Современная система образования, пожалуй, как никакая другая претерпевает столько перемен, что кажется, чуть замешкайся – и ты уже безнадежно отстал. Канули в Лету дневники и школьные журналы, на смену им пришли информационные системы, интерактивные комплексы и многое другое. И как бы поначалу нас это не пугало, каждый осознает, что все это требование времени, необходимость, позволяющая современному ребенку расти всесторонне развитым, успешным, конкурентоспособным. О нововведениях и итогах работы Министерства образования Республики Алтай за девять месяцев наш разговор с и.о. министра А.В. БОНДАРЕНКО.
Основные преобразования – итог реализации национального проекта «Образование». Он состоит из десяти федеральных проектов, восемь из которых утверждены в Республике Алтай.
– На реализацию региональных проектов в сфере образования только в этом году направлено 434, 5 миллиона рублей из федерального бюджета, – рассказывает Алексей Викторович, – это «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда» и т.д.
Мы успешно справились с задачей стопроцентно обеспечить детей местами в детских садах. За последние три года построено и реконструировано 29 объектов для более пяти тысяч дошкольников. На это использовано порядка 900 миллионов федеральных средств, из ресбюджета – 680 миллионов. Только в этом году будет сдано шесть детских садов: три – в Горно-Алтайске, по одному – в Кызыл-Озеке, Шебалино и Усть-Коксе. Это 550 мест новых мест.
В конце предыдущего года министерство успешно оформило заявку и выиграло федеральную субсидию в объеме одного милли1 270 млн. рублей на еще 16 детских садов.
Очередность в детские сады ликвидирована. Кроме того, стало возможным посещение дошкольных учреждений детьми от двух месяцев до трех лет. Сейчас таковых свыше 1,5 тысячи.
В этом году в нашем регионе будут введены в эксплуатацию несколько новых школ: две – в Усть-Канском районе (в райцентре уже открыта), одна – в отдаленном селе Паспарта Улаганского района (уже открыта). Серьезно реконструирована Апшуяхтинская школа. Там идут завершаются работы, в течение месяца заведение распахнет свои двери для учеников. В Камлаке школа готова к сдаче на 80 процентов. К концу года закончится строительство школы в Горно-Алтайске (в районе Заимки). Таким образом, шесть школ будет введено в эксплуатацию.
Большинство региональных проектов ставят четкую задачу о доступности дополнительного образования. По словами А.В. Бондаренко, охват детей допобразование к 2024 году должен составить 80 процентов. Внеурочная деятельность по значимости ставится в один ряд с общеобразовательной.
– К декабрю этого года мы откроем детский технопарк «Кванториум 04». На тысяче квадратных метров развернутся современные учебные площадки для 800 детей столицы и близлежащих районов. Для занятий по шести направлениям – айтитехнологии, робототехнике, биоквантуму и т.д. – в Горно-Алтайск поступило оборудования на 72 миллиона рублей, – отметил и.о. министра.
В 2020 и 2021 году в республике появятся еще два мобильных «Кванториума». И тогда уже все школьники региона смогут получать современное дополнительное образование, которое поможет выявлять и развивать их способности и таланты.
В рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» созданы модельный центр и сеть муниципальных опорных центров, которые определяют основные векторы развития системы дополнительного образования детей. С начала года успешно работает информационная система «Навигатор» для детей и родителей. Теперь получить полную информацию и записаться в кружки и секции можно не выходя из дома. Внедряется система персонифицированного финансирования дополнительного образования детей. С 1 сентября оплатить обучение по программам допобразования можно сертификатом.
– По проекту «Современная школа» наш регион выиграл 30 миллионов рублей, – рассказал А.В. Бондаренко. – Федеральные средства пошли на открытие в школах «Точек роста» – цифрового и гуманитарного профилей, позволяющих осуществлять образовательную деятельность по учебным предметам технология, информатика, основы безопасности жизнедеятельности. Современное оборудование уже поступило в 19 школ республики. Для детей и учителей это действительно новые возможности. Перед тем как начать работать с оборудованием, педагоги прошли повышение квалификации. Скоро «Точки роста» откроются еще в 42 школах региона.
В рамках реализации регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» созданы 16 Консультационных центров по оказанию психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Основными задачами центров является создание условий для повышения компетентности родителей в вопросах образования и воспитания, законных прав, пропаганда позитивного и ответственного отцовства и материнства и т.д.
В рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда» каждая школа получит новое современное цифровое оборудование: ноутбуки, интерактивные комплексы для организации проектной и исследовательской работы не только на уроках информатики, но и на других предметах. В школах появятся высокоскоростной Интернет и возможность подключения к сети вайфай со своих мобильных устройств. Обучаться можно будет не только в классе на уроках, но и просматривая интересные видеоуроки на домашнем компьютере, на собственных мобильных устройствах в свободное время. Там же можно будет выполнять домашнее задание, а оценки появятся в электронном журнале.
Успешная реализация проектов позволит не только улучшить условия обучения, укрепить материально-техническую базу, но и в целом создаст новый облик современного образования.
– Параллельно с новейшим оборудованием учебного пространства педагоги постоянно повышают квалификацию, – подчеркнул А.В. Бондаренко, – это самое главное. В рамках регионального проекта «Учитель будущего» будут созданы Центр непрерывного профессионального мастерства педагогов и Центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагога.
Только переподготовленный педагог сможет овладеть новыми технологиями, стать верным наставником и помощником своим ученикам.