Звезда национальной сцены

Дата:

Творчество актеров Ойротского национального драматического театра очень мало знакомо современному зрителю. В театре работали настоящие звезды сцены, работа которых повлияла на развитие духовной культуры алтайского народа в 40-х годах прошлого века.

Жизнь и творчество артистов неразрывно связаны с временем, в котором они живут, со зрителями, для которых играют, и с событиями, происходящими в окружающем мире. В этом театре работали актрисы и актеры, которые строили со всей страной светлое будущее и новую духовность. В коллективе выделилась целая плеяда актрис – Ольга Сарина, Анна Алтарыкова, Екатерина Уксигешева, Варвара Майчикова, Евгения Тыдыкова и другие.

Одной из самых талантливых актрис Ойротского национального драматического театра была Анна Петровна Алтарыкова, первой в Ойротской автономной области и Алтайском крае получившая звание заслуженной артистки РСФСР.

Ее жизненный путь был трудным и напряженным. Она родилась 15 декабря 1915 года в бедной многодетной семье. После смерти матери дети один за другим умирали от разных болезней, и только Анна и ее старший брат Лука выжили. Девочка осталась с престарелыми дедушкой и бабушкой. С шести лет она начала батрачить в семьях богатых сельчан, чтобы заработать на пропитание себе и старикам: была нянькой, мыла, чистила посуду, таскала дрова и тяжелые ведра с водой. Случалось, что за малейшие провинности ее ругали, давали подзатыльники. Однажды пьяная хозяйка, наказывая девочку, сломала ей руку. Анна росла, жить становилось легче.

Внимание на нее обратил батраческий комитет села Александровка, и она начала учиться в школе, работавшей по государственной программе ликвидации безграмотности. Училась жадно, с упоением. В селе стала активно работать комсомольская организация. Подростка привлекали к участию в разных мероприятиях. Из нищенки, как ее раньше называли, она становилась «нужным» человеком. Когда начали организовывать колхоз, Анна с дедом Денисом вступили в него. Потом ее пригласили в сельсовет и направили работать дояркой. Всю зиму Анюта трудилась в колхозе, а весной девочку неожиданно направили учиться в Чемал, в подготовительные классы, после окончания которых она продолжила обучение в педучилище.

В Ойрот-Туре Анна впервые побывала на спектакле Ойрот-театра «Без вины виноватые» А.Н. Островского и влюбилась в театральное искусство. После окончания второго курса стала работать учителем начальной школы в Апшуяхте Шебалинского, затем в Караколе Онгудайского аймака. Так сбылась ее первая мечта – она стала учительницей. Учила писать, читать, считать, отнимать, прибавлять, делить… Анна Петровна тогда была почти ровесницей своих подопечных, ей исполнилось всего шестнадцать. Ученикам было от восьми до пятнадцати лет, но они уважали свою учительницу.

В 1936 году, прослышав о наборе в актерскую студию, Анна приехала из Каракола, чтобы поступить в Ойротскую национальную студию. Долгое время в студии не было руководителя, затем приехал Иван Забродин и стал ее худруком на долгие десять лет. Началась учёба. Студийцы изучали общеобразовательные предметы, большое внимание уделяли театральным, таким как разработка дыхания, скороговорка, наложение грима, балетные упражнения для разработки эластичности движения и отбора танцоров, практические занятия для выявления талантов. Иван Степанович занимался актерским мастерством, он считал, что студийцы сначала должны играть отдельные этюды, создавать характер роли. Потом приступили к отрывкам из пьес. Наиболее интересными были постановки на материале «Бориса Годунова» А.С. Пушкина, сцены «У фонтана» и «В корчме», в них были заняты не все студийцы.

Отрывки были показаны зрителям, представление прошло удачно. Воодушевленные первым успехом, студийцы начали готовить спектакль «Чапаев» по роману Д. Фурманова, в котором Алтарыкова сыграла в эпизоде. Это была первая серьёзная работа. После премьеры «Чапаева» в 1937 году национальную студию переименовали в Ойротский национальный колхозно-совхозный театр. Во втором спектакле, «Поднятая целина» М. Шолохова, Анна создала эпизодическую роль бабки Ульяны.

Режиссеру понравилась ее игра. А в спектакле «Гроза» А. Островского она сыграла одного из главных персонажей – Кабаниху, властную неумолимую хранительницу вековых традиций.

Анна Петровна так вспоминала об исполнении этой роли:

«Через месяц должны были играть для зрителя. Никого так не гонял режиссер, как меня. Я все время работала над этим образом. Вспоминала таких самодурок в селе и в родне, как они разговаривали, покрикивали, искала жесты, мимику. Но не проходило ни одного дня, чтобы режиссер не сделал мне замечания. Настало время генеральной репетиции, и Иван Степанович не сказал мне ничего – ни одного замечания. Я так привыкла к его критике, что подумала, может, он вообще плюнул на меня. Назавтра была сдача спектакля – играли для комиссии. Но когда он закончился, зрители долго аплодировали, и мы два раза выходили на поклон. Я убежала со сцены, думала, дай Бог ноги унести, чтобы не попасться на глаза режиссеру. Но не успела снять грим, как помощник режиссера прибежал и стал звать на сцену. Мне казалось: сейчас выйду, и режиссер начнет ругать меня при всех. Делать было нечего, и я пошла. Как только вышла на сцену, из зала, перешагивая ступеньки, побежал огромный человек. Выбежал на сцену, схватил меня в объятия и сказал залу: «Вот она! Вот кто у нас настоящая артистка». Это был Павел Васильевич Кучияк и моё первое знакомство с ним. У меня от радости навернулись слёзы. Эта пьеса для нашего театра была как бы экзаменом на зрелость».

Так постепенно росло мастерство молодой актрисы.

Следующий этап в работе Алтарыковой определила деятельность П.В. Кучияка, с именем которого связано дальнейшее развитие Национального театра. Анна Петровна вспоминала: «Однажды нас, всю труппу, собрали вместе, и Павел Васильевич Кучияк прочитал нам первый вариант своей пьесы «Чейнеш». Нам пьеса очень понравилась, но всех не устроило ее окончание – там Чейнеш погибала. И я первой высказалась, что очень не хочу, чтобы героиня погибла – ведь она выстрадала, пережила все неприятности, и хочется, чтобы она осталась живой и была счастлива». Автор согласился с такой трактовкой.

Сам П.В. Кучияк перешел работать в театр артистом и заведующим литературной частью. Он пригласил в театр и композитора Алексея Михайловича Ильина из Новосибирска. Анна сыграла в пьесе «Чейнеш» роль Баланки – матери главной героини. Баланка Алтарыковой желала своей дочери только счастья, которое, по ее понятиям, заключалось в богатстве. Она давала свое согласие на брак, невзирая на слезы и мольбы Чейнеш. Но ни счастья, ни достатка брак дочери с ненавистным мужем никому не принес. Растерянной и жалкой предстает Баланка в четвертом действии, осознавая, что богатство – не самое главное в жизни.

За постановку «Чейнеш» Ойротский национальный театр наградили поездкой в Москву на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, подарили огромную библиотеку, но, к великому сожалению, в Москве спектакль не показали: не прибыли вагоны с декорациями и костюмами. Тем не менее Анна Петровна побывала во МХАТе. Шел «Егор Булычев», произведший на нее большое впечатление и актерской игрой, и режиссерской работой. После Москвы труппа поехала на гастроли со спектаклем «Чейнеш», о восторге зрителей-алтайцев после его показа говорить не приходится. Это было второе рождение Ойротского национального театра. «Чейнеш» стала для него путеводной звездой. Душой спектакля был Павел Кучияк. В другой его пьесе, «Уч кыс», Алтарыкова создала образ волшебницы Кумдузак-бобрихи.

Война стала тяжким испытанием для коллектива театра, почти все актеры ушли на фонт, многие добровольцами. Театр не выжил бы, если бы не энтузиазм и патриотизм оставшихся актрис и немногих актеров, во главе которых встал И.С. Забродин. Вначале они создали эстрадную бригаду, исполнявшую концертные номера. Программу дополнили одноактными спектаклями, стали ездить по селам. Потом Забродин произвел набор актеров в труппу, восстановил некоторые спектакли и поставил новые, с которыми театр постоянно гастролировал по районам.

Как встречали его в глубинке, вспоминала Анна Петровна:

«От одного села до другого мы грузили декорации, свои костюмы на полудохлую лошадь, которую нам давали, а сами шли пешком. У меня иногда появлялась мысль: зачем мы в такое тяжелое время как дураки таскаемся со своими представлениями, лучше бы пошли работать в поля. Но когда добирались до очередного села, нас встречали как родных, со слезами на глазах, с такой радостью и просили приезжать почаще и побыстрей. Люди говорили нам: «В такие горестные дни мы смотрим ваши выступления, и жить становится легче, верим, что не все еще пропало, кто-то думает о нас, раз артисты приезжают».
Теперь мы твердо знали: стоит ходить, мучиться, из сил выбиваться, потому что нас ждут везде, нам рады, мы приносим радость людям, которые работают день и ночь для фронта, для победы. И мы ходили от села к селу, от района до района, и большие расстояния для нас не были помехой».

О героях фронта и тыла театр ставил одноактные пьесы, такие как «Рыбачка с побережья», «Они не пройдут» П.В. Кучияка и другие. Затем в репертуар была взята полнометражная пьеса «Евдокия Ивановна» А. Чекина. Это произведение было самым актуальным в тот период, оно рассказывало о борьбе с фашистскими захватчиками. Спектакль показывал героику партизанской борьбы, храбрость, мужество и самопожертвование партизан, ужас мучений, издевательств и пыток в плену, которые вызывали ненависть и жажду отмщения. Алтарыкова играла в этом спектакле главную героиню. Он имел большой успех и не сходил со сцены целый месяц. И в селах и деревнях его принимали с большим энтузиазмом. Во время действия зрители ловили каждое слово, каждый жест и движение героини.

Летом 1943-го коллектив, приехав из командировки, узнал, что Павла Васильевича положили в больницу и он скончался… Все понимали – ушел большой поэт, драматург, писатель. Это была большая утрата не только для театра, но и для алтайской литературы. Была поставлена новая пьеса Кучияка «Два гвардейца», которую с большим успехом показали по всем районам области. Главную роль в этом спектакле сыграл молодой актер Сергей Тобоков.

 В 1944 году прошла премьера спектакля «Васса Железнова» М. Горького. Анна Петровна сыграла главную роль. Она показала Вассу сильной и волевой, уверенно управляющей своим миллионным делом женщиной. Сдержанно и выразительно передала силу и властность, великолепную выдержку персонажа. В марте 1945-го Ойротский национальный драматический театр участвовал во Всероссийском смотре национальных театров. Туда приехали три критика из Москвы, им показали три спектакля – «Вассу Железнову», «Ай-Тану» Ч. Енчинова и «Уч кыс». Их постановщиком стал И.С. Забродин, художником – Н.С. Лях-Раскольников.

Вот как отзывалась критик А.А. Марголина о спектаклях театра:

«Одна из лучших актрис театра, может быть, самая лучшая – Алтарыкова, которую мы смотрели в трех разных ролях. В «Уч кыс» она играет Бобриху, но в этой роли ей мешает то, что у нее закрыто лицо, в следующем спектакле – Вассу Железнову и в третьем – шаманку, это комедийная, характерная роль. Алтарыкова – молодая актриса, загримировать ее под средний возраст трудно, потому Железнова сделана старше, и это правильно. Вассу актриса играет не только тактично, но и правильно, давая в общем верную линию роли. Третий спектакль – это «Ай-Тана» («Лунная девушка»), премьера пьесы Ч. Енчинова… Алтарыкова играет Кустанай, бывшую шаманку, – полукомический, полухарактерный образ, – очень сочно, очень выразительно. Стоит ей появиться на сцене – в зрительном зале реакция восторга и смеха».

В  послевоенные годы национальная труппа представила новые постановки, в которых была занята Анна Петровна. Она создала образы хитрой и лукавой жены хозяина Разоренова Евгении в спектакле «На бойком месте» А. Островского и Марии Николаевны в «Русских людях» К. Симонова.

В роли Анны Грач в спектакле “Так будет” К. Симонова

В 1946-м Анна Петровна в составе делегации побывала на праздновании 25-летия образования Киргизской ССР.

В 1947 году к десятилетнему юбилею театра актрисе было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР, ее наградили орденом Трудового Красного Знамени. Она неоднократно становилась ассистентом режиссеров, ставящих спектакли по пьесам алтайских авторов. Беспокоясь о репертуаре национальной труппы, переводила на алтайский язык пьесы, такие как «Старые друзья» Л. Малюгина, «Закон весны» К. Растегаева, «Московский характер» А. Софронова.

В 1949-м Анна Петровна отправилась на курсы повышения квалификации при Ленинградском институте театра, музыки и кино. За тот год, когда она училась, театр закрыли, что стало для актрисы большим потрясением. Алтарыкову перевели в краевой драматический театр, где она проработала до 1951-го. Но в краевом центре ей стало неинтересно: не было своего коллектива, своего репертуара, любимого зрителя. Хотя в это время она дважды избиралась депутатом краевого Совета. Окончив краевую партийную школу, стала инструктором жен-отдела при обкоме КПСС, затем много лет работала за пределами Горного Алтая. Спустя три десятка лет она написала воспоминания о своей жизни и театре, в котором работала. Книга, вышедшая в свет в 2015 году, отражает историю и деятельность первого профессионального театра Горного Алтая, с которым с самого начала до его закрытия были связаны ее жизнь и судьба.

В роли бабаки Ульяны в спектакле “Поднятая целина” по роману М. Шолохова

Анна Алтарыкова создала свыше 30 разноплановых образов. Наиболее значимые из них – Кабаниха («Гроза» А. Островского), Баланка («Чейнеш» П. Кучияка), Кумдузак («Уч кыс» П. Кучияка), Васса Железнова (в постановке одноименной пьесы М. Горького), Евдокия Ивановна (в спектакле по одноименной пьесе И. Чекина), Евгения («На бойком месте» А. Островского), шаманка Кыстанай («Ай-Тана» Ч. Енчинова), Любовь Яровая (в постановке одноименной пьесы К. Тренева) и другие. Актриса выразительно раскрывала характеры сильных женщин, способных на борьбу, умеющих любить и ненавидеть. Подвластны ей были и характерные роли – властной, коварной ханши Дьеткер-Санаа в «Темир-Санаа» Ч. Енчинова, отравившей героя, и комической шаманки Кыстанай в его же «Ай-Тане».

С.Н. ТАРБАНАКОВА,

кандидат искусствоведения

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Прокуратура выявила факт незаконной рубли леса в Чемальском районе

Природоохранная прокуратура выявила факт незаконной рубки лесных насаждений на...

«Иль сны приходят. В них я с вами вместе…»

Время летит неумолимо. Изменить чью-то судьбу мы не можем,...