Неугасимый свет алтайской Ойкумены

Дата:

К 80-летию В.П. Чукуева

На вековечном Алтае издревле бытует легенда об Уч-Сумере (Белухе) и Катуни (на древнетюркском – Катын, дочь Белухи). Она покидает отчий дом и свободолюбиво устремляется вдаль. Так и течет испокон веков белая река Катунь, разделившая с народом свою судьбу. Охраняя покой Алтая и пропуская в его исповедальные просторы лишь тех людей, «чьи помыслы чисты, желания искренни, а вера сильна».

Это народное предание, на мой взгляд, явилось духовным ориентиром, философской основой и чувственной энергетикой для становления В.П. Чукуева как необыкновенного мастера живописи и общественно-творческой личности. Он заполняет легенду особым смыслом. У Чукуева есть картина «Алтай священный». Образ совершенно не похожий на ранее созданные: взять бессмертные полотна Г.И. Чорос-Гуркина или алтайский цикл картин Н.К. Рериха.

В картинах В.П. Чукуева Алтай явлен так, как его чувствуют и одухотворяют сами алтайцы с древнейших времен. Наподобие восхода и захода солнца их наполняет великий дух алтайского героического эпоса (картины «Кадын-Бажы», «Шуну-батыр», «После грозы»), где глубинно осознается молитвенное народное обращение «Алтай-Кудайым» (Алтай – ты моё божество). В них незримо соединены священность синего неба Кок-Тенгри, божественность гор и вод, вселенский дух Ак-Бурхана.

И во всём этом – высшая степень, верховная грань духовности, соприкосновение с душой народа и восприятие его сокровенных чувств. Мистическое «Алтайское море» навечно соединилось с духами вод и гор… У него особое чувство связи с корневой системой алтайской земли и её богатейшей историей, предельное понимание цивилизационной роли Алтая и национально-русского двуединства (картины «На безымянной высоте», «Суриков В.И.», «Гитлер капут, май 1945 г.», «Общение с Верхним миром», «Во имя спасения мира»).

У Владимира Петровича филигранное чувство поэтической тонкости оттенков сверкающих движений воды, таинственных волн Катуни. Когда он рисует Катунь, это мне напоминает величественный народный напев дьянар кожон, наполненный и радостью, и грустью, и таинственностью, и непокорностью. Катунь у Чукуева ЖИВАЯ! Самое удивительное у художника, в чем он непревзойден как мастер, это именно образ живой воды, её бесконечное движение. Вообще Катунь, несущая в себе алтайский дух, явилась неиссякаемым источником его вдохновения.

Для меня, как человека родившегося и выросшего на берегу Катуни, где отец меня учил, какого цвета Катунь бывает утром, днем, когда солнечное стояние, вечером, при лунном свете, когда меняются её оттенки – голубой, бирюзовый, изумрудный, – творения В.П. Чукуева наполнены особой духовностью. Когда я взираю на его картины и чувствую эту сифмонию воды, у меня в душе всё переворачивается. Он неповторим. Всё это высшее достояние изобразительного искусства: так я вижу, так воспринимаю.

В творениях В.П. Чукуева подспудно проявляется художественное мышление народа: как будто это думает сам народ об Алтае. У Чукуева свой Алтай: как будто ты побывал сам. Незримо присутствует «единство художественного замысла и профессионального мастерства».

Знаковый алтайский искусствовед Владимир Иванович Эдоков в свое время в статье «Становление мастера» к экспозиции юбилейной выставки «В горах голубого Алтая» (1972 г.) писал: «…Можно было увидеть небольшие две линогравюры «Мы не рабы» и «Утро». Эти добротно выполненные работы сразу же показали, что в алтайском искусстве появился новый самобытный художник со своим видением мира, своим кругом образов и тем. Он продолжает традиции Гуркина, находя свой Алтай, отталкивается от народного понимания жизни, природы, единства природы и человека».

О регалиях самого В.П. Чукуева нет даже смысла говорить – для этого нужно отдельное повествование. Выдающийся художник, график, живописец, заслуженный художник России, народный художник Алтая, автор Флага Республики Алтай. Он включен в энциклопедию «Лучшие люди России», член-корреспондент Российской академии художеств. Недавно получил телеграмму с поздравлениями от самого Зураба Церетели.

…Чукуев родился в далекой алтайской тайге в тот самый день и в тот самый час, когда начинались судьбоносные бои за Сталинград. Поскольку сельсовет был в Караколе, детей из маленького Бичикту-Боома регистрировали там; и Каракол оказался записанным как место его рождения. Отец ушел на фронт поздней осенью 1941-го, так и не подержав на руках своего второго сына. Мальчику исполнился лишь год, когда Петр Буданович из славного рода майман погиб в смертельных боях на Курской дуге. Мать Александра Яковлевна, несмотря на обрушившееся горе, стойко перенесла выпавшие на её долю испытания. Люди в селе верили её мудрости и нередко приходили посоветоваться по жизненным вопросам.

…Меня, наверное, в силу и моего творческого наполнения, всегда бережно привлекали к себе детали становления личности В.П. Чукуева, основы впитанного им исполинского духа народа. Безусловно, судьбоносными вехами стали в его жизни учеба в Алма-Атинском художественном училище им. Н.В. Гоголя и Академии художеств СССР в Ленинграде. В дни так называемого Карибского кризиса, когда мир подошел к грани ядерной войны, Владимир Чукуев был призван на действительную воинскую службу, выполнять свой священный долг защитника Родины. Ему, алтайцу, было доверено служить под засекреченным тогда городом Плесецком с его ракетным полигоном.

В биографии Владимира Петровича есть два момента, которые придают особый вес его становлению как личности. А именно: учитель рисования в Теньгинской средней школе, преподаватель рисования, живописи и композиции в художественном училище города Железногорска, что в Курской области. Он поехал специально в те края, где пал смертью храбрых его отец…

Когда я сравниваю духовное восприятие обыденным человеком художественных полотен Чорос-Гуркина о природе и душе Алтая, в особенности его холсты, на которых запечатлена Катунь, то невольно сопоставляю с их зрительной проекцией моё духовное восприятие картин В.П. Чукуева. И это отнюдь не преувеличение, отнюдь не желание сочленить некие «разности». Всё абсолютно неразрывно, слитно, едино, целостно, органично.

Всю алтайскую «вселенскость», ширь и мощь вобрал в себя и синтезировал выдающийся Владимир Чукуев, который стал в своих картинах вдохновенным певцом Алтая. Обозрейте лишь два его холста – «Катунь священная» и «Озеро Шавло», и вы прикоснетесь к Алтаю душой!.. У художника божественная тяга к родине, к земле своих предков. Его творения наполнены огромной духовной энергетикой. Сокровенная ипостась, к которой ведет его из теней эпох некая таинственная нить Ариадны.

В его творческом арсенале живопись, графика, акварель. Выставок (в том числе и персональных), в которых В.П. Чукуев принял участие, не счесть. Лично мне запала в сердце своей тематической ширью выставка «Сибирский мир. Голоса территорий».

В.П. Чукуев – оригинальный и своеобычный портретист. Именно его кисти принадлежит величественный образ – символ Чорос-Гуркина. В сонме самобытных картин «Писатель, драматург Павел Кучияк», «Профессор Степан Сузанович Тюхтенев», «Заслуженный артист России Ногон Шумаров». Уникальны многие другие образы: от поэта Бориса Укачина до Героя Труда Дельмека Тоедова. В творчестве В.П. Чукуева немало интернациональных образов: от картины «Ветеран войны Вавилов Н.К.» до портрета профессора Алтайского мединститута, члена-коореспондента Российской академии медицинских наук, лауреата Государственной премии именитого терапевта и гематолога Баркагана Зиновия Соломоновича, которому в Барнауле посвящен музей.

Будучи личностью глубоко творческой, Владимир Петрович активен и целеустремлен и в общественной деятельности. Ибо справедлива вселенская мудрость: «Кто, если не мы!» Так, в 1980 году у нас не было Союза художников. В.П. Чукуев обратился с этим вопросом ко мне, тогда инструктору обкома партии, и мы с ним, всё осмыслив, поехали в Москву к председателю Правления Союза художников страны С.П. Ткачеву. Это был не только народный художник СССР, но и фронтовик, человек стержневого характера. (К слову, недавно, в конце марта 2022 года, Сергей Петрович ушел из земной жизни, буквально полгода не дожив до своего 100-летия. Светлая ему память и земной поклон! Русской души человек!) С.П. Ткачев наше стремление принял с душой. Но и сказал, не скрывая, о подводных камнях: «Союз художников Алтая – дело хорошее, но для того, чтобы создать его, надо создать базу». Мы понимали, что путь неблизкий, но были настроены действовать решительно. Я проинформировал тогда первого секретаря Горно-Алтайского обкома Ю.С. Знаменского. Он посоветовался с Борисом Кондулеевичем Алушкиным. Была поставлена задача в возводимом 5-этажном доме достроить 6-й этаж для мастерских художников. Государство им выделило квартиры.

Решили «ковать железо, пока оно горячо»: возвели второй дом и там дополнительно выделили площади под художественные мастерские. В 1987 году на обретенной базе был создан наш национальный Союз художников. Его творческим руководителем был избран В.П. Чукуев, отработавший в должности председателя два созыва. Как видим, от идеи до её воплощения в жизнь прошло семь лет. По историческим меркам отнюдь не много.

К 140-летию Чорос-Гуркина возникла идея поставить ему достойный памятник. Это было крайне важно с точки зрения не только провозглашенной ранее политической реабилитации жертв репрессий 1937 – 1938 годов, но и подлинного восстановления имени и деяний нашего национального гения. Конкурс выиграл В.П. Чукуев. Я был в ту пору министром культуры. Договорились с руководством Кузбасса: губернатор Аман Тулеев оказал нам в этом деле личную инициативную помощь. Памятник отлили в Новокузнецке, и теперь он стоит в Горно-Алтайске во всём своем величии.

Немаловажно заметить, картины В.П. Чукуева украшают не только музеи Алтая. Они представлены в Музее народов Востока в Москве, в Музее российской живописи провинции Хэйлунцзян (Харбин, Китай), в Монгольском музее изобразительного искусства им. Дзанабадзара и монгольской галерее современного искусства (Улан-Батор), в центре горных стран (Катманду, Непал), в коллекциях бывшего посла США в России Томаса Пикеринга и писателя Жана-Луи Гуро (Франция). И даже в Посольстве Султаната Бруней (Москва). Это далеко не полный список адресов.

Если прослеживать в целом достояние творческой кисти Алтая, то перед нами предстанет некая цивилизационная линия: Чорос-Гуркин, Николай Чевалков (в его творчестве бесспорно и ярко прослеживаются отголоски таланта «алтайского Поль Гогена»), выдающийся Игнатий Ортонулов, в котором пробудился великий дух культуры пазырыкской эпохи! И, конечно же, во всей мощи Владимир Чукуев.

Возвышают искусство Алтая на общероссийский, евразийский и цивилизационный уровень новые творческие силы: Вячеслав Торбоков, Борис Суразаков, Валерий Тебеков, Сергей Дыков, Амыр Укачин, Николай Чепоков, Владимир Ельников и другие. Есть мощная плеяда, она крепнет, растет, идет вслед за мэтрами. Но эта тема, безусловно, требует уже другого повествования.

Великий Рабиндранат Тагор по-философски мудро когда-то изрек: «Долг каждой нации – выявить свою национальную сущность. Нация должна сделать всеобщим достоянием всё лучшее, что у неё есть».

Убежден (и полагаю, что моё скромное мнение разделят другие), перед научно-исследовательскими, творческими силами Республики Алтай встает задача: используя новые возможности цифровых технологий, создать современную национальную Антологию художественного наследия алтайского народа.

…Неизгладимой светлостью остается в моей душе общение с Владимиром Петровичем. Часто бываю в его мастерской и всегда вижу у него много новых этюдов. И в свои юбилейные дни он в работе: одухотворен, неутомим, энергичен. Духовное и творческое наследие художника востребовано как никогда: оно бесспорное «зеркало души» алтайского народа, заключает в себе генетический код нации, её культурно-нравственную сущность.

И в новом, XXI веке Владимир Чукуев продолжает своё исповедальное «Предстояние» перед Хан-Алтаем и Матерью-Россией, одухотворяемой необоримым духом нашей святой земли…

Иван БЕЛЕКОВ,

член Комиссии РФ

по делам ЮНЕСКО,

народный писатель Республики Алтай

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Аналитика МТС: в 3 раза вырос мобильный трафик участников Эл-Ойына в Республике Алтай

Цифровая экосистема МТС проанализировала мобильный трафик участников Межрегионального праздника...

Туту мастерская для алтайских отельеров прошла на курорте Сбера «Манжерок»

Альянс отельеров Алтая курорта «Манжерок», объединивший объекты туризма Республики...

По иску прокурора суд лишил сельчанина водительских прав из-за поддельных документов об обучении

По иску прокурора Горно-Алтайска суд прекратил право управления транспортными...

Добро пожаловать, ребята!

17 июля в Горно-Алтайск прибыла группа детей из Монголии...