В Горном Алтае в XIX веке жил и работал знаменитый художник Г.И. Чорос-Гуркин. Несмотря на то что прошло уже 147 лет после его рождения, Григорий Иванович не забыт: памяти алтайского художника, литератора, политического деятеля, мастера пейзажа, одного из первых художников-профессионалов среди коренных народов Сибири посвящена моя работа. Картины Григория Ивановича поражают своей глубиной и мощью. Творчество художника помогает увидеть всю красоту нашей малой родины. Несомненно, Г.И. Чорос-Гуркин любил Алтай и как никто другой ощущал его силу и величие. Одной из тайн знаменитых картин художника является то, что он старался с их помощью донести до зрителя природу Алтая, используя «золотую пропорцию». Это я и попытаюсь подтвердить в данной статье.
Возникает вопрос: откуда потомок теленгетского хана Коная, представитель рода чорос мог знать о «золотой пропорции»?
Может быть, гениальность художника позволила правильно расположить детали в картинах? Но для того, чтобы применить свойства «золотого сечения», необходимо произвести точные математические расчеты. И если попытаться переместить озеро или гору на долю миллиметра, то они теряют свою привлекательность. Следовательно, Чорос-Гуркин знал о свойствах «золотой пропорции».
Одним из учителей Гуркина был И.И. Шишкин. Григорию Ивановичу повезло с учителем, так как Иван Иванович владел основами реалистического искусства, умел пристально вглядываться в природу и подмечать характерные черты ее жизни (строение дерева, растений, камней). Кроме того, Шишкин в своих работах использовал свойства «золотой пропорции». Вероятно, Иван Иванович передал Гуркину все тайны своего мастерства. Именно у Шишкина Гуркин мог узнать о «золотой пропорции».
Чтобы установить наличие «золотого сечения» в работах Чорос-Гуркина, я провела практический эксперимент с картинами «Хан Алтай», «Озеро горных духов», «Ледник Геблера. Истоки Катуни». Для этого измеряла длину и ширину картины, находила зрительные центры.
Первоначально я поработала с картиной художника «Хан Алтай», что в переводе с алтайского языка означает «Величественный Алтай». Эта работа Григория Ивановича является одной из самых знаменитых. Здесь он стремится к созданию собирательного образа величавой природы Алтая. Изображен горный пейзаж. На переднем плане слева – скала, на склоне которой два могучих кедра. Именно эта скала делит картину вертикально по золотому сечению. Наличие вертикалей придает картине уравновешенность и спокойствие. Горный массив привлекает внимание человека и является зрительным центром. Картина не представляет в своем целом снимка с определенной местности. Эта композиция написана по этюдам среди вечных снегов Алтая. Художник показывает суровые и величественные вершины горной страны, демонстрируя преклонение перед возвышающей душу могучей природой Алтая.
Далее я поработала с картиной художника «Озеро горных духов». Синтезированный образ высокогорного озера, в котором реальные впечатления от путешествия к высочайшей вершине Алтая Белухе соединились с замыслом художника донести до зрителя национальные особенности мифологического восприятия природы алтайцами. Гора белого цвета делит картину по «золотой пропорции» вертикальной линией. 0,68 – отношение меньшей части к большей. В картине присутствует «золотая пропорция».
Исследовав «Ледник Геблера», я установила: картина основана на свойствах «золотого сечения». В 1899 году Григорий Иванович дошёл до истока Катуни и запечатлел ледник Геблера, сползающий с заоблачных высей Белухи. Это одно из самых ранних его изображений в живописи.
Проведенный мною эксперимент подтвердил предположение о том, что в творчестве Гуркина присутствует «золотая пропорция».
Это мое первое небольшое открытие. Я не знаю, исследовал ли кто-нибудь данный вопрос до меня. Такой информацией не располагаю, но если она есть, мне интересно было бы с ней ознакомиться.
Творчество Чорос-Гуркина ценят и уважают в Республике Алтай. Я верю, что настанет время, когда работы алтайского художника будут признаны во всем мире.
Дарья Гаргац,
ученица 8 класса Паспаульской школы
(руководитель М.А. Кузлекова)