Кош-Агачский район богат и славен тружениками – руководителями колхозов, которые проработали не один десяток лет и вывели свои хозяйства в передовые позиции в автономной области и в Алтайском крае. Среди них М.И. Берсимбаев, М.Б. Таханов, М.А. Масканов, Т.Т. Сейсекенов, П.Д, Кордоев, Б.У. Карулов, Р.М. Ахетов и другие.
Mой рассказ о Михаиле Болчокуловиче Таханове (27.02.1927 – 07.07.2010) – труженике тыла, передовике высокогорного сельскохозяйственного производства, орденоносце, моем шефе-наставнике. Я его знал по совместной работе в колхозе «Кызыл-Чолмон», под его руководством начинал свою трудовую деятельность.
Родился Михаил Болчокулович в Теленгит-Сортогое в семье чабана. Окончил пять классов Кош-Агачской семилетней школы, потом Горно-Алтайский зооветтехникум. Трудовую деятельность начал в 1942 году пастухом, через год сталстаршим чабаном колхоза им. Молотова Кош-Агачского аймака. В августе 1944 года был призван в армию рядовым запасного стрелкового полка Бийска, окончил Новосталинскую полковую школу. В мае 1945-го был демобилизован по состоянию здоровья. С 1945 по 1951 год состоял в рядах ВЛКСМ.
После войны он работал учетчиком, председателем ревизионной комиссии колхоза им. Молотова, заведующим оргинструкторским отделом Кош-Агачского райкома ВЛКСМ. В 1948-м Кош-Агачским райкомом КПСС и райисполкомом направлен на работу в колхоз «Мухор-Тархата» заведующим овцетоварной фермой, позже избран заместителем председателя колхоза, освобожденным секретарем парторганизации этого же хозяйства. С 1956 по 1977 год занимал руководящие должности в колхозах «Кызыл-Мааны» и «Кызыл-Чолмон», в том числе более 20 лет работал председателем колхозов, из них 14 – председателем колхоза «Кызыл-Чолмон» с февраля 1963-го по сентябрь 1977-го.
Он был талантливым руководителем, крепким хозяйственником. Я, как очевидец тех лет, сын чабана, расскажу о том, что мне известно по селу Ортолык и колхозу «Кызыл-Чолмон». В 1962 году, когда пришел учиться в первый класс (в селе была начальная школа), столовая интерната размещалась в маленьком тесном помещении. Общественной бани, детсада, стадиона, гаража не было, на зимних и весенних стоянках не было теплых кошар, на весенних только ягнятник. Чабаны и сакманщики жили в войлочных юртах.
Отсутствие летних пастбищ для нагула и нажировки скота было большим препятствием в развитии животноводства и всего хозяйства. Летний нагул скота проводился на разных местах – «клочках», – начиная от местностей Jаан-Терек, Jаман-Терек, Састу-Бел, Тытту-Кем, что неподалеку от центральной усадьбы и далее – Себистей, Кок-Озек, Ирбисту, Джумала и другие. Такая разбросанность летних стоянок сильно мешала медицинскому, культурному, торговому и ветеринарному обслуживанию. Было множество нерешенных производственных и социальных проблем.
Уже в первый год председательства Тахановаживотноводы колхоза освоили новое летнее пастбище с отличным травостоем в местности Боробургузы на стыке границ Тувы и Монголии в ста двадцати километрах от центральной усадьбы хозяйства. Все чабаны, скот были в одном месте, что намного облегчило комплексное обслуживание как людей, так и животных. Своевременно и качественно проводились бонитировка, сортировка, отбивка скота и формирование отар по классам. Сразу были построены стригальный пункт, загоны с расколом, магазин. Стада сарлыков и табуны лошадей оставались там же на зимовку. Руководство района поддержало и отметило правильность и перспективность такого решения.
Таханов уделял много внимания созданию жилищно-бытовых условий чабанов, строительству социально-культурных объектов. За два года построили здание общественной бани, просторную столовая для детей интерната, в центре села была пробурена самоизливающаяся скважина для снабжения населения питьевой водой. Одновременно на зимних и весенних чабанских стоянках начали строиться теплые кошары, ягнятники для маточного поголовья, приема и размещения молодняка на более чем 600 голов, просторные жилые дома для животноводов и сакманщиков. К 1972 году на всех стоянках были построены теплые кошары и ягнятники.
Такого не было ни в одном колхозе. Председатель не шумел, не хвастался, просто решал проблемные вопросы, строил, создавал более комфортные условия для животноводов и колхозников.
К 70-м годам прошлого века в селе открылись средняя школа, детсад, интернат, ФАП, стадион, контора и Дом животновода. Начальная школа была преобразована в восьмилетнюю, где также обучались дети из Теленгит-Сортогоя. Школа была построена на средства колхоза. До этого в районе здание двухэтажной деревянной школы (ныне основная школа) в с. Кош-Агач и школа в селе Мухор-Тархата, сданная в эксплуатацию в 1966 году, были построены за счет долевых средств колхозов района как межколхозные. Там могли обучаться дети старших классов из населенных пунктов, где были только начальные школы. В Тархатинской школе в основном учились ребята из Ортолыка, Теленгит-Сортогоя, Джазатора, Кокори, Актала и Тобелера.
Под руководством Михаила Болчокуловича возвели объекты производственного назначения – автотракторный гараж, автозаправку, центральную котельнаю, полевой стан, склады для хранения строительных материалов, запчастей, минеральных удобрений, семян, комбикорма, купочную ванну для мелкого рогатого скота, стригальный пункт, столярную мастерскаю, пилораму и другие объекты.
В Кош-Агачском районе слабость кормовой базы сдерживала развитие всего района, сводила на нет героический труд животноводов. Это прекрасно видел, понимал опытный хозяйственник М.Б. Таханов. Тогда же колхоз начал обводнять, орошать сенокосы и пастбища, с этой целью использовали воды рек Елангаш, Ирбисту, Jаан-Терек. Были построены Елангашская, Яныс-Тальская и другие оросительные системы. Продолжали осваивать новые сенокосные угодья, ежегодно проводили уборку камней. Помню, нас, учеников младших классов, ежегодно возили в Елангаш, где мы вместе с колхозниками собирали камни на сенокосных угодиях, взрослые грузили их в машины, вывозили. Для сельских ребятишек эта работа была в радость, тем более что понимали: делали доброе дело для колхоза. Также ученики ездили на ческу коз, очистку лесоделян.
В те годы квалифицированных кадров было мало, молодежь направляли на учебу за счет средств хозяйства, платили стипендию.
Михаил Болчокулович создал команду единомышленников, сподвижников из числа специалистов, руководителей среднего звена. Вместе с ним долгие годы трудились Уюмбек Мугуражев – зампредседателя колхоза, Алексей Нетешев – прораб, Иосиф Табылгинов – завфермой, председатель ревкомиссии колхоза, Кублан Гумаров, Борис Бабинасов, Чауан Матаев, Каликан, Калел, Сайлау Джумановы в разные годы, работавшие завфермой, Татьяна Таханова, Сеил Угумаров – ветработники, Григорий Боробашев, Михаил Иркитов – выпускники сельхозинститута, приехавшие работать по приглашению председателя колхоза, Меделхан Карсыбаев, Букан Ажимканов – главные зоотехники, Тадыров Николай – ветврач, Карсыбаева Гульшахира, Тулина Раиса – главные экономисты, Кыстаубай Бегинбеков, Григорий Челтуев, Ешетай Сахарьянов – бухгалтеры, Бадиров Василий – председатель профкома, Иван Головин, Михаил Турлунов – механики, Любовь Барбачакова – завклубом и многие другие. В этой же команде были животноводы, строители, механизаторы, простые колхозники. Бесспорно, они внесли большой вклад в развитие колхоза.
С ноября 196-го по июль 1966-го Таханов обучался в школе по подготовке руководящих колхозных, совхозных кадров при Алтайском сельхозинституте. В соответствии с Уставом КПСС снялся с партучета и встал на партучет по месту учебы в Железнодорожном райкоме КПСС. По рассказу самого Михаила Болчокуловича: «На Новый год поехал домой, доехал до города, устроился в гостинице и рано утром выехал в Ортолык (в то время дороги были плохие, доезжали за 15 – 16 часов). Оказывается партбилет, выпал из кармана гимнастерки под кровать, я не увидел, уехал. Утром горничная, убирая комнату, подобрала партбилет и сразу отнесла его в обком КПСС, откуда билет был отправлен в Железнодорожный райком партии г. Барнаула. Позже мое персональное дело было рассмотрено на бюро райкома, мне объявили выговор. Уже перед Новым годом в обкоме знали, что коммунист Таханов потерял партбилет. За утерю документа наказывали очень строго. В конце 1965 года завершилась седьмая пятилетка, полным ходом шли подведение ее итогов и представление передовиков сельскохозяйственного производства к награждению государственными наградами. Схема была такая: сначала рассматривали в районе, затем в области, далее в крае. Моя кандидатура от Кош-Агачского района на представление к присвоению звания Героя Социалистического Труда была под номером один. Этому не суждено было сбыться, причина – утеря партбилета. «Кызыл книжка учун ырызымды ычкындым» – «из-за красной книжки потерял счастье».
Работая в архиве республики, я обнаружил документ – постановление бюро Горно-Алтайского обкома КПСС от 11.01.1966, протокол №32 (принято совместно с облисполкомом), где в п. 7 значится, что к присвоению звания Героя представляется другой председатель колхоза Кош-Агачского района. В п. 8 сказано, что Таханов Михаил Болчокулович представлен к награждению орденом Ленина. А в учетной карточке члена КПСС М.Б. Таханова (на каждого коммуниста заводилась карточка учета, сейчас они хранятся в архиве) есть запись: «Строгий выговор за утерю партийного билета объявлен 8 февраля 1966 года Железнодорожным райкомом КПСС г. Барнаула». Все эти документы подтверждают рассказ Михаила Болчокуловича. Такова была суровая реальность того времени: из-за утери партбилета человек не только лишился возможности стать Героем Социалистического Труда, но и быть награжденным орденом Ленина. Однако этот удар судьбы он выдержал.
Супруга Михаила Болчокуловича Татьяна Николаевна всю жизнь проработала ветеринаром, ее часто видели верхом на лошади объезжающей чабанские стоянки. Коммунист, член бюро Кош-Агачского райкома КПСС нескольких созывов подряд, делегат XVI съезда ВЦСПС (профсоюзов СССР). Вместе они воспитали двух дочерей.
Многолетний труд М.Б. Таханова отмечен государственными наградами – орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» и медалями. Он избирался депутатом районного и областного Советов депутатов.
Предлагаю руководству Кош-Агачского района и Ортолыкского сельского поселения увековечить имя Михаила Болчокуловича Таханова, назвав одну из улиц Кош-Агача или Ортолыка его именем, и установить мемориальную доску на доме, где он жил.
Н.М. МАЛЧИНОВ, ветеран труда