9 февраля в стране отмечается 94-летие создания Гражданской авиации, 12 февраля – День Аэрофлота, одной из старейших в мире авиакомпаний, которая долгие годы оставалась единственной в Советском Союзе. Из нее, по сути, «выросли» все, кто под флагом России бороздит сегодня отечественное и международное воздушное пространство. Современный авиационный холдинг «Аэрофлот» перевозит миллионы пассажиров и входит в число лучших в Европе. С прежним «Аэрофлотом» связаны не только людские судьбы, но и развитие практически всех аэропортов на территории огромного государства. Мы предлагаем вашему вниманию воспоминания Азы Сергеевны БУКАНОВОЙ, которая пришла на работу в метеостанцию старого аэропорта в ноябре 1959-го, а на заслуженный отдых из Службы перевозок уходила в феврале 1993-го.

Маленький самолет (наверное, Як-12) в Майме впервые приземлился где-то в конце сороковых годов прошлого столетия. Помнится, мы, ребятня, бегали его смотреть. Он сел на площадке в конце теперешней улицы Солнечной.
«Старый» аэропорт «Горно-Алтайск», как называли его работавшие там в те годы, был расположен на поле между Платовским мостом и Чуйским трактом. Недалеко от взлетной полосы проходила дорога на Платово. Мы были приписным аэропортом Барнаульского объединенного авиаотряда, переименованного в феврале 1992 года в Барнаульское государственное авиапредприятие.
Тогда начальником аэропорта был Виктор Вениаминович Казанцев, после – Алексей Кузьмич Беззубцев. Начальником метеостанции работал Николай Степанович Зяблицкий.
Летали на самолетах Як-12 и Ан-2, вертолетах Ми-2, Ми-4. Пассажирские рейсы выполнялись в Барнаул, Бийск, Турочак, Усть-Коксу. Почтовые перевозки и вылеты по санитарному заданию (вывоз тяжелобольных из отдаленных районов) выполнялись по всей в то время Горно-Алтайской автономной области.
На площадке аэропорта было девять строений. В главном располагались кабинет начальника, радиобюро, метеостанция, авиадиспетчерская, авиакасса, зал ожидания и небольшой магазинчик. В одном из двухквартирников – столовая для работников аэропорта и комната отдыха для пилотов, в остальных домах жили сотрудники аэропорта. Около тракта находился дом ремонтного работника ДРСУ.
В аэропорту был колодец с журавлем. Электричество давал свой дизельный движок. Периодически приезжала кинопередвижка, кино нам показывал Михаил Мурзин. В небольшом поселении проживали семьи летчиков Моргунова, Першина, Еремеева, семьи работников Поздняковых, Бирюковых, Поповых, семья начальника метеостанции Зяблицкого.
Во время наводнений площадку постоянно затопляло, да и перспективы на этой территории не было, а авиация развивалась, поэтому было принято решение о переносе аэропорта на новое, более высокое место, где он сейчас и расположен.
Новый аэропорт был введен в эксплуатацию в конце 1968-го. Он так и оставался приписным к Барнаульскому. Его начальниками после А.К. Беззубцева работали Геннадий Иванович Копытов, Борис Иванович Смирнов и другие.
В те годы стали летать на самолетах Як-40, Л-410 («Элочка»), вертолетах Ми-2 и Ми-8. Вдобавок к четырем прежним открылись регулярные рейсы на Новосибирск, Красноярск, Абакан, Рубцовск, Усть-Каменогорск, Алма-Ату, а также в Таштагол, Артыбаш, Балыкчу, Акташ и Улаган. Летом только в Артыбаш в день отправлялись четыре вертолета. В те времена за летние месяцы аэропорт перевозил по 10 тысяч и более пассажиров.
1 июля 1993 года было создано самостоятельное государственное авиапредприятие «Горный Алтай». Командиром назначили Валерия Павловича Глуховских, сейчас он заместитель генерального директора ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск» (гендиректор – Сергей Федорович Круглов).
Девяностые годы были очень трудными, это все знают. Пассажиропоток стал падать, рейсы, можно сказать, прекратились. Но аэропорт не закрывался: выполнялись договорные рейсы, обслуживалась Авиалесоохрана. Авиапредприятие находилось в собственности республики.
С ноября 2010-го 100% акций ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск» – в собственности Новосибирской мостостроительной компании ОАО «Сибмост». С декабря того же года после 15-летнего перерыва возобновили регулярный рейс по маршруту Новосибирск – Горно-Алтайск (его выполнял Ан-24, а ранее на этом направлении летал Як-40).
После реконструкции аэродромного комплекса аэропорт стал всепогодным и пригодным для приема таких типов воздушных судов, как Ту-204, Боинг-737, 757, 767, А-319. 320, 330.
Официальное открытие аэропорта состоялось в ноябре 2011 года. 30 мая 2012-го в 5 часов 55 минут в нашем аэропорту впервые совершил посадку аэробус А-320, следовавший рейсом из Москвы. Командиру воздушного судна Сергею Валентиновичу Борисенко Указом Главы РА А.В. Бердникова было присвоено звание «Почетный гражданин Республики Алтай».
Сегодня самолеты из Горно-Алтайска летают в Москву, Новосибирск, Красноярск, Тюмень, Уфу, Екатеринбург. География полетов все время расширяется. В 2017-м планируют открыть рейсы на Омск и Иркутск, а далее, возможно, и в Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Томск, Белокуриху. Будут восстанавливаться аэропорты в Усть-Коксе и Кош-Агаче.
Небо над Маймой оживает – душа радуется! Но вот обидно, что о нас, работавших ранее в аэропорту, совсем не вспоминают. Хотя бы два раза в год поздравили нас, ветеранов труда, с Днем Гражданской авиации (9 февраля) и с Днем людей «золотого возраста», исполнили бы гимн наших вертолетчиков: «Летчик над тайгою точный курс найдет, прямо на поляну посадит вертолет», вспомнили всех, кто стоял у истоков летного дела на Алтае. Мы помним, скорбим о нашем замечательном вертолетчике Володе Пидопригоре. В Майме живут семьи тех, кто первыми начинали летать над вершинами гор Алтая, первых вертолетчиков, а также первых работников аэропорта.
Менялись места, времена и принадлежность, но имя, данное аэропорту «Горно-Алтайск» при рождении, остается прежним. 31 декабря 2018 года нашему аэропорту официально исполнится 50 лет, по факту — ему уже более шестидесяти!
Уважаемые жители республики, работавшие в старом аэропорту, откликнитесь! Обращайтесь в Музей камня (с. Майма, ул. Ленина, 6, тел. 8 (38844) 22-5-86) или в редакцию «Звезды Алтая» (каб. 213, e-mail: gazeta-galina@mail.ru).

Фото из личного архива А.С.Букановой

Добавить комментарий