23 февраля исполнилось 80 лет со дня рождения композитора А.А. Тозыякова
Известное изречение Михаила Ивановича Глинки: «Создаёт музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем» — как нельзя лучше подходит к творчеству Александра Александровича Тозыякова. Как и Глинка, он был великим самоучкой, впитывал знания, умения и музыкальные впечатления из всего, что его окружало. Природа щедро одарила Александра. Он играл на всех инструментах, которые попадали ему когда-нибудь в руки. Баян, скрипка, фортепьяно, труба, саксофон – для всех этих инструментов он написал произведения, которые впоследствии были изданы в различных сборниках.
80 лет назад, в страшную зиму 1937-го, в семье священника и учительницы в Кош-Агачском районе родился будущий композитор. Вскоре его отец Александр Ермолаев, казах по национальности, был репрессирован. Мама записала сына на свою фамилию. Семье «врага народа» пришлось покинуть свой дом. Где пешком, где на попутном транспорте они долго добирались до Горно-Алтайска. Здесь Александр учился в музыкальной школе, окончил педагогическое училище. Он был музыкальным руководителем различных коллективов, как самодеятельных, так и профессиональных. Писал музыку к театральным постановкам, работал на радио.
Творческое наследие композитора довольно разнообразно: фантазия на алтайские темы для эстрадного оркестра, «Сонатина» для скрипки с фортепьяно, оркестровые миниатюры «Курган», «Чабаны у костра», «Челушман», пьеса для трубы с фортепьяно «Вечер в горах», для скрипки экспромт «Джазатор», сюита «Песни гор», фантазия для русского народного оркестра «Байрам». Написал музыку к спектаклям «Туба», «Туманный Аргут» Л.В. Кокышева, «Странный человек» Аржана Адарова, остался незаконченным балет «Ырысту». Музыкальное творчество Александра Александровича неотделимо от творчества его народа. Некоторые песни и мелодии Тозыякова называют народными, а народные мелодии выдаются за его авторские.
В 1970-е в соавторстве с В.Ф. Хохолковым им были подготовлены и изданы сборники «Марьины коренья», «Праздник чабана», «Горы помнят отцов», а также авторские сборники «Алтайские народные танцы», «Самоучитель игры на топшууре». Пластинки с его песнями выпускались фирмой «Мелодия». Александр Александрович – автор первых учебников и хрестоматий по алтайской музыке. Во многом он был новатором, смелым художественным экспериментатором. Стоял у истоков развития алтайской детской песни, профессиональной национальной танцевальной музыки. К сожалению, его оркестровые миниатюры, музыка к спектаклям так и не были изданы, но остались в записи профессиональных коллективов телевидения и радио Новосибирска, Алма-Аты, Киргизского радио, оркестра Бийского музыкального училища.
В 90-е он активно сотрудничал с Горно-Алтайским теле-радиокомитетом, вел цикл передач о развитии алтайского танца и алтайской инструментальной музыки. Детские передачи Александра Ередеева с музыкальным сопровождением Александра Тозыякова до сих пор являются образцами радиожурналистики.
В последние годы жизни А.А. Тозыяков работал над новым сборником своих произведений, который увидел свет только сейчас, в преддверии 80-летнего юбилея композитора. Благодаря усилиям администрации Горно-Алтайской ДМШ №2 в лице директора Людмилы Анатольевны Михеевой и музыкального редактора Аллы Семёновны Сквирской сборник фортепианных пьес «Айучак» не потерялся, был издан на средства школы. Он останется доброй памятью об уникальном композиторе Горного Алтая Александре Александровиче Тозыякове.
В Детскую музыкальную школу №2 А.А. Тозыяков пришёл в 1975 году. Он руководил духовым оркестром, обучал детей игре на баяне и гитаре. Коллеги и учащиеся тех лет запомнили его невероятно остроумным, доброжелательным и терпеливым педагогом. Преподаватели школы хранят память о нём и в своей творческой деятельности с удовольствием используют произведения композитора. В память о своём коллеге ДМШ №2 проводит все юбилеи композитора, при поддержке отдела культуры администрации Горно-Алтайска.
Долгое время Александра Тозыякова называли самодеятельным композитором-песенником. Но большое видится только издалека. Его музыка настолько органично «вплелась» в современную жизнь, что активно используется в репертуаре известных песенных, инструментальных и особенно танцевальных коллективов. Она звучит на крупных культурных мероприятиях нашей республики, даёт импульс для создания оригинальных произведений многим профессиональным композиторам.
С.У. Садыкова,
преподаватель ДМШ №2
г. Горно-Алтайска

Добавить комментарий