Кто из нас не помнит золотой сентябрь, школьный двор, раскатистый звон колокольчика и его, милого, славного, доброго, самого лучшего учителя? Того самого, который помог открыть дверь в будущее, в мир новых знаний, подарил частичку своей души и оставил в памяти теплое воспоминание. Может быть, такой учитель встретился вам не в школе, а в университете, колледже или в другом образовательном учреждении? Педагог – широкая специальность, объединяющая людей, которые работают в детских садах, преподают в школах, профессионально-технических училищах, вузах, есть даже «учителя учителей» – методисты, работающие над изучением, выработкой методов преподавания.
Высокого звания учителя достоин не каждый. Эта профессия требует тщательного отбора: выбрать ее могут многие, но стать настоящим учителем – единицы.
При одном только воспоминании о таких Учителях с большой буквы сердце наполняется благодарностью. Наверное, поэтому День учителя – один из немногих профессиональных праздников, к которому все относятся с трепетом и теплом. Для некоторых педагоги становятся частью семьи, потому что на протяжении многих лет практически каждый день мудрые наставники присутствуют в их жизни.
Изо дня в день, из года в год учитель отдает себя детям. Недаром говорят, что школа – второй дом, а учитель – вторая мама.
Трудно представить, сколько сил, труда, души, терпения педагоги вкладывают в каждого из своих воспитанников, чтобы они из озорных девчонок и мальчишек выросли в успешных, счастливых людей.
В преддверии профессионального праздника мы попросили рассказать молодых и заслуженных педагогов республики о призвании, вдохновляющих мыслях и ежедневной работе.
Преподаватель русского языка и литературы Горно-Алтайского педагогического колледжа, преподаватель года Республики Алтай-2016 Алена Олеговна Санаа:
– В колледже я работаю третий год. Окончила Алтайскую государственную педагогическую академию, затем магистратуру, сейчас являюсь аспиранткой ГАГУ.
Стать учителем решила еще в первом классе Балыктуюльской средней школы под влиянием моего первого учителя Раисы Семеновны Деменовой. Талантливая, харизматичная, очень добрая, но вместе с тем достаточно строгая и требовательная, она стала для меня образцом безукоризненного профессионализма.
Русский язык и литературу я веду у первых курсов на всех четырех отделениях. У меня насыщенный график, каждый день провожу по 6 – 8 уроков. Очень люблю свою профессию. Мне нравится видеть, как литература воздействует на молодых людей, с которыми я работаю. Под влиянием творчества великих писателей и поэтов, с которыми знакомятся на уроках, они сами пишут стихотворения, рассказы, все это я стараюсь опубликовать, лучшие работы печатают в республиканских газетах. Моя задача не только в том, чтобы подопечные усвоили тот или иной материал, но еще и в нравственном и эстетическом воспитании молодежи. Иногда мне приходится перевоплощаться в психолога, потому что многие студенты обращаются ко мне за советами, делятся личными переживаниями, обычно они это делают в форме послания или письма, на которое обязательно нужно ответить.
Мои студенты очень талантливые, я согласна с Ф. Достоевским, что человек есть тайна, и если всю жизнь будешь заниматься разгадкой этой тайны, не говори, что потратил время зря.
Учитель истории и обществознания школы №1 Горно-Алтайска, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, победитель городского и республиканского конкурсов педагогического мастерства в номинации «Самый классный классный» Игорь Александрович Николаев:
– Классный руководитель – «папамамазаменитель» в стенах школы, потому что именно он решает любые проблемы подопечных.
У меня пока нет своих детей, зато есть 28 ребят, за которых отвечаю, и они мне как родные. Мы активно участвуем во всех внутришкольных, городских мероприятиях, в ежегодных отчетных концертах.
Когда мои дети учились в пятом классе, мне частенько приходилось разбираться в таких, казалось бы, забавных для взрослых ситуациях: то кто-то кинул в кого-то рюкзаком или пеналом, то еще что-нибудь. Причем каждую перемену!
Незначительные вроде бы происшествия для детей перерастают в проблемы глобального масштаба, если вовремя их не решить.
Ученики мои приходят ко мне в разном расположении духа, но классный руководитель всегда должен быть одинаковым – добрым, позитивным, любящим.
Я люблю и уважаю своих учеников за то, что они умеют думать. У них голова еще не засорена, как у взрослых с кучей клише, которые можно применять в любой жизненной ситуации. У детей есть возможность выбора разных вариантов действий, и пусть иногда он неправильный, но при этом дети стараются думать! Они умеют и учатся думать. Все ученики разные и все – уникальные!
Мне нравится, что мои труды приносят какие-то плоды, что я что-то дарю этому миру, а не только получаю.
Методист Центра психолого-медико-социального сопровождения Республики Алтай Татьяна Олеговна Мельникова:
– Профессию учителя я выбрала в юности. Мне захотелось посмотреть, как с точки зрения педагога выглядит весь образовательный процесс.
Методистом в Центре работаю с 2011 года. Это образовательное учреждение проводит дистанционное обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
При этом ребенок-инвалид одновременно является учеником общеобразовательного учреждения по месту жительства и обучающимся «виртуального класса» Центра дистанционного образования, где на каждого составляется индивидуальное расписание с учетом всех пожеланий и возможностей.
Можно сказать, что дистанционное образование и в стране и в республике – это новинка.
Так как наши ученики – не обычные дети, а с ограниченными возможностями здоровья, учителям к урокам нужно готовиться особенно тщательно, потому что многое нужно не просто знать, а уметь использовать на практике.
Мы работам через скайп. В нашем учебном сайте, как в учебнике, только в электронном виде, разработаны все темы. Бывают различные ситуации: допустим, в какой-то момент сайт стал недоступен, сервер не работает, Интернета нет… И как педагогу действовать в такой ситуации? Приходится разными путями находить способ представления информации. Всегда и во всем учителям помогают неординарный подход, смекалка и творчество.
Считаю, учитель без творчества – это пол-учителя. Когда учитель дистанционного образования готовится к уроку, он рассчитывает не на ту теоретическую материальную базу, какая есть для всех школьников. Здесь очень важны персональная работа, индивидуальный подход. Для решения учебных задач предоставляется большой комплект оборудования каждому ребенку. Есть принтеры, сканеры, фотоаппараты, микроскопы и много другое.
Мне интересна и приятна эта работа. Я люблю общаться с ребятишками, особенно с новенькими: помогать им и видеть, как они учатся, развиваются и стремятся к знаниям, – большая радость.
Заслуженный учитель РФ Александра Васильевна Таушканова:
– В образовании я проработала 58 лет. После окончания педучилища в 1954 году меня направили в базовую школу №1 преподавателем физкультуры. Эта начальная школа была одной из лучших не только в городе, но и в области. Здесь меня встретил прекрасный коллектив из 11 человек. Среди них были прославленные педагоги, в их числе Евдокия Федотовна Курова, награжденная орденом Ленина. Директором школы в те времена была Лариса Александровна Потапова. В стенах школы №1 от своего первого звонка до пенсии я проработала в общей сложности 36 лет. Первые три года была учителем физкультуры, потом – учителем младших классов. За годы работы выпустила примерно 10 классов, обучила около 400 детей. Я считаю: главное в деле успешного воспитания – между учеником, учителем и родителями должна быть неразрывная связь, так сказать «магический треугольник». Если все вместе, в одной спайке – значит, будет успех.
На первых собраниях я сразу договаривалась с родителями: с сегодняшнего дня у нас единая семья, единая задача и цели!
После того как мне исполнилось 55 лет и я оформилась на пенсию, меня тут же пригласили в Горно-Алтайский педагогический колледж, здесь я проработала 22 года. У меня будто открылось второе дыхание.
В 77 лет еле уговорила себя уйти на заслуженный отдых и уже не работать. Должна сказать, мои лучшие годы – это 36 лет в школе и 22 – в педколледже.
Со студентами работать интересно, но это большая ответственность. Поэтому и в пенсионном возрасте приходилось заниматься самообразованием. Пусть опыта было достаточно, но теоретические знания нужно было подновлять. Считаю, что педагог остается педагогом до тех пор, пока учится сам.
Душа моя требует дела, и в настоящее время я работаю в общественной организации Союзе учителей РА.
И пусть мне идет уже девятый десяток, но так хочется еще раз войти в класс и сказать: «Здравствуйте, дети! Я ваша учительница! Я научу вас читать и писать, я научу вас любить нашу Родину!»
Подготовила
Галина Ясакова