семипалатинской (1718 г.) и Усть-Каменогорской (1720 г.) крепостей. С окончанием их строительства все междуречье Оби и Томи (за исключением горной части) было закреплено за Россией. Так закончился первый этап присоединения Алтая к России, длившийся свыше ста лет со дня основания Томского и Кузнецкого острогов, а со строительством новой системы крепостей были созданы предпосылки для присоединения Горного Алтая. Начавшееся в конце первой четверти XVIII в. строительство Демидовских заводов обусловило дальнейшее продвижение царской администрации в горные районы, богатые залежами различных руд. Характер взаимоотношений населения Горного Алтая с русскими накануне джунгаро-циньской войны сводился к мелким пограничным стычкам. Так, в 1743 г. калмыки, иначе говоря, телеуты зайсана Омба в составе пяти человек, т.е. «Келиш да Чадыр с товарищами на Чарыше-реке», убили троих русских, угнали трех лошадей и увезли три котла и одну косу. Тогда же были ограблены и убиты на р. Иртыш шесть русских купцов, направлявшихся для торговли в Ургу, угнаны 12 лошадей. В 1747 г. в районе Усть-Каменогорской крепости калмыки угнали 67 лошадей и ранили двоих солдат «стрелами чуть не до смерти». В 1748 г. зайсан Омба предъявил русским властям свои претензии, заявив, что около Колыванских заводов «грабят и обижают его людей, находящихся на соболином промысле».
Смерть Галдин-Церена в 1745 г. вызвала резкое обострение внутриполитической обстановки в Джунгарии. Началась ожесточенная междоусобная война, принявшая затяжной характер. Она ослабила джунгар и явилась главной причиной поражения Джунгарии в борьбе с Цинской империей. Весной 1755 г. маньчжурское правительство нанесло джунгарам сокрушительный удар. Летом 1755 г. маньчжурский император отдал приказ покорить племена южных районов Горного Алтая. В создавшихся условиях население Горного Алтая обратилось с просьбой о помощи и приеме в подданство России.
Русское правительство Указом от 17 декабря 1755 г. предписало губернатору М.И. Неплюеву и сибирскому губернатору В.А. Мятлеву принимать в подданство России только тех алтайцев, которые будут согласны переселиться на Волгу или в степи Бурятии. Однако алтайские князья и старшины не соглашались на такое переселение. В январе 1756 г. 13 зайсанов собрались на совет. От имени всех собравшихся главный зайсан Омбо обратился к императрице Елизавете с просьбой о защите и приеме в российское подданство.
Указом от 2 мая 1756 г. правительство России разрешило принять алтайцев в русское подданство, несмотря на их отказ переселиться в другие места. При этом сибирская администрация должна была принять соответствующие меры, направленные на защиту новых подданных от китайских агрессоров. К России отошли земли и кочевья алтайцев по верхнему течению Иртыша у впадения Ульбы, Бухтармы и Нарыма, а также по верховьям Катуни и Бии. С присоединением указанных районов к России завершился второй этап вхождения алтайских племен в состав империи. При этом присоединение носило мирный характер и произошло по просьбе самого населения Горного Алтая. И тем не менее алтайцы, проживавшие в бассейне рек Чуи и Аргуна, а также к югу от Телецкого озера, оставались на положении двоеданников и были зависимы, с одной стороны, от Маньчжурии, с другой – от России. И лишь после подписания в 1864 г. Чугучакского договора эта часть Горного Алтая окончательно отошла к России. Так закончился третий этап присоединения Алтая к России, длившийся два с половиной столетия, в течение которого складывались и развивались мирные добрососедские отношения местного населения с русским народом, были созданы условия для промышленного и сельскохозяйственного производства на новой основе, развивались торгово-меновые отношения и т.д. (…)
В XVII в. поселения русских крестьян были расположены вокруг городов Томска и Кузнецка. И лишь в конце века они появляются на Алтае. Насильственное переселение Джунгарией в горы основной массы телеутов создало условия для появления русских крестьян на Алтае, богатом разного рода промыслами и хлебопахотными землями. Уже по переписи 1719 г. здесь было девять деревень ведомства Белоярской крепости. В 1734 г. на Алтае было построено 34 населенных пункта. За 20 последующих лет число русских селений достигло 96. В 1730 г. была основана деревня Барнаул, позднее, в 1744 г., здесь был открыт медеплавильный завод с поселком, переросшим вскоре в город Барнаул – центр управления всем обширным округом Колыванских заводов. В 30-х годах XVIII в. началось стихийное заселение земель на западных притоках Оби (Алее и Чарыше). Уже к 1752 г. здесь насчитывалось более 60 деревень и было засеяно свыше тысячи десятин земли, не знавшей до этого плуга.
С конца 50-х годов XVIII столетия идет бурный процесс освоения бассейна Бии. Активная колонизация края особенно усилилась со строительством Колыванских заводов. Так, например, в момент передачи заводов А.П. Демидовым в царскую собственность здесь числилось 3121 человек. По указу 1747 г. к заводам было приписано из Кузнецкого уезда еще 7814 душ. К 1757 г. на заводах работало уже 10985 душ. Указом 1761 г. дополнительно было приписано из Томского и Кузнецкого уездов 12823 души. Главными источниками пополнения рабочей силы в условиях феодального государства были различные категории русского крестьянства, как местного, так и из других губерний России.
В первой половине XVIII в. развернулась деятельность церкви по христианизации народов Западной Сибири. На Алтае она коснулась лишь «кыштымцев», расселявшихся в верховьях Чулыма и по р. Тогул. Инициатором их крещения был митрополит Филофей Лещинский. Однако деятельность Лещинского и его сподвижников не принесла успеха. Христианизация местного населения была сведена к замене роли шамана русским попом. Местные жители по-прежнему продолжали придерживаться своих старых языческих верований.
Алтай – Россия: этапы присоединения
Дата:
Все самые последние новости в нашем телеграм канале