В тихом живописном месте расположился соузгинский детский сад «Родничок». Словно спрятавшийся в глубине села от любопытных глаз многочисленных проезжающих по Чуйскому тракту, он живет своей уединенной, но отнюдь не бессобытийной жизнью. Каждый день здесь наполнен интересными открытиями, маленькими победами, волшебными перевоплощениями, незначительными драмами, вроде забытой дома любимой игрушки, но главное, детским смехом и улыбками. Отвечают же за то, чтобы улыбок и открытий было больше, а драм и слез меньше, конечно, воспитатели.
27 сентября представительницы этой нужной и важной профессии отмечают свой профессиональный праздник. Почему представительницы? Потому что где, кроме кинофильмов, вы видели хоть одного воспитателя-мужчину? Если видели, пишите нам в редакцию – мы тоже хотим посмотреть. Хотя никто ведь не запрещает молодым людям выбрать для себя эту направленность трудового пути. Может, и общество у нас было бы совсем другое… Но не идут они в воспитатели, да и в педагоги не часто. Отсутствие материнского инстинкта? Недостаточно высокие зарплаты? Боязнь оценки социума? Поиски ответов на эти вопросы, к счастью, не входят в нашу сегодняшнюю задачу. Пусть они останутся риторическими. Мы же хотим воздать должное тем женщинам, девушкам, с которыми наши дети, внуки проводят или проводили в свое время большую часть будней. Спасибо вам, дорогие воспитатели! С праздником!
День Светланы Николаевны ЮРКИНОЙ, воспитателя детского сада «Родничок», начинается рано – в 5.30. Подоить козу, собраться – и в путь, на любимую работу, которой отдано уже более 30 лет. Дорога занимает примерно 20 минут. Этого достаточно, чтобы, оставив все хлопоты и заботы дома, переключиться на уже привычную детскую волну. Переступив порог, она раз за разом становится многодетной мамой, первой учительницей, артисткой, рукодельницей, инспектором ДПС, парикмахером, официантом – да кем угодно, в зависимости от насущных потребностей тех, ради кого она на рабочем месте, когда стрелки часов только приближаются к семи утра. Всегда добра, энергична, участлива. К этому обязывает профессия. Да и обязывать-то не приходится, если перечисленное является не только профессиональными, но и человеческими качествами.
– У нас в садике пять стажистов – тех, кто работает очень давно. Среди них – Светлана Николаевна, – откликается на просьбу охарактеризовать коллегу заведующая «Родничком» Наталия Николаевна Шарабарина. – Их есть за что ценить, у них есть чему поучиться. Что мне нравится в Светлане Николаевне? Она очень спокойно говорит. И дети ее слушают с замиранием, у них в группе всегда тихо. Она умеет отстаивать свою точку зрения. Притом делает это правильно, без скандалов. Очень любит детей. Умеет ладить с ними лучше, чем многие из нас. И ребятишки ее тоже любят. Ее нельзя не любить. Она пользуется уважением коллег и родителей. У нее много грамот. Светлана Николаевна – очень добрый, ответственный человек. Всегда пойдет навстречу, но, если кто-то не прав, будь то руководитель или родители, проявляет принципиальную позицию.
В ожидании воспитателя, отработавшей в утреннюю смену, заведующая проводит для нас экскурсию. Узнаем многое из истории организации, знакомимся с педагогами, часть которых всю жизнь связали с «Родничком», и ребятами (их в садике около 100, но сейчас ходит меньше), не обходится и без обсуждения темы коронавируса, который диктует дошкольным учреждениям свои условия осуществления деятельности. Светлана Николаевна, успев после работы набрать два ведра грибов, в это время спешит обратно в сад, на встречу с нами.
Вот и наша героиня. Открытое лицо в обрамлении кудряшек, добрые зеленые глаза, мягкая улыбка. О том, что станет воспитателем, Светлана знала еще в детстве, когда с удовольствием помогала тёте водиться с двоюродным братиком. В юности намерения не изменились, и после окончания Горно-Алтайского педагогического училища девушка устроилась в чендекский детский сад. Потом какое-то время работала в горно-алтайской «Берёзке», а после начался уже период «Родничка». Правда, был в их профессиональном союзе четырехлетний перерыв, когда Светлана Николаевна переезжала в Шульгин Лог, но с 2001 года – только здесь, и каких-либо перемен в ближайшее время женщина не планирует.
Сейчас у нее на воспитании – 22 человечка трех-четырех лет. А за плечами – не один десяток односельчан разного возраста, прошедших ее «школу» и выпущенных, каждый в свой час, в большую жизнь. Теперь сложно пройти по селу, не встретив своих выпускников, да Светлана Николаевна и не стремится – всегда рада улыбкам, объятиям, разговорам. Помнит ли абсолютно всех? Без сомнения! Деревенский уклад иного и не предполагает. Расставание с каждой группой, уходящей в школу, болезненно, и даже большой багаж таких расставаний ничего в этом отношении не меняет, так же как и привыкание к новым деткам, которые не сразу, но всякий раз становятся своими.
Сравнивая современных ребятишек с поколением их родителей, воспитатель отмечает существенные отличия: «Дети сильно изменились. Думаю, сказывается увлеченность гаджетами, да и вообще мир стал другим – и они другие. Сейчас проходим тему «Домашние животные», оказывается, ребята многого про них не знают, приходится рассказывать. Раньше такого не было». На вопрос, изменилась ли она сама, Светлана Николаевна отвечает не сразу: «Не знаю. Может, и я изменилась…»
Отличаются ли современные мамы и папы от своих предшественников? Конечно. Если раньше, например, к ободранной коленке относились с пониманием (ребенок бегал и упал, такое бывает во все времена), то сейчас не всегда. Но Светлане Николаевне удается выстраивать уважительные отношения с любым поколением родителей. Она точно знает: прошел снегопад – кто-нибудь придет, поможет расчистить площадку. И в других вопросах – так же.
Главная задача воспитателя – заложить базу, на которой маленький человечек выстроит всю свою будущую взрослую жизнь, считает педагог дошкольного образования. Больше всего в избранной профессии она ценит возможность видеть результаты своей деятельности, получать отдачу, чувствовать чистую детскую любовь. А из непривлекательных моментов отмечает всё усиливающую свои позиции бумажную работу. «Лучше бы я с детьми провела это время. Игрушку бы связала или из глины что-нибудь сделала».
В том, что Светлана Николаевна может и связать, и слепить игрушку, сомневаться не приходится. В группе и методическом кабинете немало работ воспитателя. «Дымковская игрушка» была тематическим направлением ее работы в предыдущие годы. А сейчас педагог и ее детки увлечены театром. Отсюда – пестрое многообразие вязаных игрушек для кукольных представлений и элементы костюмов сказочных персонажей для любительских постановок. «Это вы на работе связали?» – спрашиваю. – «Нет. Дома». – «В свое свободное время?» – «В нашей работе такого понятия, можно сказать, нет. Даже когда уходишь из садика, всё равно думаешь, какие надо провести занятия, в какие игры можно поиграть, какие беседы провести с родителями».
Не могла не спросить про родительские чаты. Тема, не сходящая с повестки всех, чьи дети объединены в какой-либо коллектив. Отдавая должное плюсам, большинство воспринимают их как раздражающий фактор. Светлана Николаевна к этому большинству не относится. Ее переписка в группе не беспокоит. Да и родители подобрались неназойливые, как выразилась собеседница.
«Что можете рассказать о своих ребятишках? Какие они?» – «Все разные, – констатирует воспитатель. – Очень умные, активные и сильно любят родителей». – «Имея своих детей, лучше понимаешь воспитанников?» – «Скорее, своих детей лучше понимаешь, получив определенный опыт в садике».
Рассуждая о качествах, которыми важно обладать человеку, работающему с детьми, Светлана Юркина выделила несколько самых, по ее мнению, главных: «Быть добрым, любить ребятишек, никого не выделять (все дети для меня одинаковые), ответственно относиться к своим обязанностям». А на вопрос, какое место работа занимает в жизни, ответила, чуть поразмыслив: «Может быть, даже наравне с семьей… Хотя семья, конечно, на первом месте».
Юлия Цайтлер
«Раньше, когда нужно было учить стихотворения, дети просто учили стихотворение. Сейчас мне задают столько вопросов! Например, про зайку, которого бросила хозяйка. «А почему бросила? А почему он мокрый?» Их всё это очень волнует. Один мальчик спросил у пришедшей за ним мамы: «А ты меня не бросишь?» Она, конечно, удивилась».
«Если я права, буду отстаивать свою позицию. Даже с детьми. Они должны знать: что можно, что нельзя. Сейчас акценты как-то сместились. За ребенком признается абсолютная правота. А как он априори может быть прав, если элементарно многого не знает? Нужно сначала научить, что хорошо, что плохо».
«В перестроечные годы мы, воспитатели, сам сажали огород, картошку, чтобы прокормить детей. Капусту квасили. Шили верхонки на реализацию. Ходили по деревне, уговаривали родителей водить ребятишек в детский сад, потому что он был на грани закрытия. А некоторым просто нечем было платить за услуги дошкольного учреждения. Наше здание кому только не планировали отдать. В результате осталась половина, вторую заняла другая организация. Не знаю, как здесь мои коллеги продержались. Я тогда уехала в Шульгин Лог, там полегче было. Рассказывают, жили на одной гречке. Зарплату выдавали продуктами. Потом постепенно всё наладилось. Помещение вновь полностью вернулось в ведение детского сада».