– Марина Михайловна, не стесняйся! Все говори о себе. Ты у нас звезда! – напутствовала перед интервью свою коллегу заведующая детским садом «Тополек» Лариса Степановна Гаргац.
– Очень умный педагог, творческий, – обращаясь уже ко мне.
– Вы же знаете: я не публичный человек, Лариса Степановна…
– Столько обаяния в ней!.. Мы ее все любим. И дети любят, и родители. Всегда очень интересные занятия… Ну находка, кладезь! Задавайте ей вопросы.
Наш разговор с победителем Недели педагогического мастерства Республики Алтай-2019 в номинации «Воспитатель года» Мариной Михайловной Чичкановой состоялся на ее любимой работе – в детском саду села Паспаул незадолго до отъезда педагога в столицу нашей Родины на всероссийский этап конкурса. Полностью оборудованная сенсорная комната, предназначенная для расслабления дошколят, располагает и нас к свободному диалогу.
– Я вас помню. Видела на закрытии Недели педмастерства. Вас же первую наградили? Мне потом учитель года рассказывала, что в зрительном зале оказалась рядом с победившим воспитателем и, глядя на ее слезы, тоже расплакалась. Вы плакали?
– Да.
– Не ожидали?
– Конечно нет. Оказаться в победителях столь масштабного конкурса… Заслужить признание коллег, жюри… Было очень приятно.
– А сейчас в Москве будете соревноваться с представителями крупнейших городов…
– Да. Будет 87 участников.
– С какими чувствами готовитесь? Волнуетесь?
– Разумеется. Хочется выступить достойно, показать свои знания и оправдать надежды республики.
– Сколько лет вы уже работаете в детском саду?
– 20.
– Вы такая молодая. Как это возможно?! (смеемся) И все годы в одном садике?
– Да.
– Вы уроженка Паспаула?
– Я здесь родилась, училась и работаю. По специальности окончила педагогический колледж в Бийске.
– И сразу сюда?
– Да. Сначала работала в пришкольном интернате (раньше здесь был интернат), потом перешла в садик. В то время он состоял из одной группы. Сейчас их пять. История вершилась на моих глазах.
– Если сравнить вас, начинающего педагога, с нынешней… Сильно изменились?
– Думаю, да. Стала опытнее, применяю больше различных приемов. И наше дошкольное образование не стоит на месте. Очень много внимания уделяется со стороны как республиканского министерства, так и федерального. Пишутся новые программы, мы всё изучаем, совершенствуемся.
– А детки изменились?
– Детки – да, конечно. Поколение совершенно другое. Современных детей очень сложно заинтересовать. Свободный доступ к большому объему информации (интернет, телевидение)… Раньше было совершенно на другом уровне – малыши радовались чтению простой книги, сейчас нужно приложить много усилий, чтобы вызвать их интерес.
– Какого возраста у вас ребятишки?
– Средняя группа. 4 – 5 лет.
– Они такие…
– Самый интересный возраст!
– И вы с ними какие-то опыты ставите?
– Моя тема – познавательно-исследовательская деятельность. Детям очень интересно в ходе экспериментов добывать какие-то знания. Этим занимаюсь не только я. Если нужно коллегам, они приходят со своими детками в нашу лабораторию. Также поддерживаем связь со школой. Заглядывают мои выпускники, делают какие-то презентации, рассказывают о животном мире. Вот недавно девочка была. Дети в восторге. Я им говорю, что это моя воспитанница, ходила в эту же группу… «Как это так?» Потом с родителями делятся: «К нам сегодня приходили из школы». Бывают у нас и учителя. Например, учитель химии показывала опыт, как выпарить воду из листа (со своими спиртовками, пробирками – тем, чего нет у нас в детском саду). Мы с детьми строили предположения: куда исчезла вода? У них, конечно, буря эмоций! Этот пар… Ну очень интересно! И так ребятишки запоминают лучше, чем в ходе монотонного объяснения. Когда они попробовали, почувствовали, пропустили через себя, вряд ли уже забудут.
– Что за оборудование у вас?
– У нас своя лаборатория, там различные коллекции – минералов, тканей, пуговиц… Крахмал, соль, сахар стоят. Много всего.
– Опишите какой-нибудь опыт.
– Берем обыкновенную соду и проводим эксперимент «Танцующие краски». Развожу лимонную кислоту с красителем в воде, дети набирают жидкость в пипетку, капают на соду. Происходит реакция, краски словно начинают танцевать. Элементарно, а для малышей волшебство. Наступила зима. Мы покрасили воду. В ходе эксперимента выяснили, что она меняет цвет, возможно вкус. Агрегатные состояния воды: выставили стаканчики на подоконник, вставили веревочки (петельки) – она замерзла. Вынесли на улицу, украсили площадку разноцветными льдинками.
– Вы сами выбрали это направление?
– Да, мне это близко. Было много тем, но на данный момент остановилась на этой.
– Как давно?
– Лет пять уже по этой программе работаю.
– И вам интересно, и…
– …и детям! С ребятами младшего возраста работала по программе «Познай себя». Мы изучали органы чувств: глазки, ушки, носик, язык, для чего нам все это нужно. Для работы с детьми старшего возраста была написана программа «Эврика», где акцент делался на экспериментальную деятельность. Они уже умеют ставить проблему, делать выводы. То есть все зависит от возраста детей.
– Дети идут в школу уже подготовленными, к окружающему миру как минимум…
– Да. И как требуют от нас образовательные стандарты, чтобы личность была всесторонне развита, дети умели делать какие-то умозаключения, сами могли добывать знания… Мы плавно своих воспитанников к этому готовим. Не просто даем ответы, а стараемся, чтобы импульс исходил от именно ребят.
– Как не «перегореть»? Вы работаете уже 20 лет…
– Ну да…
– Или с детьми это невозможно?
– Приходишь в детский сад – а они со своими нескончаемыми вопросами, горящими глазами. И, окунаясь в этот детский мир, беззаботный, с шалостями, забываешь обо всем, о каких-то своих проблемах. Не приходится стоять на месте. В нашей профессии мы всегда будем молоды, всегда будем играть, веселиться. Нам ничего не стоит забраться с ребятами в сухой бассейн, например. Стараемся быть с ними на одной волне, не над ними, а вместе, рядом.
– Осталось что-то нереализованное из задумок? Куда могли бы еще свою творческую энергию направить?
– Мысли есть конечно. Вот сейчас в Москву съездим, может, там что-то интересное почерпнем.
– А этот конкурс какие горизонты может для вас открыть, как вы считаете?
– Это опыт, возможность научиться чему-то у коллег и, конечно, шанс показать свои знания и умения. А прежде всего – собственный профессиональный рост. Чтобы подготовиться к конкурсу, надо перелопатить столько информации… Большой плюс, что у нас такой коллектив – не бросают, помогают. Мы все делаем вместе, причем всегда. Нет такого, чтобы человек шел один на конкурс. За спиной неизменно крепкая команда со своей поддержкой.
– И последний вопрос: воспитатель года, какой он?
– Это человек, который в первую очередь любит детей. Обязательно. Я думаю, это главный критерий. Идет к ним с открытой душой, старается научить их всему, заложить тягу к знаниям. От нас зависит будущее – мы первая ступень образования. Это активный, креативный человек, который не стоит на месте, все время двигается вперед, изучает что-то новое. Общается не только с детьми, но и с родителями.
– Да, кстати, это же тоже важно…
– Это очень важно. В детском саду одна из главных составляющих. На первом месте дети, потом – родители.
– Ведь и родители стали другими…
– Родители стали другими. Кто-то легко идет на контакт, кто-то, в силу своей занятости, не очень. Но мы ищем различные подходы и стараемся работать.
– Спасибо вам большое!
Юлия Цайтлер
Фото Владимира Сухова