Лесное хозяйство: проблемы и перспективы

Дата:

На одном из последних пленарных заседаний Совета Федерации, в работе которого участвовала сенатор от Республики Алтай Татьяна ГИГЕЛЬ, перед членами верхней палаты российского парламента выступил председатель Научного совета по лесу Российской академии наук Александр Сергеевич ИСАЕВ.
Выпускник Ленинградской лесотехнической академии, с 1960 года Александр Сергеевич работал в Институте леса и древесины Сибирского отделения Академии наук СССР, прошел путь от младшего научного сотрудника до директора института, академика, председателя Государственного комитета по лесу. Его авторитет признан на международном уровне – достаточно сказать, что Александр Сергеевич избран почетным членом Американского общества лесоводов.

– Татьяна Анатольевна, чем для вас, как для специалиста в области лесного хозяйства, было интересно это выступление перед сенаторами?

– Могу сказать, что я впервые за последние десять лет слушала с огромным вниманием такое обстоятельное и в высшей степени компетентное выступление крупнейшего ученого-лесовода. Это был глубокий и всесторонний анализ положения дел в современном лесном хозяйстве, многие участники обсуждения с удивлением открывали для себя, что мы на самом деле плохо представляем себе картину в этой отрасли экономики, которая могла бы стать одной из ведущих. Признавая тот факт, что Россия остается бесспорным лидером по наличию лесных ресурсов, мы обладаем лишь весьма приблизительными представлениями о них, не имея достоверных данных о характеристиках лесов, необходимых для полного понимания их экономического, экологического потенциала, а значит, и правильности использования.

– Можно ли сказать, что на уровне нынешней власти руководствуются реальными представлениями о том, что происходит сегодня в лесной отрасли?

– Да, в апреле 2013 года в Улан-Удэ на региональном совещании президент страны В.В. Путин сказал, в частности, о том, что мы не обладаем достоверной информацией ни о количестве, ни о качестве лесных ресурсов. «Такие сведения есть у нас лишь по 19 процентам лесной территории». В наших лесах ежегодно заготавливается около 200 млн. кубометров древесины, что в 1,5 – 2 раза ниже, чем в США, Индии, Китае. То есть нашу страну уже нельзя считать лидером в этом отношении, хотя еще совсем недавно наше преимущество было бесспорным, и оно всеми признавалось.
А сейчас наша страна – на пятом месте по объемам лесопользования (мирового). При наличии четверти лесных земель планеты в 2015 году на Россию пришлось только 5,5% общемирового объема заготовок древесины.

– Какие тенденции в нынешнем лесном хозяйстве можно считать наиболее тревожными?

– Слушая выступление А.С. Исаева, я находила для себя точные и объективные объяснения всего, что происходило у нас после так называемой перестройки. Лесное хозяйство России, в отличие от большинства «лесных держав» мира, стало сейчас убыточным. Лесной доход федерального бюджета по итогам прошлого года составил 17 млрд. рублей, что обеспечило покрытие менее 60% бюджетных затрат, направленных на лесное хозяйство. Такое положение дел академик Исаев напрямую связывает с результатами работы в условиях нового Лесного кодекса, принятого в 2006 году. С его принятием в лесном хозяйстве, по словам Александра Сергеевича, «произошли колоссальные, часто трагические для русского леса изменения».
Ликвидированы государственные лесхозы (только в 2007 году их ликвидировано по стране 1759), сокращена лесная охрана, государство отказалось от финансирования лесоустройства, охраны и воспроизводства леса; лесное хозяйство переведено «на аукцион», вовсе не гарантирующий того, что лесные угодья окажутся в руках грамотных и рачительных хозяев; при новом порядке лесопользования предусматриваются исключительность аренды лесов и переход на заявительный принцип лесопользования; государственная инвентаризация лесов и частное лесоустройство всё чаще вступают в противоречие; и, наконец, передача на региональный уровень всей ответственности за состояние лесов без учета природно-климатических и социально-экономических особенностей регионов.
Поспешность, с которой лесное хозяйство было переведено «на коммерческие рельсы», уже сейчас выявляет пагубные последствия такого подхода.

– Татьяна Анатольевна, с учетом всех негативных последствий, вызванных принятием нового Лесного кодекса, принимаются ли сейчас какие-то меры для исправления допущенных ошибок?

– Да, конечно. Сейчас принимаются меры по восстановлению государственных специализированных бюджетных учреждений лесного хозяйства, внесены соответствующие поправки в Лесной кодекс. «Это очень правильное, хотя и запоздалое решение», – отметил академик в своем выступлении. А вот как быть с финансированием лесного хозяйства на уровне регионов? Механизмы внебюджетного финансирования лесного хозяйства законодательством до сих пор не предусмотрены.
Важным итогом работы Государственного совета по лесу в 2013 году стало, по мнению А.С. Исаева, поручение президента о восстановлении государственной лесной охраны. Но опять-таки сокращение бюджетных ассигнований приводит к тому, что на региональном уровне решить эту проблему практически невозможно.
Я согласна с предложением Александра Сергеевича: довести численность должностных лиц, обеспечивающих охрану лесов, до нормальной – примерно два человека на 50 тысяч гектаров. И, конечно, включить сотрудников лесной охраны в состав работников государственной службы субъектов Российской Федерации. Прежде всего это касается статуса лесничих, которые на сегодняшний день практически бесправны.

– А можно ли считать, что арендные отношения, которые внедрены сейчас в лесном хозяйстве, будут сохраняться и дальше?

– В выступлении академика Исаева мне больше всего понравилась его откровенность. Он не скрывал, что, будучи министром лесного хозяйства СССР, привез из Канады и широко распространял идеологию арендных отношений. Но тогда никто не мог и представить, что впереди нас ждут такие реформы, после которых в аренду попадут даже ранее освоенные леса, в том числе вокруг городов, поселков, деревень. В то время никто не мог предположить, что сельчанин не сможет даже за деньги заготовить машину дров, вывезти деловой лес для личного строительства, для изготовления срубов домов и бань на продажу. Как считает Александр Сергеевич, эти решения, ограничивающие права сельского населения, конечно же, требуют пересмотра, и мы будем над этим работать.

– Татьяна Анатольевна, в условиях растущего дефицита бюджета, особенно на региональном уровне, будет ли расширяться экономическая самостоятельность предприятий лесного хозяйства?

– Наши ученые проводили сравнительный анализ на основе накопленного мирового опыта. Нас ждет переход на финансовую модель доходного управления лесами, определяющую наиболее выгодные виды продукции лесного хозяйства. Мы много говорим о так называемой рыночной экономике, однако нынешняя ситуация в лесном хозяйстве показывает, что Лесной кодекс стал результатом лоббирования интересов частного бизнеса, которому выгодно получать прибыли за счет государства. Но это в корне неверно, и поэтому задачей дня должен стать планомерный переход к взаимовыгодному частно-государственному партнерству.

Пресс-служба ГС – ЭК РА

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Получите востребованную профессию массажиста (можно без мед.образования)

Специально для вас, Центр «Мой бизнес» Республики Алтай объявляет...

Первый на Алтае Фестиваль искусства пройдёт на курорте Сбера «Манжерок»

С 27 апреля по 12 мая на территории курорта...

Турочакский суд вынес приговор сельчанам за угон мотоцикла

Турочакский районный суд вынес приговор двум местным жителям 2005...

«Ростелеком» подал скоростной интернет в Усть-Коксу, Мендур-Соккон и Ыныргу

«Ростелеком» завершил работы по строительству волоконно-оптических линий связи и...