Ежегодно государство принимает меры по улучшению состояния экологии, однако зачастую этого бывает недостаточно. Именно поэтому в последние годы по всей стране стали появляться люди, которые пытаются изменить ситуацию, начав с себя. Идея экологичного образа жизни продвигается во многих городах России и активно поддерживается молодежью. «Звезда Алтая» рассказывает, в чем особенности такого образа жизни и насколько эта тенденция развита в Республике Алтай.
У людей, ведущих экологически осознанный образ жизни, нет организованного движения – каждый занимается этим сам по себе, а объединяет всех цель сохранить окружающую среду. Они выбирают наиболее доступные способы реализации этой цели: устраивают субботники, отказываются от пластиковых пакетов в пользу холщовых мешочков и сумок, сортируют мусор и делают многое другое. У экологичного образа жизни есть разные концепции, согласно которым их приверженцы стараются выстраивать свой быт. Наиболее известные из них – Zero waste («ноль отходов» – прим. ред.) и Low Impact («низкое влияние»).
Zero waste – сложная система, состоящая из множества принципов. Ее главная суть в том, что не все проблемы с отходами можно решить через утилизацию, поэтому приверженцы этой концепции стараются в своей повседневной жизни производить как можно меньше мусора. Для этого они избавляются от лишних вещей, находят другое применение предметам, пришедшим в негодность, перерабатывают и компостируют отходы, а выбрасывают только то, что невозможно утилизировать.
Приверженцы Low impact считают, что недостаточно следить только за своими отходами и что есть так называемый «невидимый мусор», который также загрязняет нашу планету. Речь идет об упаковках и пластиковых пакетах, которые используются, например, для доставки продуктов в супермаркет. Вся сумма земных ресурсов, затраченных на производство какой-либо вещи, называется экоследом. И люди, следующие концепции Low impact, стремятся сократить свой экослед, выбирая наименее ресурсоемкий образ жизни.
Большинство тех, кто ведет жизнь в стиле eco-friendly (в знач. «безопасный для экологии») не придерживается никаких концепций и действует исходя из собственных возможностей.
Вся система экологически-осознанного образа жизни опирается на теорию малых дел: сегодня один человек отказался от использования пластиковых пакетов, завтра так поступят его знакомые, а послезавтра планета станет чище.
Каждый из тех, кто старается жить экологичнее, пришел к этому своим путем: прочитал в Интернете, подсказали друзья, посмотрел видео про пятно пластика в Тихом океане.
Своей экоисторией поделилась жительница Горно-Алтайска студентка Анастасия Казанцева:
– К экологичному образу жизни я пришла не особо осознанно. Это было в 9 классе: в школе объявили конкурс на сбор макулатуры – чей класс больше соберет, те молодцы. Я всегда болела за жизнь класса и старалась, чтобы мы были лучшими, ну и, естественно, «лучшими – значит во всем». Начала собирать макулатуру, а потом узнала, что рядом с моим домом есть пункт приема вторсырья, стала сдавать макулатуру туда и получать какую-то сумму за сданные килограммы бумаги – мелочь, а приятно. С того момента я начала задумываться о важности таких вещей. Каждый год собирала исписанные тетради, распечатки докладов, черновики и относила на переработку. Годы шли, я окончила школу, поехала учиться в другой город, но не забросила дело – как дома, так и в общежитии продолжала собирать макулатуру. Летом после окончания учебного года приезжала домой и забирала ненужную бумагу у своей школьной учительницы. Живя в Новосибирске, стала вести более осознанный образ жизни. Рядом с нашим общежитием стоит контейнер для раздельного сбора мусора. Я подговорила своих соседей по комнате, и мы стали собирать пластик и стекло, сбрасывать их в этот контейнер. Потом стала сортировать два самых распространенных пластика, которые используются для упаковки, – теперь вместо того чтобы бросить пластиковую бутылку в урну, я мою ее и складываю в отдельную коробку. Еще собираю крышечки, которые нужно сдавать отдельно, и лампочки – их вообще нельзя выбрасывать в обычный контейнер.
Экологичный образ жизни ведут люди самых разных сфер деятельности. Каждый из них по-своему проявляет экоактивность и старается привлечь к этому как можно больше людей. Дайана Бабрашева родилась и выросла в Горно-Алтайске, экопривычками обзавелась только после переезда в Санкт-Петербург. Дайана – иллюстратор. Она выпустила серию экосумок с принтом собственной разработки, чтобы привлечь внимание земляков к проблемам экологии.
– Когда я переехала в Питер и стала вести более осознанный образ жизни, начала замечать вокруг себя других людей, использующих экосумки, радовалась, что окружающие заботятся о черепашках в океане. И как-то ко мне пришла идея: почему бы не сделать сумочки с алтайскими мотивами, чтобы ребята с Алтая тоже «проснулись»?» До этого я уже выпускала свои футболки, и они имели определенный успех. Выбрала пару принтов, которые полюбились ребятам, и нарисовала ещё один – со снежным барсом. Тут был определенный подтекст: ирбис занесен в Красную книгу, это вымирающий вид. Мысль заключалась в том, что мы гордимся нашей экосистемой и окружающими нас пейзажами, горами, лесами и озёрами, у нас много редких и потрясающе красивых животных, но если люди будут халатно относиться к экологии, то нас ждут катастрофические последствия. С сумкой, которая гордо заявляет: «я с Алтая!», можно смело отказываться от пластика. Вместе с этим я задалась еще одной целью – популяризировать нашу культуру. Когда у меня заказывали сумку с барсом покупатели из других регионов, гордо рассказывала про нашу фауну, показывала фото гор, – поделилась Дайана.
На данный момент не так много людей в Республике Алтай ведет экологичный образ жизни. Это связано в первую очередь с недостатком информационного ресурса и незнанием жителей о том, что нужно делать, чтобы помочь природе.
– Если мы с вами смотрим телевизор, то видим очень много разной рекламы. Сколько раз вам встречалась информация, о том, как правильно утилизировать старую технику, макулатуру? Об этом не говорят, не пишут, а люди хотят это знать, они готовы, понимают, что необходимо решать экологические проблемы, но не знают, что и как им самим для этого нужно сделать, – рассказывает эколог, заместитель руководителя Молодежного клуба Русского географического общества по Республике Алтай, посол Ассоциации Зеленых вузов России Наталья Ситникова.
Другая проблема, касающаяся утилизации пластика, заключается в том, что на данный момент не у всех жителей есть возможность сдавать пластмассу в переработку.
– У нас пока только один предприниматель занимается сбором и переработкой пластика, у него есть свое оборудование. Раньше он устанавливал контейнеры, но закончилось тем, что местные жители начинали бросать туда всё что ни попадя. Сейчас он принимает пластик, только когда человек сам привозит. В такой ситуации не у всех есть возможность утилизировать отходы. Когда я собираю батарейки, то трачу определенную сумму на такси, чтобы их отвезти на переработку, потому что сама не унесу 40 килограммов. Не все люди к такому готовы. Большинство все-таки не станут терять личное время и деньги, – говорит Ситникова.
Тем не менее в городе проводится множество мероприятий по экологическому образованию граждан. Активно этим занимается Сообщество экологов ГАГУ:
– Сообщество занимается экологическим образованием и просвещением молодежи республики. Мы часто привлекаем школьников и учащихся средних специальных учебных заведений к участию в наших мероприятиях, среди которых викторины, игры, брейн–ринги и квесты. Наше традиционное мероприятие мы проводим уже семь лет. Оно называется экологическая школа «ЮрЭко». Также у нас проходят экологические акции: убираем мусор на экотропе и Улалинской стоянке, – рассказала член Сообщества экологов ГАГУ Ирина Савченко.
Регулярные мероприятия также проводят активисты Общероссийского народного фронта и администрация города, а при каждом учебном заведении есть группы, реагирующие на экологические мероприятия и сами проводящие их.
Наталья Ситникова отмечает: – Нужно делать большой уклон на эко-образование детей. В первую очередь это всё должно идти из семьи. Надо доносить до ребенка эти вещи, самому просвещаться, причем даже в самых элементарных вопросах: почему идет дождь и почему небо голубое. И тогда у ребенка будет иное отношение к природе. В школах этому тоже нужно уделять внимание: вводить какие-нибудь внеклассные уроки, приглашать экспертов. Очень важно детям показывать живую природу с другой стороны, выходить с ним в парк, в лес, смотреть, как и что там растет, как деревья отличаются друг от друга, – это уже экологическая осознанность. Дети начнут понимать, что природа разная, живая. Но и у родителей должна быть такая потребность – рассказать ребенку об экологической осознанности. Нужно выходить за рамки образования, воспитывать всю семью, не надеясь на то, что за нас это сделает государство. Мне кажется, если общество будет проявлять инициативу, власти пойдут навстречу.
Это не должно идти сверху вниз, должно наоборот, от народа к властям. Осознанность заключается не в том, чтобы научиться сортировать мусор, а в том, чтобы понимать, зачем это нужно делать, для кого и для чего, – подчеркнула эколог.
Ангелина Ганжа