Жизнь в песне

Дата:

В конце декабря прошлого года ушла из жизни замечательная певица 60 – 90-х годов ХХ века Валерия Фёдоровна Заозёрова. Ее песни слушали труженики Горного Алтая, Хакасии, Тувы, Башкирии, городов и районов Алтайского края, Омской  и Новосибирской областей. И всегда и везде певица  пользовалась успехом.

Многолетняя сценическая деятельность Валерии Фёдоровны не была отмечена наградами и признанием официальных органов. Но любовь и благодарность зрителей сопутствовали ей в течение всей творческой жизни, а это самое главное для работника сцены, как считала сама певица. Двадцать восемь лет без перерыва на эстраде – редкое постоянство даже для артистов больших филармоний. А как назвать трудную работу в условиях нашей области, а потом республики, когда концертной бригаде приходилось выступать зимой в холодных клубах, а летом – под открытым небом? В дождь и слякоть, в стужу и жару от села к селу добирались сначала пешком и на открытых грузовиках, а позже на стареньких разбитых автобусах. Но все невзгоды оставались за кулисами и забывались при встрече со зрителями.

У каждого артиста свой путь в искусстве. Творческая судьба Валерии Заозёровой складывалась нелегко, в ней, по существу, отразились становление и формирование всей алтайской эстрадной песни.

Валерия родилась и выросла в небольшом селе Узнезя Чемальского района. Ее отец Фёдор Заозёров был фельдшером, мать Нина Фёдоровна – учительницей. Отец в начале войны ушел на фронт, а спустя год пришло извещение – пропал без вести. Родные долго ждали его возвращения после Победы. Его мать, бабушка Валерии, не верила в гибель сына до самой своей смерти и не разрешала никому говорить о нем как о неживом человеке. Это была боль семьи. Только спустя сорок с лишним лет после многолетних розысков и переписки с военкоматами Валерия узнала, что ее отец погиб и похоронен на Смоленщине в братской могиле. Она съездила туда, возложила цветы, долго стояла возле обелиска с фамилией отца. Наверное, потому военные песни певица исполняла с особым чувством.

Она росла в кругу родных со стороны матери. Дед Фёдор Сергеевич Тозыяков и его брат Алексей Васильевич, окончившие катехизаторское училище, еще с дореволюционной поры были учителями, образованными и передовыми людьми своего времени. Они многое сделали для развития просвещения и литературы в Горном Алтае в 1920 – 1930-е годы: писали стихи и пьесы, участвовали в составлении первых учебников для алтайских школ. С братьями Тозыяковыми дружили и общались многие литераторы, ученые, в их числе композитор и этнограф А.В. Анохин, художник Г.И. Гуркин, молодые исследователи Л.П. Потапов, А. Новиков и другие. В 1937 году братья Тозыяковы были репрессированы, их семьям пришлось туго.

Впечатления раннего детства и творческая атмосфера, которая была в семье, несмотря ни на что, благотворно влияли на формирование художественного мировоззрения Валерии. Она росла веселой, общительной и петь любила всегда. Ее детским кумиром стал азербайджанский певец Рашид Бейбутов. Подражая ему, она выводила звонким голоском на школьных концертах песни из нашумевшего кинофильма «Аршин мал алан». В школе, педучилище, а затем в пединституте активно участвовала в художественной самодеятельности, ни один концерт не обходился без нее.
Песня привлекала, но, несмотря на большой соблазн, Валерия решила последовать семейной традиции – стать педагогом. Окончив институт, поехала по распределению в Дъектиекскую школу и учительствовала там два года. Казалось, жизненный путь выбран навсегда, однако иногда бывают в судьбе человека решающие «но».
В 1964 году в Горно-Алтайске была организована эстрадная бригада. Ее руководитель и организатор Александр Крюков из Москвы, музыкант и хормейстер по специальности, человек неугомонный и талантливый, стал приглашать исполнителей из художественной самодеятельности. В его поле зрения попала Валерия.Предложение было заманчивым, но никак не хватало решимости шагнуть в неизвестность и начать все сначала. А Крюков не привык отступать от задуманного, и под его энергичным напором Валерия приняла решение.

В селе Паспаул состоялся дебют В.Ф. Заозёровой, родилась певица. С годами пришли мастерство и опыт, она неоднократно участвовала в различных концертах, но то первое выступление с его ощущением радости и необыкновенной легкости осталось незабываемым.

Первым наставником Валерии, впрочем, как и других исполнителей (В. Ялатова, И. Сумачакова, Э. Тозыяковой), стал А. Крюков, человек огромной работоспособности и энергии. Он занимался постановкой голоса, учил двигаться на сцене, обращаться с микрофоном, добивался верного интонационного звучания песен, режиссировал программу, подбирал репертуар, заражая всех энтузиазмом и любовью к своему делу. Репетиции не прекращались даже на гастролях.

О своих первых шагах на сцене певица вспоминала с большой теплотой: «Мы были молоды – и исполнители, и режиссер, но у всех была большая любовь к сцене, которая помогала выдерживать все». Крюков помог ей овладеть азами профессионализма, обрести уверенность в себе.
Надо сказать, именно в 1960-е стала зарождаться алтайская эстрадная песня. По существу, ее исполнение было близко к народному. В этой традиции и пела Валерия. То радостно и светло, то задушевно и тепло рассказывала певица о счастье, любви, радостях и горестях своих героинь. Репертуар ее состоял из популярных тогда «Будь со мною ласковым» А. Бабаджаняна, «Если любишь» А. Флярковского, «Качает, качает, качает» А. Колкера и других – веселых, задорных, шуточных, лирических… Но центральное место в нем занимали песни алтайских композиторов.
Она исполняла произведения В. Хохолкова – «Песню девушки», «Марьины коренья», «Горянку» на стихи Г. Кондакова, «Вечерний вальс» на стихи К. Козлова, Б. Шульгина – «Салымы башка кайыран кыс» на стихи Э. Палкина, «Яблоньку» на стихи И. Кочеева, «Карлагаш», «Кечейин бе кайдайын?» на стихи В. Качканакова, А. Тозыякова – «Чанкыр амаду», «Осенние листья», «Ночные лебеди» на стихи Б. Укачина, «Только ты знаешь» на стихи А. Адарова и другие.

Звучали в ее исполнении и алтайские народные «Шонкор», «Аргымак», и песни народов мира. Озорно, лукаво исполняла она мексиканскую «Чучарелло». От песни к песне складывался творческий облик, формировались творческое кредо певицы, ее художническая тема. В своих выступлениях она повествовала о простых человеческих чувствах и волнениях, о жизни и любви. В 1982 году вышла пластинка «Песни Горного Алтая», где в исполнении Валерии Заозёровой записаны «Салымы башка кайран кыс», «Карлагаш» и «Чанкыр амаду». Это явилось своеобразным итогом ее работы.
Зрители полюбили Заозёрову как лирическую певицу. Со временем она раздвинула жанровые рамки своего репертуара. В нем появились песни гражданственные – «Комсомольские ветры» К. Танича, «Три минуты молчания» Л. Гурченко, «Баллада о красках» О. Фельцмана, «Мне доверена песня» Г. Мовсесяна, исполнение которых обогатило ее певческую манеру. Сдержанно, но одновременно эмоционально, насыщенно прозвучала в ее исполнении «Турна» («Журавель») А. Тозыякова на стихи Л. Кокышева – одна из лучших современных алтайских песен. Заозёровой удалось выразить в ней и огромную любовь к своей земле, и гордость за нее, и тоску по ней.
К певице пришли мастерство и опыт, не оставляли ее любовь и внимание зрителей, но Валерия Заозёрова не останавливалась на достигнутом. Проработав свыше десяти лет на эстраде, она поняла: чтобы идти дальше и быть интересной для зрителей, необходимо найти свой индивидуальный стиль, не повторяющий другие. Все это заставило ее пересмотреть и манеру исполнения, и репертуар. Ее поиск совпал с приходом в концертно-эстрадное бюро талантливого эстрадного режиссера В. Миронова, который во многом помог певице.

Надо сказать, алтайская эстрадная музыка в 1970-х- начале 1980-х годов, как и вся советская эстрада, испытала большое влияние западной музыкальной культуры, которая поражала яркостью и многообразием стилей, раскованностью исполнителей, поиском смелых решений, не известных дотоле советскому слушателю. Это в какой-то мере стимулировало развитие эстрадного жанра. Даже у нас появилось множество самодеятельных и полупрофессиональных ансамблей и исполнителей, которые подражали известным коллективам и певцам. Но Валерия решила, что в поиске своего творческого лица она должна опираться не на известные образцы, а на национальное своеобразие алтайской музыкальной культуры. И, как затем выяснилось, на этом пути оказались возможны и стилизация, и обращение к фольклорным образцам, талантливо решенным в рамках эстрадного стиля.
Первой удачной попыткой, когда соединились стилизация, оригинальная аранжировка и элементы театрализации, стало исполнение алтайской народной песни «Аргымак», в которой воспевался верный друг скакун. Певица начинала свое выступление под звуки ударных инструментов, имитирующих бег коня, и несколькими движениями руки создавала зрительный образ иноходца. Первые строки исполнялись напевно, мелодично, в них чувствовались восхищение, любование верным другом. Но дальше ритм становился жестче, темп убыстрялся, и второй куплет певица исполняла каем – низким горловым звуком. Возникало ощущение битвы с врагами, в которой сражался воин со своим аргымаком. В третьем куплете певица постепенно возвращалась к плавной мелодии, а заканчивалось исполнение светло и жизнеутверждающе – иноходец и его хозяин живы, жизнь будет прекрасна!

Здесь четко обозначилась новая исполнительская манера певицы: умение создавать зрительный образ жестом, разнообразием интонаций и оттенков, владение своим голосом в разных диапазонах, способность насыщать звук для передачи различных состояний – от радостного до яростного. При этом Заозёрова сохраняла чувство меры, такт, вкус. Исполнение было новаторским, неординарным, многие зрители и критики высоко оценили его.
Другие восприняли эстрадную аранжировку народной песни как посягательство на святыню и не приняли ее. Тем не менее поиски в этом направлении певица продолжила, и известные народные песни «Сагал», «Алкыш», получив эстрадную оправу, засверкали новыми гранями для зрителей. Заозёрова использовала именно алтайские народные характерные интонации, развивая их. В театрализации алтайской песни, считала Валерия, она продолжила и развила те традиции, которые заложил артист и певец Николай Воинков.

Придирчиво отбирала она репертуар, который точно выражал ее творческую индивидуальность. Валерия Заозёрова была прежде всего драматической певицей, хотя исполняла песни самых разных жанров. Наиболее близки ей были произведения, в которых отражены щемящая боль, романтическая приподнятость, мечты о прекрасном, динамика чувств и страстей. Каждая песня в ее исполнении была режиссерски выстроена, отличалась тщательностью отделки, тонкой нюансировкой, законченностью жестов и интонаций. Все это достигалось кропотливым трудом. Певица зачастую сама являлась режиссером своих песен и художником своих сценических костюмов. За годы работы на эстраде она исполнила свыше шестидесяти песен алтайских композиторов.
Что такое возраст на сцене? Глядя на Валерию Фёдоровну, было нетрудно понять: это мудрость, которая приходит с годами, постижение тайн мастерства, большое ощущение причастности к искусству. В нашей героине всегда жили творческая молодость, вдохновенный труд и высокое понимание ответственности за свою работу.
Плодотворным для певицы стало сотрудничество с вокально-инструментальным ансамблем «Дебют», который выгодно выделялся высокой музыкальной культурой, профессионализмом. Работая с молодыми исполнителями, Валерия Фёдоровна пробовала свои силы в рок-музыке, написанной руководителем ансамбля А. Коноваловым по мотивам героического сказания «Маадай-Кара». Валерия довольно успешно исполнила арию матери. Жаль, что первая попытка создания алтайской рок-оперы не получила поддержки.

Дважды Валерия Заозёрова выпускала свои песни на грампластинках. Не так много осталось ее записей. Но на радиостудии Горного Алтая совместно с А.А. Тозыяковым она записала немало прелестных песенок, особенно детских – мелодичных, простых, они неоднократно звучали в эфире.
Для Валерии Заозёровой написали песни «Человек богат человеком» (с которой певица часто начинала свои выступления) и «Улалушка-Улала» композитор А. Львов и поэт В. Гин, для нее создавал свои произведения А. Тозыяков. Исполнение певицы высоко оценивали члены аттестационной комиссии из Москвы и Новосибирска. Они отмечали самобытность и оригинальность, высокий уровень исполнения, который достигал лучших образцов национальной сцены нашей страны. Певица много сделала для развития алтайской эстрады. В течение всей своей творческой жизни она, выходя на сцену, всегда волновалась, как будто это было в первый раз. Она исполняла алтайские эстрадные песни, в которых была вся ее жизнь.

Светлана ТАРБАНАКОВА,
кандидат
искусствоведения

 

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

На Алтае прошёл региональный этап Всероссийской ярмарки трудоустройства «Работа России. Время возможностей»

Главной площадкой проведения стал Горно-Алтайский государственный университет. Ярмарки трудоустройства проводятся...

Космонавт Анна Кикина провела встречу со школьниками Горно-Алтайска

Космонавт Анна Кикина провела встречу со школьниками Горно-Алтайска на...

Житель Горно-Алтайска оплатил крупную задолженность по кредитам после ареста автомобиля

В Республике Алтай судебные приставы и сотрудники ГИБДД  Республики...

Благодаря вмешательству прокуратуры восстановлены права работника на пособие по уходу за ребенком в Чемальском районе

Прокуратура Чемальского района проверила исполнение требований законодательства об обязательном...