Аржан Товаров и его герои

Дата:

Аржан Товаров – один из талантливых актеров Национального драматического театра,  выпускник 1-й Алтайской студии Московского театрального училища им. М.С. Щепкина при Малом театре, окончивший его в 1997 году  с красным дипломом. Его дипломные работы  были отмечены высокой оценкой  экзаменационной комиссии и показаны  горно-алтайскому зрителю, сразу же выделив Аржана Григорьевича среди выпускников.

В дипломных спектаклях он сыграл: Большова в «Банкроте» А. Островского, Рудольфо в «Цилиндре» Э. де Филиппо, Тремогроста в «Охоте на носорога» Н. Гумилёва, и в каждой постановке был интересен. Особо выделялся созданный им образ купца Самсона Силыча Большова в спектакле «Банкрот», который представал хозяином-самодуром, обманывающим других. Попав впросак, герой попадает в зависимость от своего зятя-проходимца. Товаров очень точно передал, как меняются характер и чувства его персонажа, достигая полного перевоплощения. Даже не верилось, что старика играет молодой человек. Это была одна из лучших работ выпускников.
Сразу же начинающий актер сыграл ряд ролей молодых героев в спектаклях Национального театра. Особенно удался ему любопытствующий Сосед в спектакле «Прискорбный случай в стиле танго» М. Зощенко. Роль была исполнена интересно, в гротесково-комедийном плане. И совсем в противоположном ключе, драматическом, он сыграл заинтересованного в присоединении телеутского княжества жестокого и коварного правителя Сенге в «И взойдет твоя заря» К. Кошева. Эти работы отличали точность и глубина исполнения, понимание характеров героев. Выразительная мимика, пластика движений, интонации – все создавало характер.

За годы работы в театре актер воплотил свыше 60 разноплановых образов, среди которых выделялась ярко, колоритно сыгранная им роль оборванца Герострата, сжегшего храм, чтобы остаться в памяти на века, в спектакле «Забыть Герострата!» Г. Горина и упрямый Лаэрт, мстящий Гамлету за сестру Офелию и отца Полония, в спектакле по пьесе У. Шекспира. Самобытен был созданный Товаровым Лопахин в «Вишневом саде» А. Чехова, предлагающий свое решение – остановить продажу имения, которое не находит отклика у хозяев. Внешне герой Товарова выглядел суховатым, деловым человеком, использующим каждую минуту времени с пользой. Разговаривая с присутствующими, при этом что-то высчитывал, записывал в блокнот. Но его намерения и предложения натолкнулись на стену безразличия и непонимания. Недоумение, досада отразились на лице Лопахина-Товарова, он пытается доказать разумность и пользу своих доводов, но вновь тот же ответ. После отказа от его предложения он идет на решительный шаг – покупает имение. И вот кульминация спектакля – триумфальный танец победителя после покупки вишневого сада. Товаров вложил в этот танец ликование (он теперь хозяин!), сожаление, что его не послушали, и надежду на будущие доходы. В нем нет сомнений, рефлексии, он уверен в своем будущем и не жалеет об уходящем мире. Актер умело выстроил характер своего персонажа – делового молодого человека, не лишенного человеческих черт, таких как душевность и сочувствие ближним. Режиссер и актер подчеркивают: за этим героем будущее, именно он преобразит нашу землю.

Аржан Григорьевич сыграл доброго хлопотливого Акопа, помогающего Хануме в ее проделках в целях воссоединения влюбленных Сони и Котэ в «Хануме» А. Цагарели, злого недалекого следователя, переделывающего, как ему нужно, наивно-насмешливые показания Тубы в «Тубе» Л. Кокышева, упрямого Бажы Кырлу, который не может выбраться из мест, в которые попал, в спектакле «Тургак», поставленном по мотивам пьесы С. Беккета «В ожидании Годо», честного, преданного, трудолюбивого Ялсылгула, который видит, как рушатся устои семьи уважаемой хозяйки стойбища Танкабике. Он создал образы Акъегета, героя спектакля «В ночь лунного затмения» М. Карима, правителя Альтоума, который хочет выдать замуж свою жестокосердную дочь принцессу Турандот, приезжего художника в «Семейном портрете с посторонним» А. Лобозерова, который, сам того не зная, вносит немало хлопот в жизнь семьи, где он остановился на постой.

Товаров также воплотил образ жестокого, бесстрашного Аттилы в спектакле по одноименной пьесе Е. Замятина. Это произведение мало известно широкому кругу зрителей. Аттила знаменит как предводитель варваров, умелый полководец, который шел разрушать Рим. Актер показал своего героя не полководцем, а просто сильным человеком со своими слабостями, влюбленным в плененную девушку. В 2005 году в Улан-Удэ на Международном театральном фестивале «Желанный берег» члены жюри особо отметили исполнение роли Аттилы.
В своих работах актер перевоплощается не только внешне, находя какие-то характерные черточки, привычки, походку, интонации, но и внутренне. В своем творчестве он всегда стремится к глубокому социальному осмыслению характеров персонажей.

В 2010 году Товаров создал роль Григория Ивановича Чорос-Гуркина в спектакле «Восхождение на Хан-Алтай» Д. Белекова. Поставленный А.С. Борисовым спектакль получился поэтичным, драматичным и многоплановым. Он построен из различных фрагментов – воспоминаний Г.И. Гуркина, сидящего в тюрьме перед расстрелом, о своей жизни и творчестве. Перед взором зрителя проходят сцены: детство художника, работа в художественной мастерской Алтайской духовной миссии, принятие решения ехать в Санкт-Петербург после уговоров А.В. Анохина, знакомство с И.И. Шишкиным и учеба в его мастерской, смерть Шишкина, тоска Гуркина по Алтаю, признание Маше в любви, ее гибель, окрыленность идеями Октябрьской революции, заседание Горной Думы, на котором идет дискуссия о судьбе Горного Алтая, отъезд с сыновьями из родных мест, сцены ареста и пребывания в тюрьме, разговоры с начальником тюрьмы, командиром расстрельной команды. Постепенно разворачиваются картины спектакля с проникновением в характеры героев и среду прошедшей эпохи, в них Гуркин предстает талантливым художником и общественным деятелем в поисках лучшей доли для своего народа. Актер сумел создать убедительный образ, искренний и правдивый, с проникновением во внутренний мир своего героя. Актер драматически, сдержанно и органично передал его состояния. Ему удалось показать трагическую судьбу Григория Ивановича, его глубину мыслей, страстное стремление преобразовать жизнь своего народа, мудрость, отношения с семьей. Герой предстал не только талантливым живописцем, но и реальным человеком, любящим народ и свою землю. Роль оказалась знаковой: боль и страдания народа нашли свое воплощение в образе Чорос-Гуркина.
Этот спектакль живет в репертуаре театра и по сей день. Со временем меняются и сам актер, и его роль, образ героя становится все глубже, интереснее с дальнейшим раскрытием его внутреннего драматизма и философским обобщением. В этой постановке подняты темы, которые до сих пор актуальны: любовь к родной земле, народу, противостояние художника и власти, его ответственность перед обществом, а также вопросы конформизма и выбора. Спектакль с центральным образом Гуркина, созданным Аржаном Товаровым, стал этапной работой не только для театра, но и для всего культурного пространства Республики Алтай, приобщая людей к истории, делая их причастными к ней.

Среди драматических работ Товарова был образ Ивана Краснощёкова, созданный актером в спектакле «Саня, Ваня и с ними Римас» В. Гуркина. Перед зрителем проходит жизнь его героя, который жил счастливо в семье, а когда началась война, ушел на фронт. Там он обзавелся подругой. В конце войны она была тяжело ранена и осталась обездвиженной. Он не смог ее бросить и только после ее смерти вернулся к своей семье. Актер раскрыл внутренние и внешние состояния своего героя в разных ситуациях. Ушел воевать один человек, по-мальчишески беззаботный, любящий свою семью, а через несколько лет вернулся совсем другой – постаревший, прошедший огненное горнило войны и послевоенные испытания. Он правдиво, скупо, внутренне эмоционально, иногда с горечью рассказывал о своей жизни в послевоенные годы. В этой сдержанности Товаров раскрывал характер человека, прошедшего суровый путь фронтовика, мужественного, не побоявшегося взять на себя ответственность за чужую жизнь. Он наделил своего героя цельностью характера, силой духа, честностью и, как это ни странно звучит, верностью.

А.С. Борисов через восемь лет после первой постановки в Национальном драматическом театре им. П.В. Кучияка представил свой второй спектакль – по алтайскому героическому эпосу «Маадай-Кара». Он предложил Товарову сыграть в нем злодея Кара-Кула Каана, и актер согласился. Даже на фоне других отрицательных героев персонаж, созданный А. Товаровым, выделяется жестокостью и свирепостью. Кара-Кула Каан стремится к полной власти над другими народами, и для этого никого и ничего не жалеет. Он нападает и завоевывает земли, унижая постаревшего Маадай-Кара, разрушая его очаг и аил, угоняя его народ. И даже в этой роли актер стремится к разнообразию характеристики образа своего героя. Вот он, наслаждаясь властью, небрежно разговаривает с пришедшей к нему хитрой и коварной Абраам Моос Кара Таади. Она захотела стать не просто соратницей, а женой. У него же свое отношение к ней: сначала он удивлен, оценивает ситуацию, а затем, злорадно смеясь, отказывает ей и уходит. Актер стремился ярко, жизненно достоверно и эмоционально раскрыть сложный характер своего героя в различных ситуациях, этот образ запоминается.
А.Г. Товаров является актером разностороннего дарования, ему подвластны комедия и трагикомедия, драма и трагедия, фарсовые и гротесковые ситуации. Он обладает хорошей внешностью, даром внутреннего и внешнего перевоплощения, пластичен, музыкален. Герои Аржана Григорьевича масштабны, интересны, социально значимы.
Например, каким разным представляется Чубуков в исполнении Товарова в «Предложении» А.П. Чехова: вначале он доброжелателен, может даже рюмочку налить, но, когда заходит речь о принадлежности Воловьих лужков, становится яростным спорщиком, забывая о сватовстве оппонента к своей дочери. Когда того удается изгнать, Чубуков чувствует большое удовлетворение, но затем предстает растерянным, его ярость улетучивается, ведь приходится возвращать жениха, затем ситуация меняется, и он опять становится упертым спорщиком. Этот образ актер создает в ярко комедийном плане, раскрывая комедийные грани своего творчества, способность к импровизации, непосредственность и органичность.

Всегда с особой ответственностью он работал в спектаклях, созданных по пьесам алтайских авторов. В них им создано немало интересных образов: затаившийся бай Кудай-Берген, честный и трудолюбивый комсомолец Ырыс в «Долине дьявола» П. Кучияка, благородный Слепой кайчы в «Сыновьях Солтона» Б. Бедюрова, голодный мальчишка Метирей в «Убить бы мне голод» Б. Укачина, добрый Анчи в «Байлыгыме» А. Балиной. Для каждого героя он находит свои особые краски в мимике, интонациях голоса, пластике, поведении. В своих образах Товаров создает алтайский национальный характер: честных, добрых, мужественных, трудолюбивых, терпеливых людей.

Актер любит воплощать разноплановые образы в детских спектаклях, в них он словно купается. Это предсказатель-звездочет в «Спящей красавице» И. Яблоковой, гордый и надменный Павлин, ищущий себе невесту, в «Алтын Тонус», мужественный, благородный Булат в спектакле «Король и эхо» Латыповых, нелепый адвокат Горошек, попадающий в различные ситуации, в «Чиполлино и его друзья» Дж. Родари и другие. Товаров создал целую галерею ярких персонажей, радующих детского зрителя.
В 2013 году актер участвовал в Международном фестивале тюркоязычных театров в Уфе со спектаклем «Тургак», поставленным по мотивам пьесы С. Беккета «В ожидании Годо», жюри отметило дипломом дуэт А. Товарова и И. Кукуева. В 2014-м было участие во Всероссийском театральном фестивале в Кызыле со спектаклем «Что случилось в зоопарке» Э. Олби, где он играл роль Джери, который упорно стремится донести что-то своему собеседнику. Спектакль занял второе место.
Героев Товарова отличают яркость, образность, глубина проникновения в сценический характер. Эти роли стали вехами не только в творческой биографии актера и деятельности театра, но и в целом в культурной и духовной жизни Республики Алтай. Несомненно, Аржан Григорьевич внес свой вклад в развитие актерского искусства Национального драматического театра им. П.В. Кучияка.

С Товаровым работали такие известные режиссеры, как народный артист России, заслуженный деятель искусств РФ и РС(Я), лауреат Государственных премий СССР, РФ и РС(Я), лауреат национальной премии «Золотая Маска» А.С. Борисов, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат национальной премии «Золотая Маска» режиссер Т. Бадагаева, заслуженный артист РА и РТ А. Мамадаков, заслуженный деятель искусства режиссер Э.А. Иришева, заслуженный артист РА актер и режиссер В.В. Перчик.
С апреля 2007 года по апрель 2009-го Товаров являлся художественным руководителем Национального театра, которому именно тогда было присвоено имя П.В. Кучияка. Руководство театром Аржан Григорьевич совмещал с актерской работой.
За большой вклад в развитие театрального искусства в Республике Алтай и многолетний творческий путь Аржан Товаров награжден почетными грамотами Республики Алтай, Министерства культуры РА, стал лауреатом Общественной премии им. Г.И. Чорос-Гуркина и заслуженным артистом Республики Алтай.

Светлана Тарбанакова,
кандидат искусствоведения

фото предоставлено автором

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

В УФНС разработали методические рекомендации по НДС

Как заплатить НДС на УСН, если товар оплачен в...

УФНС проводит дни открытых дверей

25 и 26 октября УФНС России по Республике Алтай...

Жителям республики напоминают о сроках уплаты имущественных налогов

2 декабря истекает срок для своевременной оплаты физическими лицами...