В этом году исполняется тридцать лет со дня проведения первого современного Эл Ойына. Рассказать о том, как все начиналось и как проходило становление праздника, получившего статус государственного, мы попросили человека, который был в гуще этих событий, – журналиста, много лет отработавшего в газете «Алтайдын Чолмоны», знатока национальных видов спорта и председателя Республиканской федерации стрельбы из лука Александра СЕЛЬБИКОВА.
- В ответах на вопросы о том, с чего все началось, кто стоял у истоков, порой звучат противоречивые утверждения и толкования, обиженные нотки. Расскажу о своем видении процесса. Осенью 1987 года ко мне обратился зампредседателя областного спорткомитета Г.А. Кучигашев: «На коллегии будем обсуждать вопрос о проведении в области первого чемпионата по национальным видам спорта, нужно собрать специалистов…». Георгий Александрович знал, что я кандидат в мастера спорта по стрельбе из лука, мастер спорта по шатре, переводил для газеты брошюрку М.К. Каланакова «Куреш» на алтайский язык, и наконец, в редакции был ответственным за спорт. Я с радостью согласился, ведь мы с коллегами такую идею вынашивали давно. Многие из нас участвовали в подобных праздниках других народов (в татарском сабантуе, бурятском сурхарбане, тувинском надоме и др.) и по-белому завидовали им, сборная области достойно выступала на чемпионатах Сибири и Дальнего Востока по национальным видам спорта.
Первая группа энтузиастов (корреспондент комсомольско-молодежного отдела «АЧ» Сергей Темеев, журналист, переводчик и известный шатрист Борис Кортин, завотделом информации и спорта «ЗА» Григорий Немов, сотрудник научно-методического центра Валерий Тюхтенев, директор спортшколы «Ирбизек» Мадий Каланаков) собралась в нашей редакции. Напомнив о значении национальных видов спорта и необходимости чемпионата, Георгий Александрович предложил мою кандидатуру в качестве председателя инициативной группы. В группу пригласили сотрудников Горно-Алтайского НИИ алтаистики Клару Укачину и Валерия Ойношева, корреспондента радио Алтайчы Санашкина, режиссера Ногона Шумарова, тренера Кызыл-Озекской госконюшни Анатолия Иванова и других имеющих непосредственное отношение к национальному спорту людей. По предложению Сергея Темеева и Бориса Кортина утвердили название – Эл Ойын (народный праздник).
Местом проведения председатель Онгудайского районного спорткомитета Казак Койлукович Майчиков предложил выбрать Ело: «Там недавно провели районную спартакиаду, построили большой стадион…». Зампредседателя райисполкома В.П. Паянтинова, переговорив с руководством совхоза «Еловский» и сельского Совета, получила от них добро. Позже мы узнали, что идею районное начальство встретило, мягко говоря, прохладно, поэтому Валентина Казакпаевна сама собрала районный оргкомитет по проведению праздника и сама же его возглавила.
Амфитеатр для артистов, спортсменов и зрителей
Если бы первый Эл Ойын прошел не на должном уровне, о продолжении можно было бы и не говорить. Но народный праздник в Ело стал событием областного масштаба. До сих пор неизвестно, сколько народу собралось на тот Эл Ойын. По милицейским сводкам – от 15 до 20 тысяч. А ведь только спортсменов было человек триста, плюс болельщики, организаторы, официальные гости, те, кто прибыл «людей посмотреть и себя показать», встретиться с родственниками и друзьями, хорошо, с пользой отдохнуть. И сегодня многие приезжают на Эл Ойын ради теплых встреч.
Первый Эл Ойын еловцы под руководством своих аксакалов Семена Сергеевича Тузачинова, Сергея Тимуровича Пекпеева, Николая Васильевича Яманова буквально вынесли на своих плечах. Конечно, не без помощи соседей – жителей Каярлыка и других сел района.
Тремя китами праздника стали обширные спортивная и культурная программы и грандиозное театрализованное представление. В 1988-м главный режиссер Ногон Шумаров на основе героического сказания «Маадай-Кара» дал яркую картину из народного прошлого. Вспоминают, что у многих зрителей в глазах были слезы. А ведь наши современники очень далеки от событий, о которых повествуется в сказании. Видимо, память народа сохраняется в крови, впиталась в каждого из нас и еще долго будет с нами и нашими потомками.
На главные роли пригласили руководителя народного театра из Ортолыка Любовь Бадыкеевну Барбачакову, артиста драмтеатра Антона Юданова, аксакала из Ело Бийена Чараганова, жителей Ело, Каярлыка, Кара-Кобы, Теньги и других сел.
Сначала планировали провести праздник в центре села, но Ногон Шумаров предложил поискать другое, более просторное место. Нашли долину в виде амфитеатра, словно специально созданную для представлений под открытым небом. Для следующих Эл Ойынов места выбирали по тому же принципу.
Куреш, шатра и остальные
Весь процесс подготовки и проведения первого Эл-Ойына я бы разделил на два этапа. Первый – работа над программой, определение видов, выявление главной идеи праздника – для этого была создана инициативная группа. Второй – воплощение идеи в жизнь. Такая почетная возможность, как говорилось выше, была предоставлена жителям села Ело Онгудайского района. Без споров и дискуссий члены инициативной группы включили в спортивную программу состязания по алтайской борьбе куреш и алтайским шашкам шатре. По ним уже были разработаны правила, проводились соревнования областного уровня (по шатре – даже на уровне Сибири и Дальнего Востока). По остальным видам споры порой заканчивались глубокой ночью. Звучали предложения о включении состязаний по армрестлингу (борьбе на руках), бегу, поднятию гирь; как ни странно, было много противников стрельбы из лука. В итоге в программу вошли пять видов: куреш, шатра, кодурге таш (поднятие камня), стрельба из лука, конные соревнования.
Кодурге таш предложил В.П. Ойношев. Он рассказывал, что неподалеку от его родного Беш-Озека сохранился увесистый камень – предмет тренировки известного местного богатыря Оскус-уула, и по сей день многие пробуют на нем свои силы. О подобном факте в Кош-Агачском районе (богатырь Бадма тренировался, поднимая камень и бережно опуская его через лошадь) писал в «Алтайдын Чолмоны» Таукен Яйтынов. К слову, не так давно жители Кокори привезли тот самый камень на районный праздник борьбы, но никто из современных силачей (не только из нашей республики, но и из Казахстана, Киргизии, Монголии) не смог в одиночку поднять его даже до колен, хотя пытались.
По кодурге таш сначала утвердили две дисциплины: поднятие камня разной тяжести (от 80 до 170 кг) на пень высотой 110 см и бросок 20-килограммового камня на дальность назад через себя (вторую потом исключили из программы).
Соревнования по стрельбе из лука все же решили проводить. Мишенями стали фанерные фигурки белки, зайца, косули. К состязаниям допускали только спортсменов с самодельными луками и стрелами, что было связано не столько с традициями, сколько с нехваткой современного снаряжения. Позже ограничения сняли, а правила приблизили к бурятской стрельбе.
Особая стать
Множество мнений было по видам конных соревнований. Без особых споров в программу включили гладкие скачки – они были увлечением почти всех табунщиков и привлекали зрителей. Дистанции определили произвольно, 2700 и 5400 метров. Из чего исходили – не помню. 12-километровую дистанцию для забега аргымаков я предложил, исходя из расстояния между Барагашем и Шыргайтой, как традиционно состязались жители этих сел.
Сейчас, когда узнал, что в Киргизии аргымаки соревнуются на 50 километров, хочу предложить эту дистанцию и у нас.
Большой популярностью на первых Эл Ойынах пользовалась конная эстафета – идею с описанием этапов подал в газете «Алтайдын Чолмоны» культработник из Улагана Сергей Тадыкин. Позже эстафеты почему-то отменили.
Особая тема – объездка необученной лошади. Еще до первого Эл Ойына эти состязания проходили в Ело, которое и считается родиной этого вида спорта. В 1987 году еловские табунщики во главе с тогдашним директором местного совхоза С.С. Тузачиновым устроили такие старты, чтобы удивить гостей из Прибалтики, прибывших в рамках Дней культуры Латвии в Горном Алтае.
Поначалу были опасения по поводу травм, но со временем споры улеглись – за все тридцать лет не были травмированы ни одна лошадь, ни один человек.
Бывали, конечно, случаи жестокого обращения с животными, но они тут же пресекались, и это уже другая история – на этот счет разработана система штрафов и других наказаний.
Вплоть до начала первого Эл Ойына инициативная группа проводила тематические семинары, уточняла правила по каждому утвержденному виду. За тридцать лет лишь кое-где произошли незначительные изменения, а это значит, что работали мы в правильном направлении.
Сначала показать народу
Первые народные праздники часто включали показательные спортивные выступления – перед утверждением в программе новый вид демонстрировали народу, прислушивались к мнению большинства. На первом Эл Ойыне показательными были три вида.
В козлодранье (эчки блаажары, ныне кок-бору) на старт выходили два десятка всадников, которые боролись за тушу козла (нужно было подобрать ее с земли и пересечь с ней линию финиша). В разгар борьбы случилось непредвиденное: Аргымак Какпаков из Барагаша вышел за край поля и его лошадь споткнулась об аркан другой, привязанной, лошади. Серьезных травм никто не получил, но соревнования на этом закончились и впоследствии вид надолго исчез из программы.
Основателем камчы – упражнений с плеткой длиной до трех метров – считается чабан из Шыргайты Шебалинского района Николай Александрович Абаков: подобные состязания ранее проводились у него на стоянке. Но в показательных соревнованиях демонстрировал этот вид не он, а житель Шыргайты Роман Саймин. В следующих играх спортсмен из Каярлыка Аныев сбил 12 кеглей за 23 секунды и поставил первый рекорд Эл Ойына. На втором Эл Ойыне вид попал в число центральных состязаний праздника, у него появились свои лидеры и рекордсмены. Благодаря энтузиасту постоянному главному судье Александру Мандину из Кырлыка камчы постоянно совершенствуется, и, возможно, когда-то его включат в программу чемпионата Сибири и Дальнего Востока по национальным видам спорта.
Бег тонжаанов воспроизводили по рассказам Бориса Кортина, утверждавшего, что воины рода тонжаан тренировались, подсаживая друг друга на спину и пробегая такой парой на сопочки. На первом Эл Ойыне этот вид показывали наши земляки студенты из Барнаула – многим понравилось, и его тоже включили в программу. Надо отметить, большинство победителей состязаний по этому виду представляют вовсе не «беговой», Кош-Агачский, район.
Не спортом единым
Организуя первые игры, мы и не предполагали, что они обретут такой размах и станут государственным праздником Республики Алтай. Огромную роль в этом сыграли люди, не принимавшие непосредственного участия в подготовке и проведении Эл Ойына. Каждый знает, что очень многое, если не все, зависит от финансирования. В бюджете области тогда, конечно, не было строки для Эл Ойына. Для решения вопроса председатель спорткомитета А.Д. Увачев и Г.А. Кучигашев с большим волнением отправились на прием к председателю облисполкома М.В. Карамаеву. Тот поручил возглавить оргкомитет своему заму по социальным вопросам Н.И. Тарабаеву, то есть поверил в нас и поддержал. По окончании праздника Михаил Васильевич дал высокую оценку уровню его организации, подписал указ о награждении многих инициаторов и участников почетными грамотами и денежными премиями. Из нашей редакции в список вошли я и Б.В. Кортин – мы были больше рады не 60 рублям (хотя и они пригодились), а вниманию к народным играм и признанию нашей работы.
Работать в оргкомитете с Николаем Иосифовичем Тарабаевым было легко. Он часто говорил: «Раз Сельбиков и его инициативный комитет говорит, надо делать». Формат праздника, задуманного поначалу только как чемпионат, был не очень логичен: наш народ соревнуется обычно там же, где празднует важные события, и состязается не только в спорте, но и во многом другом. Мы увидели необходимость расширения формата, чтобы народ мог состязаться в игре на народных инструментах, в других аспектах национальной культуры. С этой идеей обратились в профильное управление облисполкома. Тогдашний его начальник В.И. Запрудаева, выслушав нас, мягко говоря, инициативу не одобрила: «Мы с таким трудом добились проведения «Золотого лета Алтая», а вы хотите еще какого-то сомнительного праздника?». К представителям культуры мы больше не обращались, но в целом идею озвучили, предложив включить в программу конкурсы комусистов, шоористов, топшуристов, икилистов, а также гармонистов. Н.И. Тарабаев нас поддержал.
Внимание к другим культурам выражалось не только в присутствии гармонистов: в программу включили русскую лапту и казахский кокпар. Правда, в семье Эл Ойына они не прижились, зато очень хорошо вписался в алтайский праздник другой русский вид спорта, поднятие гирь.
Включив в программу музыкальные конкурсы, мы упустили из виду необходимость разработки по каждому из них положений. Ситуацию спас Ногон Шумаров. Несмотря на усталость после грандиозной постановки «Маадай-Кара», он не просто согласился провести конкурсы, но великолепно справился с заданием, прямо на ходу определяя критерии. В качестве жюри участников оценивали сами зрители.
Шагая про республике Правда, областное управление культуры все же было представлено на первом Эл Ойыне. Делегацию возглавила замначальника С.К. Штанакова. Специалисты получили от праздника самые хорошие впечатления, а Светлана Кимовна впоследствии участвовала и в других Эл Ойынах. Что же касается «Золотого лета Алтая», оно постепенно исчезло, слившись, по-моему, с Эл Ойыном.
После Эл Ойына 1998 года на заседании коллегии Минкультуры прозвучала странная мысль, что де «нормальному его проведению мешают спортивные состязания, надо бы их как-то отделить (и призы для спортсменов очень дорогие)». Я, конечно, выступил с противоположным мнением, ведь Эл Ойын и задумывался как спортивные состязания. Более, к счастью, я таких высказываний не слышал.
После первого Эл Ойына подобные праздники стали проводиться не только в райцентрах, но и почти в каждом селе. Спортивный актив села Козуль Усть-Канского района решил даже переименовать свой стадион, дав ему название «Эл Ойын». Мероприятие затронуло души людей во всех уголках региона, на каждой стоянке, все с нетерпением ожидали продолжения. Эстафету приняли шебалинцы во главе с молодым председателем райисполкома Г.П. Суминым – второй Эл Ойын прошел в Шыргайте. Далее праздник широко и ярко «шагал» по республике, пока в 2006-м не вернулся в Ело, ставшее на многие годы постоянным местом его проведения. Теперь он снова кочующий, как и было задумано при его организации.