На прошлой неделе педагог Республиканского классического лицея Валентина КУРУСКАНОВА вернулась с всероссийского конкурса «Учитель года-2019»
24 сентября. Грозный. Гимназия №14. 11-й класс. В.В. Курусканова дает свой конкурсный урок «Спор о правде и мечте» по пьесе Максима Горького «На дне». 10 членов жюри. Волнение все 35 минут.
Примерно в 4500 километрах от столицы Чеченской Республики, на Алтае, волнуются не меньше. Родственники, коллеги, ученики смотрят прямую трансляцию очередного этапа «Учителя года России» и проходят его вместе с Валентиной Валерьевной. Все они точно знают: она сможет, только бы эмоции не взяли верх! «Вы не представляете, как я переживал!» – делится впечатлениями супруг финалистки.
– Если сравнивать с прохождением аналогичного этапа на региональном уровне, было намного сложнее?
– Сложнее. Здесь после первых волнительных минут я брала себя в руки и целиком погружалась в процесс, жила уроком. В Грозном тоже ждала, что этот момент вот-вот настанет, но в полной мере овладеть собой так и не удалось.
– Дети понравились?
– Чудесные! Говорю это совершенно искренне. Они, конечно, были подготовлены – видимо, учителя их настраивали. Кому-то это помогало, кому-то, кто хотел видеть «чистые листы», мешало. Но всё, что бы ни делали дети, шло от сердца. И учителя – очень открытые, старательные, гостеприимные – были задействованы с утра до вечера. Думаю, они очень устали – все-таки огромная ответственность.
– Сами чеченские школы чем-то отличаются от наших?
– Школы у них замечательные. Новые. Очень хорошо оснащены. В двух образовательных организациях, на базе которых проходил конкурс, на это время останавливали учебный процесс. А как нас встречали! Ковровые дорожки, лепестки роз, лезгинка в исполнении мальчиков…
– Кавказское гостеприимство оценили?
– Оценили сполна! Это не пустые слова. Мы жили чуть ли не в президентских номерах. Угощений было столько, сколько я в жизни не ела. А чеченские таксисты, узнав, что участвую в «Учителе года», отказывались брать деньги за проезд. «Вы наши гости!» – и всё. Не знаю, может быть, у них такая установка была… Хотя мой одноклассник, живущий в Грозном, говорит, что так и есть: если ты хорошо отнесёшься к чеченцу, он отнесется к тебе в два раза лучше, и наоборот. Вообще этот народ не вызывает никаких чувств, кроме восхищения.
Абсолютно все очень доброжелательные. В первый день мы с коллегой по незнанию вышли на улицу в джинсах. Когда поняли, что, кроме нас, в таком одеянии нет ни одной женщины, зашли в магазин и купили себе платья ниже колен. Никто, конечно, нам ничего не сказал, косых взглядов тоже не ловили, но два водителя посигналили… Было даже страшновато. Их женщины, кстати, одеваются очень красиво. Платья в пол, платки… Видно, что все тщательно подобрано. Смотрится это очень гармонично, по крайней мере в той атмосфере.
– То, что там уникальная природа, все знают…
– Природа, конечно, потрясающая! Мне, к сожалению, удалось побывать только на одной экскурсии – на Нихалоевские водопады. Необыкновенно красиво! Горы, чем-то похожие на наши, но все же другие, полное отсутствие хвойных деревьев, крутые обрывы… Дух захватывает!
– Рамзан Кадыров чем запомнился?
– Он держался очень просто. С этого и начал свое выступление: «Что только обо мне не говорят… Но я обычный человек. В школе учился плохо…» И начал рассказывать о своих школьных годах, учителях. Мне он показался очень искренним. Встретили нас, как и обещал…
– А что обещал?
– Что чеченский народ нам будет рад и все пройдет по высшему разряду. К организации действительно не придраться.
– Рады, что победил филолог?
– Сказать откровенно, в число моих фаворитов победительница точно не входила. Уверена: были более достойные кандидаты. Я бы выделила учителя биологии из Казани и географа из Подольска.
– А вы не ходили на уроки соперников по конкурсу?
– Нет. Но мы могли смотреть онлайн-трансляцию.
– Урок будущей победительницы не видели?
– Конечно видела. У нас была одна тема. Так получилось, что мы выбрали одинаковые уроки. Мне было интересно посмотреть на детей – предстояло работать с большинством из них. И я сразу поняла: ребята отличные. Но интерес к самому занятию у меня пропал уже в самом начале.
– ???
– Она допускала ошибки, не уложилась в отведенное время… Все получилось как-то скомканно, хотя задумка была неплохая. Поэтому, когда урок Ларисы Гивиевны закончился, я выдохнула. Во-первых, поняла, что у меня все по-другому, а во-вторых – он меня совершенно не впечатлил.
– Подумали: она мне не конкурентка?..
– Именно так и подумала: это не претендент, в 15 лауреатов она не попадет.
– Своей работой остались довольны?
– Могло быть и лучше. Свои недочеты я знаю и учту на будущее.
– Например?
– Я побоялась, что, отослав детей к работе с текстом, не уложусь во временные рамки. И перестраховалась, подготовив для них готовые цитаты. Они ими, конечно, с удовольствием воспользовались, не обратившись как следует к первоисточнику. Сейчас понимаю: мы бы все успели… Это была моя ошибка.
В день, когда я давала урок, проходила жеребьевка внеклассных мероприятий. Мне досталось общекультурное направление, шестой класс. Тема и форма могли быть любыми. Вот оно, по моим ощущениям, прошло гораздо лучше. Хотя, получив таких малышей, я сначала испугалась – в нашем лицее учатся ребята с восьмого класса и старше. Пару минут волнения, и я просто растворилась в этих детях. Настолько мне было с ними интересно, весело!
Мы поздоровались на русском, алтайском и чеченском языках, спели народные песни. Мне показалось, их очень занимало сравнение двух наших горных республик: природы, традиций, культуры. Об Алтае они почти ничего не знали. Я, как уроженка Верх-Уймона, не могла не рассказать и о старообрядцах, в конце исполнила духовный стих. Мне очень понравилось мероприятие, создалось впечатление, что и жюри, и детям – тоже.
– Уроки выдали – оставалось ждать?
– Да. Объявления 15 лауреатов, которые прошли дальше.
– Имена озвучили, и…
– И мы выдохнули. Это правда очень тяжело. Если бы я попала в 15, наверное, всю ночь проплакала бы… И готовилась, потому что на следующий день после объявления с восьми утра начались мастер-классы.
– Завершающий этап проходил в Москве?
– Да. Два конкурса для пятерки лидеров, в которых определялся абсолютный победитель. Недавно по телевизору показывали концерт в Кремлевском дворце, на котором мы присутствовали. Первый раз в жизни такое: смотришь Первый канал и узнаешь каждого зрителя в зале! Непередаваемые чувства!
– Кого из исполнителей отметили бы?
– Льва Лещенко, Александра Буйнова, Алексея Глызина, Дениса Майданова, Валерию, Жасмин, Диану Гурцкую… Очень понравились ведущие Валдис Пельш и Светлана Зейналова.
– Объявление учителя года стало неожиданностью?
– Нет. К тому моменту все уже знали, что победит Лариса Арачашвили, оставалась лишь слабая надежда, которая не оправдалась. Но победителей не судят – компетентному жюри виднее.
– Для себя что вынесли, пройдя все испытания?
– Во-первых, что надо развиваться, нельзя сидеть на одном месте. Во-вторых, что страх – наш главный враг. Не нужно бояться, надо верить в себя и рассчитывать на поддержку близких.
– Ее ощутили?
– Ощутила. Была тронута. Даже глава республики Олег Леонидович Хорохордин меня поддержал. Очень приятно. В родном лицее встретили очень тепло. Всем безмерно благодарна!
Юлия Цайтлер