Буддизм на Алтае: вчера и сегодня

Дата:

Мы продолжаем рассказывать под рубрикой «Человек и вера» о традиционных религиозных конфессиях, действующих  на территории нашего региона. Каждая из них имеет свою духовно-историческую направленность, но их объединяют общие ценности, которые, по сути, и делают нас единым народом.  Одна из древнейших религий мира буддизм имеет свои глубокие корни в Горном Алтае. О том, что представляет на сегодняшний день буддийское движение в Республике Алтай, мы поговорили с председателем Центрального духовного управления буддистов РА Арамом Викторовичем Кыпчаковым.

Приходилось слышать мнение: буддизм зародился на Алтае в 1990-е, но такое утверждение, по словам Арама Викторовича, далеко от истины.
– Ученые считают, что эта религия появилась в странах Азии более 2000 лет назад. Первые сведения об исповедовании буддизма в Центральной Азии, в том числе в Саяно-Алтайском регионе, археологическими находками датируются II – I вв. до н. э. Само учение Будды возникло 2600 лет назад, а благодаря Великому шелковому пути из Индии оно распространилось по всей Азии, – рассказал А.В. Кыпчаков.
По его словам, первые уже задокументированные исторические сведения об исповедовании буддизма на территории Саяно-Алтайского региона остались со времен Первого тюркского каганата (VI – VII вв. нашей эры).

– До наших дней дошли письменные свидетельства указанного периода, обнаруженные на каменных стелах, которые представлены в согдийском письме, письменах брахми, на древнетюркском языке. Они гласят о том, что в середине VI века н.э. правитель Первого тюркского каганата Таспар-каган воздвиг буддийские храмы и монастыри, лично принимая участие в буддийских обрядах, утвердил буддизм государственной религией всего каганата, – продолжил Арам Кыпчаков.

Он добавил, что в большинстве государств, в которых проживали предки современных алтайцев (Первый и Второй тюркские каганаты VI – VIII вв. н.э., Уйгурский каганат VIII – IX вв., Монгольская империя XIII – XIV вв., Ойратские ханства XV – XVIII вв.), буддизм на протяжении веков был государственной религией.
– На Алтае буддийское движение в силу различных исторических процессов пережило свой упадок, но в 1990-х годах началось его возрождение.

Как рассказал Арам Кыпчаков, в сентябре 1991-го в Республике Алтай была создана религиозная организация буддистов «Ак Буркан», названная в честь главного божества алтайских бурханистов Благого Будды. У ее истоков стояла алтайская интеллигенция – ученые, врачи, учителя. В настоящее время руководителем «Ак Буркана» является Мерген Васильевич Шагаев. Буддийское движение продолжает свою деятельность в республике, продвигая вероучение и традиции этой древней религии. В нашем регионе немалое число жителей являются приверженцами буддийского вероисповедания.

В Центральное духовное управление буддистов РА входят пять общин, которые находятся в районах республики.

С 1993 года около 50 представителей региона обучились в дацанах (храмах) и буддийских университетах в Республике Бурятия, из них более 20 получили высшее духовное образование, многие сейчас являются служителями буддийской веры.
Буддийские общины на сегодняшний день есть в Горно-Алтайске, Майме, Чемале, Шебалино, Онгудае, Усть-Кане, Кош-Агаче.

– Буддизм относится к числу религий, официально признанных в России и поддерживаемых государством. Наши общины ведут свою деятельность строго в рамках законов, соблюдают все требования законодательства РФ, – добавил священнослужитель.

Здание буддийского храма в Горно-Алтайске солнечно-желтого цвета, наверное, вдели многие. Его двери, как говорит Арам Кыпчаков, всегда открыты для людей – пришел ли ты на службу или просто за советом, буддист ли ты или представитель другой религии.
– Наша деятельность не бросается в глаза, мы не гоняемся за популярностью, у нас не принято проповедовать и призывать принимать буддизм. Если человека привлекают буддийская вера, философия и мировоззрение, то он приходит сам, тогда мы всегда стараемся побеседовать с ним, все рассказать и объяснить, – поделился А.В. Кыпчаков.
На вопрос, может ли представитель другой веры прийти в буддийский дацан, священнослужитель ответил утвердительно. Бесспорно, религия у человека может быть только одна, но с целью ознакомления допустимо посетить любой храм, конечно, не нарушая своим появлением устоявшегося там порядка. Главное – идти в такие места нужно с открытым сердцем и благими помыслами.

Небольшое и уютное помещение дацана. Автору этой статьи, православному человеку, обстановка здесь кажется необычной – совсем иные иконы и символы, запах благовоний. Но при этом в храме чувствуешь себя спокойно и умиротворенно.
Священник отмечает, что с учетом постоянно увеличивающегося числа прихожан в этом небольшом здании становится тесновато. Ведь только в городе насчитывается несколько сотен верующих. В праздники в помещении люди уже не помещаются, благо имеющийся двор позволяет проводить службы на свежем воздухе.
Но проблема решается. В перспективе планируется строительство буддийского храма в Майме, для этих целей уже выделен земельный участок.
В ходе беседы со священнослужителем нельзя было не спросить, как он пришел к этой религии.

Арам Викторович ответил, что он вырос в семье, исповедующей буддизм. Кстати, родился будущий священник в 1979 году в селе Каярлык Онгудайского района.
– Наши предки исповедовали буддизм всегда, даже тогда, когда к концу XIX века на Алтае он начал почти забываться и исчезать. Мой прапрадед Амыр Тогочоев из рода котон-кыпчак был одним из самых активных участников возрождения бурханизма в начале XX века. Особенно был знаменит его родной старший брат Учар-ака, он обучался в монастырях Монголии, Китая, Тибета, знал много языков, владел монгольской и тибетской грамотами, являлся одним из самых авторитетных проповедников бурханизма начала прошлого века, – продолжил собеседник.
Он пояснил, что бурханизм – это алтайская ветвь буддизма. Бурхан означает Будда на древнетюркском языке.

В детстве у будущего священнослужителя наблюдались экстраординарные способности: видел провидческие сны, мог предсказать определенные события, что мешало ему нормально жить…

Окончив в 1996 году Республиканскую гимназию, он уехал в Бурятию, где поступил в Агинский бурятский буддийский институт. Учеба проходила в старинном монастыре в Читинской области. Сначала хотел поучиться годик, чтобы разобраться со своими внутренними проблемами, но увлекся. После учебы Арам Кыпчаков несколько лет служил священником в Агинском дацане. Окончил магистратуру, получил степень кандидата философских наук. Потом вернулся на родину, где живет и работает более пяти лет.

Рассказывая о исконных буддийских традициях, которые окружали его с детства, Арам Кыпчаков отметил, что далеко не все местные жители и гости Горного Алтая знают природу древних ритуалов, распространенных в нашем регионе.
Например, привязывание ленточек на горных перевалах, кормление огня, окропление молоком и чаем – эти и многие другие современные алтайские традиции очень тесно связаны с буддизмом.

Важной частью буддийских обычаев являются праздники, наиболее крупные из них – день рождения Будды, отмечаемый в мае, и, конечно, Чага байрам.
Арам Викторович убежден, что руководитель духовной организации обязан развиваться и расширять свой кругозор.

Сейчас он проходит обучение в Уральском государственном горном университете Екатеринбурга по специальности «теология».

– Учусь вместе с имамами и православными священниками, мы много общаемся, обсуждаем различные вопросы и проблемы, при всей нашей несхожести у нас много общего. Сейчас непростое время, когда особенно важно жить в диалоге друг с другом, сотрудничать, уметь разбираться в происходящих в нашей стране и мире процессах. Обучение в этом помогает, – сказал А.В. Кыпчаков.

На вопрос, что значит быть духовным человеком, собеседник ответил:

– Это не столько выполнение каких-то религиозных ритуалов и обрядов. Духовность прежде всего должна формировать в человеке хорошие качества.

Правильное понимание духовности и духовных практик ведет к хорошим последствиям для всех, а неправильное – к тяжелым и опасным. Мир очень быстро меняется, в какой-то момент, особенно в XX веке, у многих было ощущение, что время религий ушло. Как сейчас показывает опыт человечества, религия – это один из самых сильных, ключевых факторов, позволяющих нам не утратить то хорошее, правильное и важное, что вырабатывалось, закладывалось в жизни, истории, культуре человечества тысячелетиями. В другом случае, о чем я сказал выше, религия может стать источником огромного количества проблем (экстремизм, радикализм и т.д.).

В завершение нашей беседы мы поговорили о развитии буддийского движения в условиях сегодняшнего государственного строя.

– Политика РФ четко направлена на поддержку всех официальных религиозных конфессий, это дает нам возможность заниматься своим делом в едином правовом поле, не мешая друг другу, что сейчас (и вообще всегда и везде) особенно ценно и актуально. Несмотря на огромные трудности и сложную геополитическую обстановку, у нас в стране происходят очень ощутимые, значительные позитивные перемены, поэтому я лично активно поддерживаю руководство нашего государства, – заключил А.В. Кыпчаков.

Буддизм – древняя религия. Она отличается своей мудростью, историей, красотой, как и каждое духовное направление. Даже слегка соприкоснувшись с еще одной религией, понимаешь, как богаты и многообразны наша история и культура. К какой бы вере мы ни принадлежали, самое главное – беречь духовные ценности, на которых держится наш прекрасный хрупкий мир.

Светлана Костина

Фото автора

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Депутаты Госсобрания провели в Горно-Алтайске «Уроки Победы»

В Республике Алтай к патриотической акции «Урок Победы», посвящённой...

Уникальные фото показали в главной библиотеке республики

В рамках проекта «История семьи в истории страны» накануне...

Они защищали Родину

«Патриотизм - это не значит только одна любовь к...

У каждого был свой путь на войну

Директора школ, завучи, учителя, воспитатели, прошедшие Великую Отечественную войну,...