
В Минпромторге считают ценовую ситуацию в России стабильной
Минпромторг выступает против госрегулирования цен. Но это не значит, что торговые сети должны вести себя «как слоны в посудной лавке», устанавливая запредельные цены на социально значимые продукты. Тем более рыночных инструментов сдерживания цен достаточно – например, создание агроагрегаторов, когда в магазины организовываются прямые поставки от фермеров.
Текущая ценовая ситуация сейчас оценивается как стабильная, заявил директор Департамента развития внутренней торговли ведомства Никита Кузнецов на Неделе российского ретейла. По его словам, торговые сети сами сдерживают рост цен, и стимулирует их к этому высокая конкуренция. Когда в спину дышит соседний магазин, повышение цен происходит только в крайнем случае. Это и позволяет сохранять ценовую стабильность, пояснил Кузнецов.
При этом, по его словам, зачастую торговые сети устанавливают нулевые или даже отрицательные наценки на социально значимые товары. А свою маржу берут с других категорий. Это помогает избежать резких колебаний цен на базовые продукты.
Вместо госрегулирования цен целесообразнее увеличивать предложение продуктов и обеспечивать рентабельность самих производителей, считает чиновник.
Государственное регулирование цен неэффективно, так как пока принимаются решения, цены уже успевают измениться, считает глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. По его мнению, регулирование должно основываться на диалоге с бизнесом, власти нужно «выходить из кабинетов», чтобы понимать, что на самом деле происходит на рынке и какие продукты покупает население.
Если и применять регулирование, то оно должно быть разумным, считает Юшин. Например, зачем сдерживать цены на соль, если медики борются за сокращение ее потребления? К тому же ограничение торговой наценки на соль в 10 процентов экономит потребителю всего 6 рублей с 1 килограмма. То же самое касается и сахара.
«Такие меры создают дешевый PR, но мало влияют на здоровье населения», – говорит эксперт.
При этом, уговаривая производителей и сети сдерживать цены, власти одновременно принимают решения, которые приводят к увеличению себестоимости производства, отмечает Юшин. Только за последние три месяца эксперт насчитал 21 такую инициативу.
И если власти хотят сохранять доступные цены для населения, единственно правильным решением будет адресная поддержка. Владелец автомобиля за 10 млн рублей может позволить себе хлеб по 300 рублей за буханку. Зачем для него удерживать цену? А вот для многодетной матери-одиночки это очень актуально, поясняет Юшин.
Производители продуктов и торговые сети отмечают, что сейчас существует множество рыночных инструментов, которые позволяют сдерживать цены на базовые продукты. Например, генеральный директор «Магнита» Анна Мелешина называет эффективным инструментом агроагрегаторы, которые предполагают централизованные закупки и поставки фермерской продукции. Фермеры получают прямой доступ в сети, инфраструктуру для хранения и обработки своей продукции, включая фасовку и упаковку. Начав с овощей «борщевого набора», сеть расширила такие закупки и на молочную продукцию. Как отмечают в компании, произведенная мелкими производителями молочка хорошо раскупается.
Впрочем, в случае с рыбой «спрямление» такой цепочки от рыбака до торговой сети далеко не всегда приводит к снижению цен, считает глава Рыбного союза Александр Панин.
Отличным инструментом участники и эксперты рынка называют заключение долгосрочных контрактов, особенно на базовые продукты. Выигрывают от таких контрактов все участники цепочки: производители понимают, по какой цене у них купят товар, торговля получает гарантированный объем, а потребитель не страдает от внезапных скачков цен.
В 2025 году, правда, заметно снижение спроса практически на все потребительские товары, отмечают эксперты.
«Замедление темпов роста реальных доходов населения и высокий уровень процентных ставок сдерживают рост потребления», – говорит глава аналитического управления «Сбер КИБ» Наталья Загвоздина.
В продовольственной рознице в 2024 году оборот рос высокими темпами (+6 процентов в реальном выражении) благодаря увеличению доходов населения. А в 2025-м ожидается замедление темпов роста до +2 процента, что отражает охлаждение динамики доходов населения.
В непродовольственной рознице в прошлом году прирост составил 8,3 процента в реальном выражении на фоне роста потребительской уверенности и доходов. В 2025-м спрос на непродовольственные товары заметно ниже. Во многом это происходит за счет снижения спроса на автомобили на фоне роста утильсбора. В некоторых подотраслях объем продаж будет ниже, чем год назад. Крепкий рубль и ожидаемое снижение ключевой ставки могут развернуть этот тренд к лучшему, полагает аналитик.
Темпы роста онлайн-торговли тоже замедлились, но остаются высокими (в четвертом квартале 2024 года – +27 процентов). Доля онлайна в продовольственных товарах достигла 5 процентов и продолжает увеличиваться, говорит Загвоздина.
по материалам «Российской газеты»