Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. Если возводят памятники, значит, это нужно всем. Меняются времена, идеологии, на смену вчерашним кумирам приходят герои сегодняшние, при этом они могут принадлежать той же эпохе, что и их «оппоненты». Так, к примеру, Ульянов (Ленин) и Гуркин – одногодки. Можете себе представить митинг у памятника Григорию Ивановичу лет 50 назад? Или сейчас массовое торжественное мероприятие, посвященное годовщине Владимира Ильича? Смещаются акценты в оценках исторической значимости, а вместе с ними локализация народных масс – от одного монумента к другому.
В начале XXI века первые в году номера нашей газеты немыслимы без тематики, посвященной самому выдающемуся художнику Алтая. После «взрослых» зимних каникул митинг у памятника в честь очередной годовщины его рождения (12 января) чаще всего открывает официальные мероприятия предстоящих 11 с половиной месяцев. А про однотипную обложку, с которой на читателя смотрит художник, отлитый в чугуне, и те, кто приходит почтить его память, по редакции давно ходят несмешные, понятные только нам, шутки.
150-летний юбилей прославленного земляка – прекрасный повод уйти от шаблонного подхода и не просто поместить фотографию скульптуры в одноименном сквере на титульную полосу (а точнее, вообще не помещать ее), но и рассказать немного об истории создании памятника. Судьба его, конечно, не столь драматична, как судьба самого Гуркина, но тоже отнюдь не проста. Совпадение ли все эти перипетии? При желании и руку никак не унимающегося злого рока разглядеть несложно… Но обо всем по порядку.
Завязку, используя литературную терминологию, следует искать в начале 2000-х. К этому времени смещение тех самых акцентов в оценках исторической роли уже произошло, активно велась продолжающаяся поныне исследовательская работа. Необходимость появления памятника человеку, оставившему ярчайший след не только в области изобразительного искусства, но и в общественно-политической сфере, для большинства очевидный факт. К тому же точное место, где покоятся останки художника, до сих пор неизвестно. Инициатором идеи и участником некоторых этапов ее воплощения является наш известный живописец и график Игнат Иванович Ортонулов.
– Стояла такая задача, – откликается на просьбу рассказать о своем вкладе в создание композиции заслуженный художник Российской Федерации, народный художник Республики Алтай Владимир Петрович ЧУКУЕВ. – Министерство культуры объявило конкурс, который выиграл мой проект памятника. Активную роль на первых порах играл Игнат Иванович, вскоре вынужденный по личным обстоятельствам отойти от дел, в создании архитектурной части принимал участие Валерий Иванович Кергилов. Когда выделили деньги, началась работа. На конкурс выставлялась эскизная модель, после ее утверждения в гараже Министерства культуры стали лепить рабочую, высотой 1,2 метра. К апрелю 2005 года она была готова. Для лепки модели в величину сооружения нам предоставили помещение на горе между Маймой и Горно-Алтайском.
Дальше пошли сложности. Камень, на котором сидит Гуркин, новокузнецкие литейщики (они являлись изготовителями) отлили заранее. «Оказалось, что моя большая фигура (3,6 метра) ему не соответствует», – констатирует Владимир Петрович.
Не сошелся художник с теми, в чьей власти было принятие решений, и в вопросе выбора материла. «Я был противником того, чтобы отливали из чугуна – он ржавеет. Теперь вот приходится подкрашивать».
В результате возникших разногласий чукуевскую рабочую модель вывезли из мастерской без его ведома. Сделали ее трехметровую копию. «В итоге получился немного другой памятник», – сглаживает углы деликатный мастер.
Своего Гуркина Владимир Петрович лепил со старых снимков, главным среди которых было известное студийное фото, где Григорий Иванович сидит поджав левую ногу под правую. «Работал с интересом, образ получился, результатом был доволен», – отмечает скульптор. Что он думает о композиции, ставшей уже привычной для горожан, спрашивать было бы неэтично…
Летом 2006 года состоялось торжественное открытие памятника…
Юлия Цайтлер
Использованы фотографии из интернета