С 1 января 2025 года в России начнет действовать туристический налог – соответствующие поправки в Налоговый кодекс уже внесены. Кого закон обяжет его выплачивать, как будет происходить расчет и чем новый налог отличается от курортного сбора, который сейчас действует в некоторых регионах, «ЗА» попросила рассказать председателя Комитета Госсобрания – Эл Курултай Республики Алтай по развитию туризма, предпринимательства, спорта и молодежной политике Сергея ТИМОШЕНСКОГО.
– Сергей Константинович, насколько известно, наша республика не была включена в эксперимент по курортному сбору…
– Да, в него сначала вошли четыре региона, потом к ним добавились еще два. Мы тоже несколько раз выходили с подобной инициативой, однако тут обнаруживался некий диссонанс. У нас есть районы, приравненные к территориям Крайнего Севера, в то же время мы хотим называться курортным регионом и брать с гостей плату за то, что они дышат горным воздухом. Но курорт должен соответствовать ряду параметров, в том числе по климату. Из ближайших к нам местностей курортный сбор взимали в Белокурихе. К включению в эксперимент стремились и другие регионы.
И если курорт на Крайнем Севере и в подобных ему регионах – это как-то сомнительно, то туризмом можно заниматься при любом климате. Поэтому далее мы выходили с инициативой о том, что нам нужен закон именно о туристическом сборе. В результате прежний документ так и не был доработан, зато Федеральным законом №176-ФЗ от 12.07.2024 были внесены изменения в Налоговый кодекс.
– В чем отличие сбора от налога?
– Налог уплачивает непосредственно предприниматель из своих доходов, а сбор оплачивает получатель услуги, то есть гость. Человек приезжает, например, в отель условно на три ночи. Сутки стоят, скажем, три тысячи рублей, поэтому с него берут девять тысяч и дают еще квиток на оплату курортного сбора (100 рублей в сутки). То есть 9000 рублей человек платит владельцу гостиницы, а 300 – в отдельную кассу. Каждый месяц предприниматель отчитывается: за такой-то период у меня побывали столько-то гостей, уплатили такую-то сумму сбора. И эти деньги он перечисляет, прикладывая условно «декларацию».
– Туристический налог будет обязателен по всей стране?
– Право вводить и взимать его дается муниципалитетам. То есть благодаря этому закону любое сельское поселение может собрать сессию и ввести такой налог на своей территории.
У нас на уровне региона создана рабочая группа, помогающая муниципальным образованиям подготовить соответствующие нормативные акты (уже разослали проект), которые они должны принять до конца года.
Туризм активно развивается, доходы в этой сфере ежегодно растут, и туристический налог станет еще одним подспорьем для развития муниципальных образований региона и решения поставленных задач.
– Какова величина налога?
– В 2025 году это будет один процент от стоимости проживания, но не менее 100 рублей за сутки. В 2026-м планируется увеличить налог до двух процентов, еще через год – до трех, затем до четырех, а начиная с 2029-го сделать постоянной ставку 5% от налогооблагаемой базы. При этом ставки могут быть дифференцированы с учетом сезонности и/или категории средства размещения.
– Кто станет основным плательщиком?
– Владельцы средств размещения – гостиниц, отелей, санаториев, турбаз. Точная формулировка: «Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, оказывающие услуги, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 418.3 настоящего Кодекса». При этом даже сетевые гостиницы, «раскиданные» по всей территории страны, будут платить налог именно в тот муниципалитет, на территории которого физически располагается конкретный объект (раньше все налоги их «голова» платила там, где была зарегистрирована).
Но здесь есть нюанс. Налогообложению подлежат классифицированные объекты размещения. С этого года они все обязаны пройти классификацию, но в нашей республике на сегодня это условие выполнили только около 30 процентов. Вместе с Роспотребнадзором мы ведем активную работу, чтобы классификацию прошли все оставшиеся гостиницы и базы. Они могут получить хотя бы одну звезду либо будут признаны объектами без звездного размещения, однако обязательно должны войти в реестр.
– Вхождение в реестр дорого обходится?
– Классификацией занимаются специализированные коммерческие организации. Стоимость зависит от количества номеров, обычно в пределах 20 – 50 тысяч рублей, что в принципе приемлемо. К тому же на уровне региона мы ежегодно закладываем на эти цели определенную сумму, и предприниматели через центр «Мой бизнес» могут получить государственную поддержку.
В прошлом году закладывали средства на 30 условных бесплатных (для предпринимателей) аттестаций. К сожалению, мало кто воспользовался этой помощью. Возможно, не все знали, а кто-то посчитал, что ему это не нужно. Теперь же заниматься этим придется всем, кто и дальше желает работать в туристическом бизнесе. На крайнем заседании рабочей группы Роспотребнадзор отчитался, что выписал 50 предостережений по этому поводу. Людям сказали: «Вы занимаетесь вот тем-то, вам по закону положено пройти классификацию, и если вы до конца года этого не сделаете, мы будем вынуждены принять меры реагирования». Повторюсь: если нет возможности вложиться в это самостоятельно, можно написать соответствующее заявление в центр «Мой бизнес» и получить целевую государственную поддержку. Недавно на рабочей группе мы обсуждали вопрос о значительном увеличении суммы такой поддержки на следующий год.
– Подлежат ли какому-либо учету и, соответственно, налогообложению так называемые зеленые (гостевые) дома?
– Действительно, большой процент отдыхающих останавливаются в частном секторе. Дома находятся в черте поселений на землях, предназначенных под индивидуальное жилищное строительство, и при всем желании человек не может зарегистрировать там гостиницу. Правда, не все и хотят, ведь весь сезон, по их словам, к ним в усадьбу приезжают родственники, друзья или знакомые – просто погостить. А услуги они якобы не оказывают.
Поэтому в прошлом году был разработан и принят в первом чтении законопроект о гостевых домах, подразумевающий возможность легализации объектов, расположенных в черте населенного пункта на землях ИЖС. Это как раз зеленые дома, оказывающие гостевые услуги. Когда соответствующий закон вступит в силу, они тоже будут попадать в реестр (по упрощенному порядку) и автоматически становиться плательщиками туристического налога.
Так что в этой сфере у нас сейчас два основных направления работы: нужно обеспечить классификацию и занесение в реестр гостиниц и турбаз, которые уже официально есть, и вывести из серой зоны гостевые дома.
– А если часть из них так и не проявят желания легализоваться и войти в реестр?
– По закону им нельзя будет давать рекламные объявления о сдаче домиков и комнат в СМИ, на интернет-площадках и в социальных сетях без указания реестрового номера. При нарушении на них будет налагаться административный штраф. Пусть не сразу, но и эта сторона туристстической деятельности со временем тоже будет приведена в порядок.
Это, к слову, внесет свою лепту и в решение «мусорной» проблемы. Сейчас в селах какая ситуация распространена? В доме, где прописаны два-три человека, все лето не переводятся «гости», в результате контейнеры быстро переполняются, а за вывоз и утилизацию ТБО люди платят только «по прописке». Вхождение в реестр и туристический налог позволят исключить эту несправедливость, а часть средств как раз направить на борьбу с мусором.
На ноябрьской сессии мы планируем направить обращение в Государственную Думу о необходимости принятия во втором чтении федерального закона о гостевых домах. Поясню: после активного обсуждения (в Москву съезжались рабочие группы, я принимал участие по ВКС) он довольно быстро был принят в первом чтении. Говорили: к весне 2024-го примем окончательно. Но скоро уже начнется зима, а закон все еще «на полочке».
Думаю, что с принятием новелл по туристическому налогу вопрос с гостевыми домами автоматически снова выйдет на первый план.
– А как обстоят дела с кемпингами и глэмпингами? С них туристический налог не будет браться?
– Мы ведем активную работу, в том числе в плане господдержки, по развитию кемпингов и глэмпингов, но об их классификации и, соответственно, о взимании туристического налога речи пока не ведется. Со временем, возможно, придем и к этому, Москва не сразу строилась.
– Предусмотрены ли какие-то льготы по этому налогу?
– Да. Если гость – Герой Советского Союза или России, полный кавалер ордена Славы, Герой Социалистического Труда, Герой Труда РФ, награжден орденом Трудовой Славы трех степеней, участник Великой Отечественной войны или СВО, за него этот налог не берется. Есть в этом списке еще несколько категорий граждан, в том числе инвалиды I и II групп, инвалиды с детства и дети-инвалиды. От нашей республики поступило предложение включить туда и местных жителей. Но тут тоже есть свои нюансы. Какая выгода жителю города или села от того, что предприниматель не заплатит за него налог и эти деньги не пойдут на обустройство одного из уголков нашей республики? Или владелец гостиницы/базы все же должен будет снизить для него цену? Опять же если домик/номер стоит в сутки, к примеру, 5000 рублей и более, то 100 рублей в плане экономии здесь особой роли не сыграют. Предпринимателю же помимо обычной бухгалтерии нужно будет постоянно учитывать, сколько и каких категорий льготников у него отдохнули (налог должен быть уплачен не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом). То есть, с одной стороны, вроде бы налицо забота о людях, социальная составляющая, с другой – получается не столько экономии льготникам, сколько проблем предпринимателям.
- Туристический налог принят Федеральным законом №176-ФЗ от 12.07.2024 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Это местный налог, собираемый в пользу региональных (муниципальных) бюджетов. Он заменит курортный сбор, который будет действовать в нескольких российских регионах до конца 2024 года.
В любом случае закон о туристическом налоге очень важный и нужный, особенно для таких регионов, как наша республика. В каждом начинании бывают свои шероховатости. Со временем все нестыковки сгладятся, а собранные средства помогут в развитии и решении проблем именно тех местностей (сел, районов), где отдыхают туристы.
Галина Миронова
Фото Владимира Сухова