Я к вам пишу…

Дата:

«Звезда Алтая» продолжает ретроспективу самой себя. Просматривая старые подшивки, обратили внимание на следующее сообщение: «В январе в редакцию пришло 419 писем, 307 нашли свое место на страницах газеты». Цифры, надо сказать, внушительные! Предлагаем вам, уважаемые читатели, перенестись на 50 лет назад и посмотреть, что волновало жителей Горно-Алтайской автономной области в 1972 году, с какими вопросами и предложениями они обращались в редакцию, какие проблемы поднимали.

Эх, дороги…
«Читатель критикует, советует, предлагает», «Это не мелочи», «На острие пера», «Критические сигналы», «Бьем тревогу» – эти и другие рубрики в советский период отражали общее для тех лет настроение. Безусловно, на протяжении всех 12 месяцев года самыми актуальными проблемами были общественный транспорт и дороги.
«Весь август в Чою не ходили пассажирские автобусы. Чтобы выехать из села, нужно искать попутную машину. Удается это не сразу, и бывает, что до города едешь не менее четырех дней. У нас в Чое среди пассажиров ходит грустная шутка: мол, до Луны скорее доехать, чем до Горно-Алтайска», – писал П. Васильев.
В. Богомолов в своем письме интересовался: «Как быть тем, кто живет в Майме, а работает в городе, и наоборот? Нам дважды в день приходится обращаться к услугам пассажирских автобусов, а они ходят исключительно плохо. Бывает, на остановке стоишь от 30 до 80 минут…»
«Несколько раз была свидетелем, когда кызыл-озекский автобус, доходя до площади Ленина, делал разворот и следовал в обратном направлении. А мы после долгого ожидания отправлялись с этой же площади в Алферово пешком», – сообщала Р. Киреева.
«Не в лучшем состоянии содержатся Ябоганский и Кырлыкский перевалы. Дорогу никто не подсыпает, машины идут с большим трудом. А шоферам одно мученье…», – отмечал П. Уюшев.
А. Синицина из Камлака сетовала: «На такое длинное село – лишь одна автобусная остановка. Живу я на краю села, отсюда до Черги – километров десять, и вот, чтобы попасть в Чергу, я должна пройти в обратную сторону до остановки автобусов километра три. Вместе со мной такой вояж совершают и все другие жители, которые так опрометчиво поселились на верхнем краю Камлака».
Надо сказать, газета этого периода поражает своим кропотливым подходом к работе с читателями. Редакция стремилась ответить на все-все вопросы. Позже из этого выросли отдельные рубрики в номерах, выходивших по вторникам: «Что сделано по письмам», «Хотя письмо и не опубликовано». Читая их, можно легко угадать и вопросы. Авторитет газеты был настолько велик, что ответственные лица по собственной инициативе оперативно реагировали на обращения жителей. Их ответы также печатались на страницах «Звезды Алтая» под рубрикой «Газете отвечают». Так, директор Горно-Алтайского автотранспортного предприятия Волович пообещал, что «в селе Камлак будет сделана вторая автобусная остановка».

Где ваша культура?
Большую часть редакционной почты составляли письма, связанные с благоустройством территорий. Так, А. Попов писал: «С ранней весны до поздней осени ул. Советская, что в селе Манжерок, бывает непроезжей. Ямы, ухабы, грязь. Даже в солнечную погоду дорога не просыхает. Много раз мы просили своих депутатов организовать нам транспорт для подвозки гравия, рабочей силой послужили бы сами жители. Но пока эти просьбы остаются неудовлетворенными. Сами мы пытались на носилках носить с реки камни, но много ли так сделаешь…» Нередки в редакционной почте письма неравнодушных граждан, борющихся за чистоту городских и сельских улиц, лесов и водоемов, сохранение и приведение в порядок парков и скверов.
«Пройдитесь ранним утром по аллеям центрального сквера… Кругом валяются окурки, спички, целые и битые бутылки, стаканчики от мороженого, шелуха от семечек, обертки от конфет и прочий мусор. А ведь рядом со скамейками установлены урны, разве трудно до них дотянуться?» – недоумевала В. Любушкина.
А. Унжакова, В. Куськина, Ю. Плетнев и другие своим письмом в редакцию хотели привлечь внимание к нуждавшейся в благоустройстве ул. Объездной: «Красив наш город. Он все хорошеет и благоустраивается. Но зайдите на Объездную улицу, что в районе пивзавода, и вы почувствуете, что попали в иной мир. На всю улицу у нас нет ни одной водоразборной колонки. Чтобы набрать ведро воды, надо потратить много сил и времени. Зато прямо на дороге день и ночь бушует поток заводских отходов… Дух захватывает от зловония!»
«Кто не помнит статую «Красная Шапочка и волк», что украшала аллею городского сада? Сейчас ее нет. Сначала помаленьку, затем все больше и больше хулиганы уничтожали ее. Мало того, они напали на лепную фигуру марала на городском стадионе и так же варварски уничтожили ее. Оставшись непойманными, пошли дальше. Как-то в городском саду оказались перевернутыми все диваны. Даже тяжелейший вес не остановил вредителей». Пока автор недоумевал, «откуда такое зло?», читатель В. Сергеин предлагал «вернуть былую красоту Кош-Агачу» и советовал местным школам, коллективам различных организаций «серьезно заняться посадками деревьев».
Однако сообщений, в которых содержался бы детальный анализ и выдвигалось конкретное предложение, практически не встречается.

ЖКХ, или Живите как хотите
Безусловно, в рейтинге других острых проблем – сообщения «коммунального» характера, в том числе о задержке ремонта жилых помещений, низком его качестве.
Так, работница завода ЖБИ Н. Казанина сообщала: «Неуютно в квартирах жилого дома, что стоит на пр. Коммунистическом, №131. Старая электрическая проводка давно вышла из строя, свет постоянно отключается, каждый вечер по нескольку раз сами жильцы ремонтируют рубильник, заменяют пробки, но через короткое время свет снова гаснет. Настроение, естественно, портится, люди нервничают, ругаются.
И не только в этом наша проблема. В квартирах в зимнее время не поддерживается необходимая температура. В мае нам пообещали отремонтировать печи. Запасли мы глину, песок, но печников не дождались. То говорили нам, что не могут достать печных плит, то не найдут мастеров. Так лето и прошло».
«Новый дом детского комбината №10 сдан в эксплуатацию в канун 1972 года. Дети швейников получили в подарок хорошее, светлое, удобное двухэтажное помещение с залом для музыкальных занятий, с водопроводом и душевыми установками, удобной благоустроенной кухней. Но радость была недолгой. Уже месяца через два начала сыпаться штукатурка с потолка и стен, закапала вода из труб отопительной системы, снизилась температура, малыши стали мерзнуть…» – делилась проблемой заведующая детским комбинатом №10 г. Горно-Алтайска А. Казанцева.

Что предложить покупателю?
Чрезвычайно много обращений от жителей региона поступало с жалобами на дефицит товаров, плохую торговлю, расточительность. Так, читатели сообщают: «В последнее время в городе невозможно купить известь. В строительном магазине она бывает довольно редко, в других местах ею вообще не торгуют», «В сельских магазинах не торгуют электротоварами. Даже простейшее дело – предохранительная пробка – стало проблемой», «На прилавках городских гастрономов не встретить сосисок, сарделек, мороженых пельменей», «В Майме не торгуют солеными огурцами. Спрос на них большой, но он не удовлетворяется», «В продаже не стало многих видов рыбных консервов, сгущенного молока, сухофруктов, молотого черного и красного перца, уксусной эссенции…»
Для жителя Горно-Алтайска И. Огурцовского самым насущным стал вопрос дефицита носовых платков. «Зашел на днях в городской универмаг, хотел купить себе новый носовой платок. И что вы думаете? – писал он. – Прошел все до одного отделы, спрашивал многих работниц прилавка, и никто не смог мне предложить нужную вещь».
«Должна сказать, что торгуем мы пока плохо. Возьмите Кастахтинский магазин, в котором я работаю. Каждый месяц два-три раза езжу в райцентр на базу за товарами. Машин нет, приходится ехать на тракторе, но что мы привозим для рабочих фермы? За полгода в мой магазин не дали ни одного холодильника, ни мотоцикла, не было дамских резиновых и зимних сапожек, трикотажных изделий, детской одежды, обуви. Ни разу не получала в магазин колбасных изделий, мясных и рыбных консервов, селедки. А люди спрашивают. Помню, в августе выпросила на базе единственную бочку селедки. В ней 40 кг. Пришлось делить по одной штуке, чтобы досталось каждому. Смешно и досадно», – писала Т. Кудрявцева.

Это – не мелочи
Большое количество писем составляли жалобы на работу почты (доставка корреспонденции проходила несвоевременно, а кое-где так её и вообще не было) и нехватку кадров. Например, А. Проходцову из Малой Черги волновало, что в селе нет медика: «Почти полгода закрыт медицинский пункт. Жители за медицинской помощью вынуждены обращаться в районный центр – Шебалино. Расстояние до него немалое – 18 км, дорога не всегда проезжая».
Хочется спросить: а это точно текст 50-летней давности? Его с лёгкостью можно представить в одном из недавних номеров «Звезды Алтая».
Оставшись недовольной услугами, Е. Чернова писала: «В городском быткомбинате работает особый отдел «Вещи напрокат». Недавно я решила воспользоваться его услугами, взять напрокат стиральную машину. Заявку сделала 30 ноября, а доставили ее мне только 13 декабря. Все эти дни я беспокоилась, звонила, ходила в быткомбинат, торопила, просила, наконец требовала. И вот через две недели все-таки своего добилась. Однако устала я за это время больше, чем если бы стирала вручную».
Жители Онгудайского района просили решить проблему радиофикации: «В нашем селе Хабаровка ни в одном доме нет радиоточек. В такое время, когда мир полон событий, наши жители не слышат голоса Москвы».
«Небольшой поселок В-Барангол располагается рядом с Усть-Семой, но жизнь здесь совсем иная. Объясняется это, видимо, тем, что в поселке нет электрического света, нет радио. Кино сюда привозят только по великим праздникам», – жаловались Л. Коптяев и Л. Суразакова.
На страницах газеты своей проблемой делилась и З. Ткачева: «Зашла я однажды в мебельный магазин, и очень мне понравилась там мебель. Решила я заменить свою старую новой, современной. Раздумывать долго не стала – сняла с книжки деньги, освободила в комнате место и отправилась за покупкой. А здесь меня ждало огорчение. Оказывается, за мебелью я должна была не прийти, а приехать на грузовике и привезти с собой хотя бы двоих грузчиков. Напрасны были мои старания разыскать одновременно и машину, и грузчиков. Попадалась машина – некому грузить мебель, нашла грузчиков – ушла машина. Так и сижу пока в полупустой комнате».
Одним из тех, кому удалось обзавестись новой мебелью, был работник отдела внутренних дел В. Давыдов.
«Недавно я купил в магазине ОРСа Турочакского леспромхоза платяной шкаф, изготовленный Горно-Алтайской мебельной фабрикой, – писал он. – Покупке радовалась вся семья, но когда я начал собирать этот шкаф, то, извините за выражение, проклял все на свете. Выручило, что я когда-то работал столяром».
Жители гардинно-тюлевой фабрики и Чойской улицы сообщали, что лишены возможности в жаркий летний день выпить стаканчик кваса: «Для утоления жажды он просто необходим, но торговля прохладительными напитками здесь не организована».

Татьяна Русских

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Прокуратура выявила факт незаконной рубли леса в Чемальском районе

Природоохранная прокуратура выявила факт незаконной рубки лесных насаждений на...

«Иль сны приходят. В них я с вами вместе…»

Время летит неумолимо. Изменить чью-то судьбу мы не можем,...