Готовы платить
за конкретное дело
На одном из заседаний аграрного комитета Госсобрания – Эл Курултай депутаты рассматривали вопрос «О формировании тарифов на платные услуги бюджетного учреждения Республики Алтай «Горно-Алтайский селекционно-племенной центр». Стоимость предлагаемых племцентром услуг вызвала недовольство. Народные избранники высказали ряд критических замечаний. Подробнее об этом мы попросили рассказать наиболее активных парламентариев.
По словам депутата республики директора АЭС СО РАН Юрия Земирова, Горно-Алтайский селекционно-племенной центр – бюджетное учреждение, которое создано для того, чтобы оказывать помощь сельхозтоваропроизводителям, но услуги его – платные.
– Там, где нет специалистов, например в крестьянско-фермерских хозяйствах, можно прибегнуть к помощи сотрудников племцентра. Но если же в сельхозпредприятии есть свои сотрудники с большим стажем, которые ведут серьезную работу, то почему нужно обращаться за этими услугами к кому-то, тем более на платной основе? Мы готовы платить деньги, но за конкретную работу, – сказал Земиров. – Думаю, со мной солидарны многие руководители сельхозпредприятий.
Депутат республики глава КФХ «Карасук» Рашид Атажанов настроен не менее категорично.
– Первым ко мне обратился руководитель ООО «Чуйское», – пояснил Рашид Досимович. – В хозяйстве имеется свой зоотехник. Получается, что его работу за определенную плату «дублируют» специалисты племцентра. Еще меня возмутили слова заместителя министра сельского хозяйства о том, что Горно-Алтайский селекционно-племенной центр содержит государственную конюшню в Кызыл-Озеке. Уверен, она в состоянии содержать себя сама. Было бы неплохо также оказать помощь предприятию: восстановить старое здание, обеспечить новой техникой. Будем надеяться, что к уборочной кампании этот вопрос будет решен.
Критику –
в конструктивное русло
Чтобы разобраться в ситуации, мы обратились к министру сельского хозяйства республики Сергею Огневу. Нас интересовало также мнение руководителей других предприятий, пользующихся услугами племцентра. Поэтому по инициативе редакции нашей газеты и министерства сельского хозяйства состоялся «круглый стол», где представители Горно-Алтайского селекционно-племенного центра, Минсельхоза, сельхозпредприятий, а также парламентарии обсудили злободневный вопрос.
– Наша задача – как можно лучше выстроить работу племцентра, – открывая совещание, подчеркнул Сергей Огнев. – Важно наладить тесное и взаимовыгодное сотрудничество с сельхозпредприятиями для достижения главного, конечного результата – осуществления государственной политики в области племенного животноводства, а это значит повысить продуктивность скота, увеличить долю племенных животных республики в общем поголовье и максимально выполнять требования, предъявляемые племенным хозяйствам федеральным центром.
Министр призвал участников «круглого стола» открыто высказывать свои замечания и предложения по улучшению деятельности селекционно-племенного центра и заверил, что все они будут изучены и учтены в дальнейшей работе.
Исполняющая обязанности директора Горно-Алтайского селекционно-племенного центра Наталья Хлебцова рассказала присутствующим о целях, задачах и направлениях деятельности учреждения. Согласно Закону РА «Об управлении государственной собственностью Республики Алтай» определение платы за оказываемые бюджетным учреждением услуги или выполняемые сверх установленного государственного задания работы относится к полномочиям бюджетного учреждения, каковым является селекционно-племенной центр. Ежегодно Минсельхозом доводится до него государственное задание, к примеру консультационно-информационные услуги, методическая помощь и работа, направленная на реализацию государственной политики в сфере сельского хозяйства. Для сельхозпредприятий все это бесплатно.
Однако бюджетному учреждению разрешена и предпринимательская деятельность, если она направлена на реализацию целей, для которых учреждение создано. Перечень таких платных услуг регламентирован уставом племцентра. Это предоставление в аренду племенных животных (жеребцы, быки и бараны-производители), бонитировка и мечение сельхозживотных, доставка и реализация жидкого азота и биопродукции (семени глубокозамороженного), приобретение и реализация племенных животных. Также в этом году утверждена новая услуга по оказанию комплексного сопровождения, включающая помимо всех необходимых зоотехнических мероприятий, направленных на формирование племенного ядра стада, еще и составление ежемесячных, квартальных, годовых отчетов, в том числе отчета, представляемого в Минсельхоз России и ВНИИ племенного дела по итогам ведения племенной работы.
Что касается стоимости услуг, то она определяется согласно утвержденной калькуляции с учетом действующих для бюджетных учреждений методических рекомендаций. Так что это делается исключительно в рамках закона. (Более подробную информацию можно узнать в Минсельхозе или селекционно-племенном центре.)
Что касается статуса Государственной конюшни, то и на этот счет были даны соответствующие пояснения. Действительно, в недавнем прошлом она являлась самостоятельным унитарным предприятием, однако в настоящее время входит в структуру бюджетного учреждения «Горно-Алтайский селекционно-племенной центр», пояснил представитель юридической службы министерства.
Совершенствовать племенную работу
Кроме всего прочего собравшиеся смогли обсудить и другие интересующие руководителей хозяйств вопросы. Например, нехватку специалистов в племцентре, реализацию племенных животных, наличие и потенциал биопродукции (семени) и другие.
В ходе открытого диалога директор ООО «Чуйское» Владимир Тиллиман посоветовал создать страховой запас биопродукции, обладающей высоким потенциалом.
Рашид Атажанов рекомендовал руководству племцентра по-хозяйски подходить к производственным делам и в первую очередь обратить внимание на укрепление материально-технической базы. На что министр ответил, что в этом направлении уже многое сделано. Так, за счет собственных средств племцентром приобретена новая сельхозтехника (косилка, пресс-подборщик и трактор), которая выйдет на поля во время предстоящего сенокоса. Регулярно проводится ремонт имеющейся техники, которую также планируется менять.
Директор ООО «Каракол» Альберт Маташев подчеркнул, что их общество постоянно сотрудничает с племцентром и претензий к его деятельности не имеет, только посетовал на нехватку специалистов, отвечающих за проведение бонитировки, то есть зоотехников.
– Своего такого специалиста у нас нет, а ваш физически не успевает охватить все хозяйства, – подытожил он свое выступление.
Да, кадровая проблема существует, согласились представители племцентра и министерства, но её стараются решать, принимая на работу молодых дипломированных сотрудников. Буквально неделю назад в бюджетное учреждение пришел еще один специалист-зоотехник.
Директор производственного сельскохозяйственного кооператива «Барагаш» Альберт Мундусов предложил вести в племцентре реестр племенных животных (жеребцов, быков и баранов-производителей), чтобы к случной кампании сельхозпредприятия знали, где и по какой цене их можно взять в аренду. Для многих хозяйств остро стоит вопрос реализации элитного породистого скота, который из-за невостребованности порой попадает на мясокомбинат. Одним из вариантов решения проблемы, по мнению Альберта Мундусова, стало бы проведение осенне-весенних ярмарок-аукционов с привлечением потенциальных покупателей из других регионов.
Юрий Земиров уверен: селекционно-племенной центр должен являться учреждением, координирующим на территории всей республики одно из основных направлений сельского хозяйства – развитие племенного животноводства, проводить обучающие семинары, оперативно доводить информацию о новшествах и изменениях в нормативно-правовой документации и т.д. Пока же специалистам молодого коллектива, по его словам, есть к чему стремиться.
Примечательно: ни один из участников «круглого стола» не усомнился в том, что деятельность центра важна и нужна. Вопрос, как лучше выстроить его работу, чтобы в тесном сотрудничестве с сельхозтоваропроизводителями качественно улучшить имеющееся в республике поголовье и процесс воспроизводства породистых животных, все-таки решается. Как бы то ни было, работа в этом направлении в нашем регионе ведется.
– Благодаря деятельности министерства сельского хозяйства, селекционно-племенного центра, а также профессиональному подходу сельхозпредприятий в государственном племенном реестре сегодня зарегистрировано 54 племенных организации (для сравнения: ещё в 2006 году их было 39). В том числе семь племенных заводов и 42 племенных репродуктора, – подытожил министр сельского хозяйства. – Разведение чистопородных продуктивных животных с высоким генетическим потенциалом, сохранение генофонда имеющихся пород и обеспечение других хозяйств племенными животными позволяют претендовать на статус племенной организации и включение в государственный реестр. Но высокий статус – это всегда и большие обязательства. Племенным предприятиям они доводятся в виде федеральных требований, в первую очередь по продуктивности, а также по уровню приплода. Вместе с тем это и дополнительная поддержка – предоставление государственных субсидий, например на содержание маточного поголовья. Так, только за прошлый год племпредприятиям республики на это было выделено 35,5 миллиона рублей бюджетных средств.
Марина Туркушева.