Нет, это статья не о том, что мы теперь будем ходить без масок. Несколько дней назад на рабочий телефон редакции позвонила моя хорошая знакомая, с которой мы не виделись несколько лет.
– Юля, ты откуда звонишь? Где находишься, где живешь?
– Мы сейчас живем в Америке. Нашла в интернете телефон газеты. Хочу попросить опубликовать в «Звезде Алтая» статью к 90-летию моей бабушки…
Мы, конечно, откликнулись на эту просьбу… Бабушка – известный ученый, опытный педагог, ушедшая из жизни 10 лет назад. Память о ней хранят сердца многих знавших ее людей, а особенно Юли и ее брата Ивана, которых она практически одна воспитывала с детства.
Юля родилась и выросла в Горно-Алтайске, окончила юрфак ТГУ. Работала в Новосибирске. Там познакомилась и вышла замуж за американца… Работа мужа была связана с командировками в разных странах, поэтому, собственно, я и спросила: «Где ты сейчас?»
Мы обменялись традиционными вопросами: «Как дела?», «Как семья, дети?», «Как жизнь?».
Общались долго, больше часа – давно не виделись. Узнать хотелось обо всем.
Юлина семья сейчас живет в Денвере штата Колорадо (расположен в центре США).
Моя собеседница за время, что мы разговаривали по телефону, поделилась тем, что происходит не только в их семье, но и в американском обществе. Считавшееся до недавних пор неодолимым лидером североамериканское государство переживает экономический, социальный, психологический кризис.
В экономике полный упадок. Каждый четвертый трудоспособный гражданин остался без работы. Закрываются сотнями магазины, кафе, рестораны, поскольку недостаточно финансовой поддержки, которую государство оказывает, чтобы удержать бизнес на плаву. Нет поблажек по уплате аренды, налогов, зарплате… Порой людям кажется, что гражданская война неминуема. Тому способствуют бесконечные расовые беспорядки, митинги, разгромы, мародерство. Для их проведения организаторы ко всему распространяют листовки, где завлекают народ обещанием заплатить. А для безработных жителей – это выход, чтобы существовать, то есть, как говорится, на безрыбье…
Другая напасть – возможные грабежи домов. При массовой безработице такой вариант не исключён. В Америке, в отличие от России, у простых людей нет подсобного хозяйства (огорода, пашни), и отсутствие денег и необходимых продуктов может вынудить людей пойти на такой шаг. В Техасе во время карантина в марте оружейные магазины были пусты – люди раскупили оружие для самообороны. «Муж хочет купить оружие, чтобы защитить детей от придурков, которые могут в любой момент ворваться. Я сначала была против. Но одна знакомая как-то мне посоветовала: «Юля, научи детей, как вести себя, если нападут на дом. Покажи им, где у вас можно спрятаться. И чтоб сидели там очень тихо». Нашей дочери пять с половиной лет, а сыну будет четыре года».
В США при достижении 21 года можно без проблем купить оружие. В некоторых штатах легализована марихуана. Можно запросто купить сладкий батончик или напиток, в составе которого имеется наркотик…
В общем, поговорили о многом, о политике, о выборах, о продуктах с ГМО, которыми, кстати, у них заполонены все прилавки, об образовании и прочем.
Сегодня, на мой взгляд, читателю будет небезынтересным рассказ Юли об американском здравоохранении, который я попросила её составить отдельно. Особенно хочется, чтобы он стал поводом на минутку задуматься некоторым из нас: «А так ли плохо мы живем?»
Медицина в США
Мало что так пугает рядового американца, как болезнь и необходимость серьезного лечения.
Приведу немного статистики: по данным прошлого года, 66% банкротств физических лиц в США связано с получением счетов на оплату лечения, при том что около 80% разорившихся имели медицинскую страховку.
В среднем американец тратит на медицину в четыре раза больше денег, чем немец. В 2019 году 1,9 млн. жителей США предпочли получить медицинскую помощь за пределами своей страны. Как вам такое?
Теперь о самой системе здравоохранения. Медицина в Америке платная, каждый житель страны должен иметь медстраховку. Крупные компании оплачивают её своим сотрудникам и даже членам их семей, но так поступают далеко не все работодатели. Чаще работающий человек покупает медстраховку сам.
Например, в Колорадо она обойдется вам в среднем от 200 $ (минимальный пакет) до 500 $ на человека ежемесячно. Если годовой доход ниже 32 тысяч $, можно рассчитывать на уменьшение этой суммы. Малообеспеченные, безработные, лица с инвалидностью, несовершеннолетние и пенсионеры получают страховку от государства по программам Medicare и Medicaid. Шаг к более доступной медицине для всех жителей страны сделал Обама, но программа Obamacare была фактически отменена Трампом. Зарабатываешь – раскошеливайся на страховку!
Но не думайте, что страховка решит все ваши проблемы. Часть заболеваний и процедур она не покрывает или покрывает частично. Поэтому, обратившись за помощью, застрахованный с ужасом ждет получения счетов. Категория врача, выполнявшего процедуру, или лекарство, которое тебе вкололи, могут стоить несколько сотен или даже тысяч долларов!!!
Спрогнозировать предстоящие расходы мало кому удаётся. Только вдумайтесь: как стоимость платных услуг может быть скрыта от потребителя?
Именно поэтому рядовые американцы как огня боятся врачей и обращаются к ним только в случае крайней необходимости. Здесь даже в роддом едут на такси, ведь скорая помощь обычно не входит в страховку и стоит огромных денег. В больнице полежать пару дней тоже стоит от одной до трех тысяч долларов. Это очень мотивирует к быстрому выздоровлению.
Медицина США функционирует на следующих уровнях:
– семейная медицина врачи проводят общий осмотр пациентов, при необходимости направляют к узким специалистам;
– госпитальная помощь занимает центральное место в медицинской системе (госпитали делятся на коммерческие и некоммерческие и по структуре аналогичны российским больницам);
– общественное здравоохранение (всевозможные службы).
Больницы делятся на три типа:
– государственные – финансирование ведётся федеральным и штатным правительством, предоставляют услуги для ветеранов, инвалидов, госслужащих, больных туберкулезом и психическими заболеваниями;
– частные «прибыльные» (до 30 % всех больниц) – представляют собой типичное бизнес-предприятие, формирующее свой капитал на индивидуальной, групповой и акционерной основе;
– частные «бесприбыльные» (полученные доходы вкладываются в больницу, что повышает качество обслуживания, технического оснащения и т.д.; несмотря на «бесприбыльный» статус учреждения, лечение остаётся платным).
Высокая стоимость медицинских услуг толкает многих американцев лечиться за рубежом в более «дешёвых» странах (так называемый «медицинский туризм»). Специальные сервисы предлагают американцам получить качественное лечение в соседней Мексике, Канаде, Таиланде, Израиле, Великобритании и Турции. И от желающих нет отбоя!
Еще одна проблема американского здравоохранения – мощное фармацевтическое лобби. Все серьезные медикаменты приобретаются строго по рецепту, который выдаёт лечащий врач. Сам пациент не влияет на выбор препарата и особо не вникает в эту тему. Люди в США совершенно не разбираются в лекарствах и не приучены к самолечению. Это одна из причин опиоидного кризиса, о котором сейчас много пишут СМИ. Бесконтрольное употребление опиоидных анальгетиков привело многих людей к настоящему краху. Человек хотел избавиться от болей в спине, получил от врача пузырек с таблетками и стал наркозависимым.
Несовершенство американской системы, здравоохранения очевидно и в последние годы эта проблема активно обсуждается. Сейчас все усугубляется пандемией, и американцы ждут от власти в ближайшем будущем серьезных и эффективных реформ в здравоохранении.
Скорая помощь в США
Зачастую скорую помощь не вызывают, а ездят туда сами
Так, система медобслуживания включает в себя два способа оказания помощи в кратчайшие сроки: экстренная (Emergency Rooms) и срочная (Urgent Care).
Для вызова «скорой» надо набрать 911. И если в России «скорая» должна оказать квалифицированную медпомощь на дому, то их американские коллеги выполняют функцию перевозчика, и цель выезда на дом – доставить больного в госпиталь, не ухудшив его состояния.
Через пару недель после доставки на «скорой» в стационар пациенту придет весьма немаленький счет (400 – 1200 $).
Еmergency Room, как правило, находится в крупных госпиталях. Американские реалии таковы, что даже в ER можно прождать час и более, увидеть врача ровно 1 минуту, получить от него рецепт на обычные обезболивающие – и будь здоров. Нет, тут история не кончается. Через неделю человек получит огромный счет за то, что он поздоровался с доктором, причем счет может доходить до нескольких десятков тысяч $.
Теперь самое интересное – стоимость обслуживания. Проблема в том, что фиксированного тарифа не существует, т.е. больной играет в русскую рулетку – он никогда не знает, сколько ему придется заплатить, например, за лечение головной боли 15 $ или 17 тысяч $. Конечный счет зависит от множества обстоятельств, в том числе от штата и от самой поликлиники. Часто в ER больной получает даже не лечение (если больной не при смерти), а обезболивающие таблетки, видит доктора в лучшем случае пять минут и получает направление к основному доктору.
Медстраховка обычно покрывает 20 – 50%.
Газета The Washington Post опубликовала исследования о медицинских счетах за посещение ER и выявила, что средний счет равен месячной аренде жилья (около 1300 $), что действительно немало даже для состоятельного американца. Тем более одна и та же болезнь может стоить от 4 $ и до 20 тысяч $.
Urgent Care
Здесь оказывают помощь больным, которые находятся не в критическом состоянии. Разница в расценках на лечение одних и тех же болезней с отделениями ER здесь существенная. В них нет такого большого объема обследований, но и цены, предъявленные пациенту, намного ниже, чем в ER.
Привожу усреднённые цены за медуслуги в ER:
– кровь из вены не меньше 100 $;
– общий анализ крови около 200 $;
– биохимический анализ – 600 $;
– рентген может варьировать от 500 до 1,500 $;
– компьютерная томография более 7000 $, плюс расшифровка около 800 $;
– электрокардиограмма 500 – 600 $ вместе с расшифровкой;
– стоимость времени врача от… и до 12 тыс. $ за час.
Впечатляет, правда?
А теперь наиболее часто задаваемые вопросы про скорую помощь:
– Если вызвать «скорую помощь», приедет ли врач?
– Врача не будет. Приедут парамедик – стабилизировать состояние пациента (первая помощь) и техник-водитель – он отвечает за управление каретой, загрузку и выгрузку носилок с пациентом, чтобы довезти его до ближайшей больницы.
– Если у вас отсутствует страховой полис, окажут ли вам скорую медпомощь?
– Да, помощь окажут. Вам просто потом пришлют счет.
– Откуда берутся такие неимоверно завышенные цены за оказание медпомощи?
– Если есть страховка, то страховая компания эти цены заметно уменьшит, а если нет, то необходимо оплатить самостоятельно. Отделения ER, выставляя высокие цены пациенту, который может оказаться неплатежеспособным, в его счет как бы закладывают свой риск
– Как долго пациент может ожидать медпомощи, уже находясь в ER, и всегда ли там ставят там диагноз?
– Состояние пациента оценят на ресепшен по степени тяжести, а уж затем пациента пригласят к врачу. В лучшем случае врач примет в течение часа, но имейте в виду, что если вы не при смерти, то время ожидания может составить 4 – 5 часов. В задачу врача входит собрать с пациента анамнез (историю заболевания) и обозначить план обследования: флюорографию, электрокардиографию, компьютерную томографию, анализ крови из вены и т.п. Такого объемного обследования и за сравнительно короткий срок не получишь, если будешь лечиться амбулаторно. Затем больной в том же состоянии, в каком пришел, просидит в ожидании вердикта врача на основании данных обследования. А это тоже занимает достаточно много времени.
Когда все это проанализирует врач, то, может, поставит диагноз, а может, и нет. Если диагноз так и не поставят, то врач выпишет пациенту направление к специалисту.
Подытожим: «скорую помощь» на дом вызывают только в самом критическом случае. Инфаркт? Сели аккуратно в такси – и поехали в «скорую помощь». Иначе выставленный счет может привести к повторному инфаркту.
P.S.
Для сверхдержавы, как себя считают США, в приоритете – деньги, власть. Человек, его жизнь и здоровье, если он не имеет финансов, вообще неинтересен. Высокие показатели смертности от пандемии в этой стране в основном приходятся как раз на граждан, которые не имеют заработков.