Опережать мысли хирурга

Дата:

800px-lyumina_zadvorova_osmotrВ октябре в Республике Алтай проходит традиционный Месячник пожилого человека.
В один из погожих деньков «золотого» месяца мы побывали в гостях у ветерана труда Валентины Николаевны Задворовой, долгие годы проработавшей операционной сестрой хирургического отделения Горно-Алтайской областной (республиканской) больницы. Валентина Николаевна поведала много интересного о своей судьбе, коллегах, с которыми трудилась, о той, совсем другой медицине, которая существовала более чем полвека назад.

Родилась Валентина Николаевна в селе Усть-Иша Алтайского края в 1936 году, её детство выпало на тяжёлое время войны, голода и разрухи.
— Отец ушёл в 41-м на фронт и не вернулся. Жили мы очень бедно. Мама осталась одна с детьми, нас у неё было двое – я и брат, ещё она взяла к себе двух девочек-сироток – сестёр отца. Одна из них, повзрослев, уехала в Горно-Алтайск, где поступила в фельдшерско-акушерскую школу. Через несколько лет я последовала её примеру, – рассказывает В.Н. Задворова.
Яркой страницей в жизни Валентины Николаевны был период студенчества. Ей посчастливилось учиться у замечательных преподавателей, их имена навсегда стали частью истории здравоохранения нашего региона.
— Хирургию, мой любимый предмет, преподавал Эдуард Иванович Шаиро, отоларингологию – заслуженный врач РСФСР Борис Герасимович Королёв, анатомию – Александр Александрович Кукарцев, фронтовик, у него не было одной ноги. Прошёл войну и заслуженный врач РСФСР Георгий Захарович Тарский, он вёл у нас латынь, а его супруга Полина Павловна Иванова, тоже заслуженный врач РСФСР, преподавала кожно-венерологические болезни – вспоминает Валентина Задворова.
В Горно-Алтайскую областную больницу наша героиня пришла в 1954 году. Главным врачом в то время работал Павел Васильевич Ларкин. Он спросил девушку, в каком отделении она хотела бы трудиться. Валентина Николаевна ответила честно – в хирургическом. Павел Васильевич возражать не стал, но дал месяц испытательного срока, который она благополучно прошла, в итоге проработала операционной сестрой 37 лет.
О своём первом руководителе ветеран рассказывала с теплотой в голосе.
— Во всём он любил порядок, но был очень тактичным человеком. Например, если видел какие-то недостатки, зайдя к нам в отделение, никогда при всех замечания не делал, передавал старшей сестре, а она уже вызывала и говорила, где надо доработать, – делится В.Н. Задворова. – А ещё он всегда переживал за своих сотрудников, помнил всех поимённо до преклонного возраста. Всегда спрашивал, как дела в семье, как муж, дети.
Словно в машине времени мы перемещаемся вместе с Валентиной Николаевной в далёкое прошлое. Облбольница располагалась раньше в здании, где сейчас находится психиатрическая больница. На первом этаже в правом крыле размещалось гинекологическое отделение, в левом – терапевтическое, где также лежали, неврологические и кардиологические больные. Правую часть второго этажа занимало хирургическое отделение, где лечились пациенты с болезнями лор-органов, урологическими и глазными заболеваниями. Левая часть была отдана под травматологию, здесь же размещались койки для людей, страдающих костным туберкулёзом.
Коллектив больницы был небольшой, зато очень дружный. По словам Валентины Задворовой, люди, прошедшие все тяготы военного времени, не умели возноситься, разделения между врачами и средним медицинским персоналом практически не ощущалось. Жили общими задачами и целями, вместе работали не только в стенах больницы, но и в садах, в поле – заготавливали и убирали сено, трудились на уборке овощей, чтобы пациенты могли нормально питаться.
— Раньше на месте нынешнего больничного городка был большой сад, где выращивали груши, яблоки, сливы, вишню, малину, арбузы и другие культуры. Сушили фрукты, зимой компот больным варили, делали сок из свежих фруктов и овощей, – говорит В.Н. Задворова. – И картошку сажали, и скот держали – всё это было. Жили тогда беднее, но больных кормили хорошо, натуральными продуктами. К еде бережно относились, если хлеб оставался недоеденным, его не выбрасывали, делали сухари.
Вспоминая больничную жизнь тех лет, Валентина Николаевна рассказывала, что при учреждении имелся свой парикмахер, по отведённым дням он ходил по отделениям, подстригал и брил всех желающих. Пациенты слушали радио, в каждой палате имелся приёмник с наушниками, читали книги и свежие газеты, которые разносил по палатам библиотекарь.
В фотоальбоме ветерана хранятся уникальные фотографии, на них лица медиков, которые когда-то трудились в системе здравоохранения нашего региона, – светлые и добрые. На многих фото обращает на себя внимание молодая женщина с серьёзным взглядом и сдержанной улыбкой.
— Это Анна Дмитриевна Люмина – заслуженный врач РСФСР, она была заведующей хирургическим отделением, – поясняет Валентина Николаевна. – Золотой человек! Знаете, она ко всем относилась просто и как-то по-матерински. Даже спустя годы, когда она уже жила в Барнауле и была депутатом Верховного Совета СССР, не забывала нас и наше учреждение. Однажды она приехала на 70-летие облбольницы, увидела меня, простую медсестру, обняла и сказала: «Валечка, ты совсем не изменилась!»
Свои трудовые будни в больнице Валентина Задворова помнит, будто всё было только вчера. Между тем прошли годы, многое в здравоохранении качественно изменилось, слушая нашу собеседницу, невольно думаешь, как далеко сегодня шагнул прогресс.
– Инструменты стерилизовали только кипячением, автоклавы появились позже. Скальпели сами точили, шовный материал стирали, да так, чтобы не разлохматить нитку, потом сушили, стерилизовали. Огромнейшая подготовительная работа проводилась, – делится В.Н. Задворова. – Анестезиологической службы не было, первые анестезиологи пришли в нашу больницу уже в конце 60-х годов. Оперировали под местной анестезией. Помню, делали резекцию желудка. Хирург Олег Иванович Гетманчук сказал больному: «Ваня, если будет сильно больно, песни пой и матерись». Позже пришёл масочный наркоз эфиром, там были свои минусы. Например, сестра усыпила больного, а операционная бригада тоже начинает зевать — одними же парами дышали. Так и работали.
Как рассказала наша героиня, она работала в основном на экстренных операциях. Её помощь требовалась при особо тяжёлых случаях, а таковых было много. Случалось, экстренных больных поступало сразу несколько, приходилось часами, целую смену, стоять на ногах, помогая хирургу бороться за чью-то жизнь.
— Во время операции сестра должна чётко знать, что от неё требуется – где встать, какой зажим подать… – резюмирует Валентина Николаевна. – Операционная сестра должна считывать, а где-то и опережать мысли хирурга.
За десятки лет она поработала с разными хирургами – и начинающими специалистами, и большими мастерами. Признаётся, что всегда чувствовала себя спокойно, стоя рядом с Иваном Васильевичем Першиным (отличником здравоохранения РСФСР) и, конечно, с народным врачом СССР Анатолием Михайловичем Гоманом.
— Если хирург во время операции в чём-то сомневался, я всегда говорила: «Вызывайте Гомана!» Придёт Анатолий Михайлович, уже знаешь, что всё будет хорошо.
Отдельно она упомянула Александра Александровича Гурьянова, который пришёл в больницу Горно-Алтайска уже опытным врачом и авторитетным человеком. Он вселял уверенность в благополучном исходе и в пациента, и в членов операционной бригады.
— Мне повезло, что я работала с такими замечательными специалистами, – говорит Валентина Николаевна.
Пожалуй, и хирургам повезло с такой операционной сестрой — надёжным и преданным своей профессии человеком. Задворова вспомнила, как один из врачей как-то выразился: «Операционная сестра – как вторая жена. Только если дома от жены что-то можно утаить, недосказать, то операционной сестре не соврешь. Она знает и твои достоинства, и недостатки».
Домой Валентина Николаевна приходила уставшая, а там ждала семья, трое ребятишек. На мой вопрос, как снимала стресс после работы, она лишь улыбается.
— Стресс… Мы и слова такого не знали. Да и некогда было расслабляться, дома – дети, на работе – пациенты.
Нашей героине казалось, что отдых наступит, когда они с мужем выйдут на пенсию. Но муж ушёл из жизни, потом пришлось пережить ещё две тяжёлых потери – погиб зять, не стало дочери. Так получилось, что Валентине Николаевне пришлось стать мамой и бабушкой в одном лице для троих осиротевших детей. Сегодня она богатый человек, у неё пять внуков и шесть правнуков, которые всем сердцем любят бабушку.
— Я всегда Господу молюсь, благодарю за детей. Какие они у меня хорошие выросли! Дай Бог всем такого счастья!
Несмотря на трудную судьбу, Валентина Николаевна Задворова полна позитива, бодрости, женского обаяния, которое не берёт возраст. Она не жалеет о прожитом, о той дороге, которую выбрала для себя.
— Если бы вернулась молодость, я бы всё повторила сначала, – отмечает она.
Спасибо вам, Валентина Николаевна, за тот пример, который вы подаёте молодому поколению всей своей жизнью, за силу духа, за оптимизм! Крепкого вам здоровья и долгих лет!

Светлана КОСТИНА

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

В Горно-Алтайске пройдет ежегодный фестиваль «Книга Алтая»

Одиннадцатый ежегодный фестиваль «Книга Алтая» пройдёт с 8 по...

«Манжерок» запустил специальный тариф для школьников

Всесезонный курорт «Манжерок» запустил специальный тариф для школьников. Акция...

Под счастливым числом

Сегодня, 29 марта, в Перинатальном центре Республики Алтай по...

В Республике Алтай завершается контрактация объектов дорожного нацпроекта

В Республике Алтай завершается определение подрядных организаций для ремонта...