Найдя себя в каком-то деле, человек делает счастливым и всех, кто попадает в его профессиональную орбиту. Особенно это важно при работе с детьми. Пообщавшись с воспитателем паспаульского детского сада «Тополёк» Натальей Михайловной ТАНЗЫКОВОЙ, создалось впечатление, что от того, что она на своем месте, в выигрыше – все: сама педагог, родители и, главное, ребятишки.
Наталья Михайловна пришла работать в детский сад в 2007 году. До этого преподавала русский язык и литературу в школе. К малышам привело «стечение обстоятельств». О том, что всё так сложилось, воспитатель нисколько не жалеет. «Влюбилась в эту работу», – признается она.
– Какого возраста детки в вашей группе?
– Сейчас у меня подготовительная группа, ребятам по шесть–семь лет.
– Подготовительная уже. Грустно расставаться с воспитанниками?
– Грустно. Когда ребятишки уходят в школу, начинаешь о них вспоминать, а взяв других, долго к ним привыкаешь. Потому что очень много в них вкладываешь.
– А что вкладываете?
– Я прививаю дошколятам патриотические чувства: любовь к семье, к детскому саду, к селу, к Родине в целом. Уважение к традициям, почитание старших. Это моя задача, так как я выбрала патриотическое направление.
Мои детки – молодцы! Они уже знают свой регион, символику, традиции и культуру народа. Мы с ними используем различные дидактические игры, мои, авторские. Такая форма их привлекает, через нее легче формируется патриотическое сознание. Невозможно посадить ребенка и заставить что-то делать – только через игру! Так он познает окружающий мир и впитывает всю информацию. Это нравится и родителям. Самое главное: уходя в школу, дети умеют самостоятельно добывать знания.
– Родители вам помогают, участвуют как-то?
– Да. Родители у нас очень отзывчивые, большие фантазеры. Приносят много разных поделок, участвуют в различных мероприятиях. В общем, мы с ними тесно сотрудничаем.
– Вы – победитель республиканского конкурса «Воспитатель года»?
– Да. 2011 года. Конечно, у меня не было возможности пойти дальше, поехав на российский конкурс. Тогда еще это не практиковалось. А вообще такие состязания способствуют саморазвитию и самосовершенствованию, что очень хорошо и здорово для любого педагога, я считаю.
– Вы являетесь руководителем какой-то ассоциации…
– Да. Возглавляю Ассоциацию работников дошкольного образования Республики Алтай, также я на протяжении уже трех лет являюсь независимым экспертом в период проведения в регионе чемпионата молодых профессионалов WorldSkills Russia. Вот эти новые образовательные технологии помогают нам выстроить свой рабочий процесс в более доступной для детей форме.
– В чем заключается ваша роль как руководителя ассоциации?
– Педагоги дошкольных образовательных организаций со всего региона собираются в институте повышения квалификации, и на тренингах, мастер-классах, практикумах мы перенимаем друг у друга опыт. В этом участвуют не только педагоги-стажеры, но и начинающие воспитатели, которые проходят программу наставничества. А я, как руководитель, все это организовываю. У нас в соцсетях создана группа, в которой мы все общаемся. Наша ассоциация еще очень молодая, прошло пока буквально несколько заседаний.
– Как вы оцениваете эту деятельность?
– Мне нравится. Многие педагоги, приезжая с различных мероприятий, например с международной ярмарки, делятся полученным опытом. Это помогает. Отзывы только положительные.
– Я вижу у вас в садике много поделок, созданных руками воспитателей. Вы тоже мастерите?
– Да. Вот моя поделка – снежный барс из крупы. Я люблю Родину, поэтому больше тяготею к тематике, касающейся Республики Алтай. А к ирбису вообще отношусь особо. Создаю изображения этого животного с помощью различных материалов.
– Что еще умеете делать?
– Что еще? Лучше всего у меня получается помогать своим коллегам в научно-методическом плане, не только работающим в нашем Всегда даю советы тем, кто в них нуждается, и сама прошу их у других. Это важно в нашей работе – мы много чего не знаем… Иногда кажется: вот это еще освоим – и все, дальше можно спокойно работать. Но мы так уже не сможем. Хочется развиваться, быть современными. И не для себя… Выигрывают от этого дети. Им надо идти в ногу со временем. Вот сейчас мы работаем над проектом «Робототехника». Это дорогостоящая инициатива, и, чтобы она реализовалась в полной мере, надо иметь достаточный уровень подготовки. А в ребятишках она может пробудить какие-то инженерные задатки.
– Ваши нынешние детки какие? Как вы можете их охарактеризовать?
– Они все лидеры, творческие, идейные… Они веселые, здоровые, добрые, общительные. Они современные дети, которые всегда заставляют нас, педагогов, находить ответы на вопросы «почему?», «зачем?», «как?» и другие.
– Ищете и находите?
– Ищем и находим. Стараемся, чтобы ребенок ежедневно получал тот социальный опыт, который ему пригодится при обучении в школе и в дальнейшей жизни.
– После очередного выпуска общение с детьми, наверное, не прекращается?
– Конечно. Они к нам приходят в детский сад, даже когда начальная школа уже позади. Всегда здороваются, доброжелательно относятся, показывают нашим малышам театральные постановки, участвуют в мероприятиях. Это дорогого стоит, то, что они нас не забывают.
– И вы их помните? Всех?
– Всех помню. Особенно первый выпуск, вплоть до дат рождения. Они сейчас восьмиклашки уже. Мы с ними общаемся. И из второго выпуска никого из ребят не забыла. Важно, что и родители этих детей всегда с уважением относятся. Результат будет, только если все три стороны (дети – родители – педагог) настроятся на его получение.