Трудно было подумать о том, что пешие прогулки по Сингапуру изменят мои представления о нынешней техногенной цивилизации. Годами складывалось впечатление, что «сплав» механики, физики, химии и информатики поставит человечество в такие условия, когда дальнейшее выживание станет невозможным, поскольку природная среда обитания будет окончательно разрушена и закатана бетоно-асфальтом. Но знакомство с островным городом-государством внесло коррективы в сложившееся мировоззрение и вызвало новые раздумья.
В небоскребе – вода из-под крана!
…Среди небоскребов нетрудно было заблудиться и потерять душевное равновесие – в таких случаях я останавливал такси и возвращался к начальной точке маршрута – отелю «Элизабет», в котором нашел приют, и снова отправлялдся по улицам все дальше и дальше, познавая этот удивительный мегаполис.
Город расположился на одно-
именном острове, его часто называют государством, хотя в округе стране принадлежит еще несколько десятков выступающих из моря участков земной тверди. Да и основной остров увеличивается за счет намыва новых территорий (для этой цели все больше используется переработанный мусор).
Обстановка в Сингапуре во всех своих проявлениях очень располагающая, кроме, пожалуй, одного, если брать в расчет пребывание здесь среднестатистического россиянина: город очень дорогой, и массовому российскому туристу не по карману.
Численность населения Сингапура превышает пять миллионов человек, 74 процента – китайцы. Остальные – малайцы, индусы и представители других народов Юго-Восточной Азии. Особой китайской специфики, как в КНР, не ощущается. Даже влияние буддизма какое-то особенное, хотя этой религии следует сорок процентов сингапурцев. Наверное, специфичность определяется общностью народов, выбравшей два столетия назад свой особый путь развития. Если Манхэттен в Нью-Йорке возникал помимо прочих капиталов и на деньги милитаристской экономики, а Дубай в ОАЭ – на эксплуатации нефтяных ресурсов, то Сингапур – детище доходов от свободной торговли. И промышленная специализация была выбрана весьма удачно – производство электроники, как известно, не отягощает окружающую среду вредными последствиями. Поэтому и продолжительность жизни местного населения высока: у мужчин – 79 лет, у женщин – 83 года. О преимуществе сингапурской экологии даже по сравнению с Горно-Алтайском свидетельствует такой факт, что воду можно пить из-под любого крана. Еще я не увидел ни одного сингапурца с явными признаками ожирения.
Парки, пароходики и такси по счетчику
Внушаемая нам с детства аксиома, что чистота – залог здоровья, тоже очень подходит к Сингапуру. Порядок просто идеальный, и поддерживается он строгим законодательством. На остров запрещен ввоз жевательной резинки – вот бы в России последовать такому примеру, ведь это не только липкий мусор, но и при частом употреблении вредный для здоровья продукт.
Собак в Сингапуре можно содержать при условии, чтобы у них были подрезаны голосовые связки. В тропическом климате дома тонкостенные, и соседи не должны слышать собачьего лая. Такие условия, видимо, вынуждают многих сингапурцев не заводить четвероногих друзей. За несколько дней пребывания в городе я не встретил на улицах ни одной собачки.
Удивило отсутствие на дорогах сплошных автомобильных потоков. Как же это удается в пятимиллионном мегаполисе? Оказывается, власти Сингапура сдерживают массовую автомобилизацию населения высокими ценами на все, что связано с приобретением и эксплуатацией автомобиля. Лицензия на пользование машиной стоит десять тысяч долларов. Необходимо наличие гаража или стационарного стояночного места. Страховка, техосмотр тоже исчисляются тысячами долларов. И сами автомобили стоят намного дороже, чем в соседних странах. Поэтому у многих сингапурцев, особенно у тех, чья работа рядом с местом проживания, нет желания иметь автомобиль. К услугам вездесущие такси, метро и автобусы. О такси надо сказать отдельно: вид транспорта замечательный, если брать отношение к профессии самих работников. Расчет строго по счетчику, и если для сдачи не хватает центов, это не проблема пассажира. Водитель сам выходит из положения.
В гармонии с природой и людьми
Сингапур очень зеленый город. Конечно, свою печать накладывает тропический климат. Но отношение людей важнее. Гуляя по улицам, я десятки раз видел взрыхленную вокруг деревьев землю, присыпанную перегноем. Высотные здания, среди которых нет двух одинаковых, в такой обстановке не оказывают гнетущего воздействия. Часть города омывает море, а среди его кварталов протекает одноименная река, по которой взад-вперед снуют прогулочные пароходики.
Конечно, осознание жизни в гармонии с природой наступило не сразу. А когда оно пришло, сохранили остатки тропического леса. Теперь заповедник «Букит Тимах» является достопримечательностью островного государства. Скверам и паркам просто нет числа. К уникальным созданиям мирового масштаба относятся Парк птиц «Джуронг» и океанариум. Сохранение местного биоразнообразия увязывается с древним символом острова, мифическим животным с головой льва и рыбьим хвостом – мерлайоном, который в давние времена якобы был покровителем этой местности.
Как же сингапурцам удалось достичь экономического процветания и общественного благополучия в условиях сосуществования разных народов, культур и религиозных воззрений? Успехи связывают с именем премьер-министра Ли Куан Ю. Это под его руководством в последние десятилетия прошлого века были со-
зданы прозрачная рыночная система, привлекательные условия для инвестиций и неотягощающее налогообложение. В государстве удалось ликвидировать мафиозные группировки и искоренить коррупцию. При этом меч правосудия не щадил друзей и родственников представителей высшей власти. В Сингапуре осознали, что, перефразируя основоположников марксизма-ленинизма, «битье определяет сознание» и вырабатывает привычку жить в общественном и межконфессиональном согласии. До сих пор на острове в системе наказаний используются смертная казнь через повешение и битье палками, что очень возмущает европейских либеральных демократов. Власти строго следят за всеми проявлениями в жизни населения и, если что-то не так, срочно принимают меры. Здесь жестоко обошлись с коммунистами, а теперь не щадят исламских экстремистов.
Обед на банановом листе
Многое удалось сделать благодаря системе образования, которая считается одной из лучших в мире. Образованные люди вкупе с выработанной привычкой к дисциплине продолжают вершить великое сингапурское экономическое и социальное чудо. По-
этому и здравоохранение здесь на недосягаемой для россиян высоте. Мудрость общественного сознания проявляется даже в том, что дети должны содержать своих родителей в старости. Ответственность за все и невероятное трудолюбие сделали сингапурцев «маяком человечества». Неудивительно, что здесь первого мая отмечается День Труда, являющийся как бы коммунистическим праздником.
Перечислять достоинства Сингапура можно бесконечно долго. Но если исходить из обычных потребностей человека, то я не встретил ни одного платного туалета. Разнообразие же пищи столь огромно, что в многочисленных меню легко заблудиться. Хотя можно выделить несколько направлений: хорошо знакомая нам европейская кухня, немного известная – китайская, широко представлена кухня Южной Индии со своими острыми приправами. Не удивляйтесь, если пищу подадут не в тарелке, а на банановом листе. Из малайской кухни мне, как жителю Горного Алтая, очень понравился ренданг – блюдо из мяса ягненка, приготовленного в кокосовом молоке с добавлением имбиря и специй. Особняком стоит перанаканская кухня (перанаканами называют людей, родившихся от брака мужчин-китайцев и малаек). Особой популярностью пользуется лакса – лапша с кусочками рыбы, креветок, бобовых ростков, перца чили и кокосового соуса. Кулинарное путешествие по Сингапуру может увлечь даже людей, равнодушных к пищевым изыскам.
А планета выдержит?
Российского присутствия в Сингапуре я не заметил. Было время, когда этот город с нашим регионом связывали экономические отношения. В конце восьмидесятых годов прошлого столетия, когда на базе областного сельхозуправления был со-
здан агропромышленный комбинат «Горный Алтай», встал вопрос прямых поставок пантов марала в Южную Корею. Из-за высоких таможенных пошлин с корейской стороны продукция обесценивалась, и смысл торговли утрачивался. Тогда нашли способ поставок через Сингапур…
Что же вызывало раздумья и беспокойство во время прогулок по Сингапуру? Высокая энергоемкость для жизнедеятельности даже одного человека. Конечно, не ощущаемая напряженность по обеспечению продовольствием, водой, электроэнергией связана с ограниченностью территории острова. Но если на планете в отдаленном будущем появится несколько сот таких мегаполисов, способна ли она будет выдержать колоссальную техногенную нагрузку? Уже сейчас мы имеем печальную статистику: за год на Земле бесследно исчезают 27 тысяч представителей животного и растительного мира, за сутки – 72, в течение часа – три. Последнего тигра на острове убили более ста лет назад…
Наряду с восхищением от Сингапура покоя все же не дает один вопрос: не станут ли такие города-мегаполисы предтечами планетарного кризиса? Вдруг разговоры о глобальном изменении климата окажутся не досужей болтовней, а реальным явлением. Как тогда прокормиться миллионам людей, живущих в небоскребах? Причем чтобы пища на их столах была натуральной и вкусной, а не в смеси с химическими веществами.
Григорий КУДРЯШОВ
Фото автора