Если осень – начало учебного года, то весна – его финишная прямая, время подвести промежуточные итоги, начать подготовку к новому старту.

У выпускников уже началась горячая пора – подготовка к ЕГЭ, а после их ждет поступление в вузы. У малышей тоже непростой период – будущие первоклассники записываются в школу, знакомятся с первыми учителями. В системе образования всегда нужно шагать в ногу со временем, чтобы быть в курсе нововведений, от которых, по сути, зависит, насколько четко к окончанию школы ребёнок определит свой дальнейший путь.

Проехав по школам и пообщавшись с учителями, учениками и их родителями, пришлось услышать немало вопросов, касающихся не только оснащения школ, но и других не менее важных проблем системы образования.

Журналисты газеты «Звезда Алтая» постарались обобщить наиболее часто задаваемые вопросы и адресовать их министру образования, науки и молодежной политики Республики Алтай Наталье Владимировне Гусельниковой.

TAE_7001

— Наталья Владимировна, какие приоритеты отмечаются в развитии регионального образования? 

— Прежде всего целью образовательной политики Республики Алтай является повышение качества и доступности образования, вне зависимости от места проживания ребенка. Подчеркну, что у нас три участника образовательного процесса: родители, ребенок, школа. Сейчас особенно активно проявляется фигура четвертого участника – общественности. Это общественные и попечительские советы, чье участие в школьной жизни играет большую роль.

Все направления, которые реализуются в системе образования в республике с 2000 года, начиная с национального проекта «Образование», комплексного проекта модернизации, модернизации общего образования, взаимозависимы, они плавно переходят друг в друга, для того чтобы создать единые подходы к реформированию системы образования. По всем проектам в 2012 году появилась дополнительная мотивация после издания указов Президента РФ. По сути, они являются важнейшим механизмом, который обеспечивает достижение поставленной цели, в частности, это касается и повышения заработной платы педагогическим работникам. Взятые обязательства по повышению зарплаты правительством республики выполняются.

— Сегодня большое внимание уделяется дошкольному образованию. По словам руководителей государства, совсем скоро в России будет стопроцентная доступность дошкольного образования, для чего на строительство детских садов по всей стране выделены десятки миллиардов рублей. Как этот вопрос решается в нашем регионе?

— Есть поручение Президента РФ о ликвидации очередей в детские сады к 1 января 2016 года. В республике это решается путем строительства, реконструкции и проведения капитальных ремонтов дошкольных образовательных учреждений, а также обновления содержания образовательных услуг дошкольного образования путем внедрения ФГОС дошкольного образования. В соответствии с «дорожной картой» ежегодно предусматривается к сдаче более полутора тысяч мест. Не секрет, что в 90-е годы мы потеряли 68 детских садов, сегодня пытаемся их возвратить. Порядка 25 зданий на 1255 мест удалось вернуть. В 2013 году были проведены мероприятия по созданию дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях, предусматривающие расширение форм и способов получения дошкольного образования. Так, на сегодня введено 1776 мест (в том числе 1364 места — за счет строительства, капитального ремонта, приобретения и возврата зданий, 107 — в группах кратковременного пребывания, 19 — в семейных группах, 286 — за счет уплотнения групп полного дня в детских садах). Отрадно, что развиваются альтернативные формы получения дошкольного образования: функционируют 13 семейных детских садов на 43 ребенка в Горно-Алтайске, Майминском и Усть-Канском районах. Сегодня положительная динамика налицо: с 2006 по 2013 год охват малышей дошкольным образованием вырос в два раза — с 6867 до 11149 детей. В текущем году планируется ввод еще 1136 мест. На эти цели будет направлено 79,5 млн. рублей федеральных средств и 85,7 млн. рублей – региональных. Хотелось бы напомнить, что данный вопрос находится на личном контроле и осуществляется при непосредственном участии временно исполняющего обязанности главы республики Александра Бердникова.

— Темпы строительства образовательных учреждений, проведения капитального ремонта, реконструкции, оснащения за последние годы набрали невероятные обороты. С чем это связано? 

— Правительство Республики Алтай в качестве важнейшей задачи модернизации определило создание условий для обучения детей, включая меры по благоустройству и оснащению школ. За последние шесть лет в республике построена и капитально отремонтирована 81 школа, в прошлом году завершена реконструкция школ в Сугаше, Кырлыке и начальной общеобразовательной школы в Онгудае, ведется строительство еще трех — в Верх-Уймоне, Улагане, Ине. Из резервного фонда Президента РФ на проведение капитального ремонта в Онгудайском районе Туектинской основной школы направлено 4 млн. рублей, Детско-юношеской спортивной школы им. Н.В. Кулачева – 11,78 млн. рублей. Вы знаете, что по решению Президента РФ построены: Школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им. Г.К. Жукова, Республиканская гимназия им. В.К. Плакаса.

IMG_9610

— Новые стандарты предъявляют очень серьезные требования, прежде всего к условиям, которые должна обеспечить школа. Большие требования и к информационно-технологическому оборудованию. Насколько сегодня общеобразовательные учреждения обеспечены современными технологиями?

— С каждым годом возрастает уровень оснащенности школ. На эти цели в 2011 – 2013 годах было направлено 524,5 млн. рублей из всех уровней бюджета. Прогресс не стоит на месте. Современные технологии прижились и эффективно используются во всех школах. Так, в 30% школ поступило учебно-лабораторное, в 40% — учебно-производственное оборудование, в 80% — интерактивные доски, в 93% — мультимедийные проекторы. 100% базовых сельских школ, где учатся дети из отдаленных сел, оснащено средствами транспорта. В 2013 году приобрели пять школьных автобусов марки «Газель» и 14 специализированных школьных автобусов «Пежо боксер» на общую сумму 31,9 млн. рублей. Для создания современных условий обучения, обеспечения его доступности организовано дистанционное обучение детей, расширены каналы связи. Все школы региона работают в системе «Дневник.ру», внедряют электронные журналы и дневники. Если в 2006 году один компьютер приходился на 31 ученика, то сегодня обеспеченность обучающихся составляет 1 на 7. С 2010 года в каждой школе пополнился учебный фонд библиотек, обеспеченность учебниками обучающихся с первого по пятый классы составляет 100%. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети из многодетных, малообеспеченных семей также обеспечиваются бесплатными учебниками.

— Еще совсем недавно в школах, особенно в сельских, остро стоял вопрос нехватки учителей. Как сегодня с этим обстоят дела, и какая работа проводится по привлечению молодых специалистов? 

— В школах практически нет свободных вакансий. Там, где нет полной ставки учителя, организован подвоз педагога из другого села. Кадровый вопрос сегодня так остро не стоит. Другое дело — привлечение молодых специалистов в школу. Чем их заинтересовать? Прежде всего тем минимумом, который нужен каждому человеку, причем не только в начале трудового пути: во-первых — приличной крышей над головой, во-вторых — достойной зарплатой. Мероприятия, направленные на решение этого вопроса, уже дают свои результаты. Если четыре года назад средний возраст учителей был 48 лет, то сегодня — 42 года. Учителей в возрасте до 35 лет — 38,5%. Динамика достаточно положительная. Кроме того, реализуется система социальных гарантий для молодых специалистов. В частности, ежемесячная надбавка к заработной плате в размере 50% от должностного оклада, оплата коммунальных услуг сельским учителям, частичная оплата съемного жилья, доплата за классное руководство. Учителям, работающим в сельской местности, выплачивается надбавка к заработной плате в размере 25%. Все эти гарантии действуют на протяжении трех лет. С 2013 года на территории региона для молодых педагогов в рамках подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Республики Алтай, в том числе в сельской местности» реализуются мероприятия по предоставлению бюджетных субсидий для оплаты первоначальных взносов по ипотечным кредитам на приобретение жилья молодым учителям в возрасте до 35 лет. По состоянию на 1 января 2014 года данной поддержкой воспользовались три специалиста, в 2014 — 2015 годах жилищные условия улучшат еще 26.

AET_2506

— Для каждого человека естественно желание сохранить родной язык, но сегодня оно все больше угасает. Родные языки, в частности алтайский, порой выходят даже из семейно-бытового употребления, что уж говорить о выполнении национальными языками социально и политически престижных функций. Какие задачи сегодня ставятся по развитию и сохранению алтайского языка? 

— Да, действительно, человек, не знающий своего языка и своих традиций, может вырасти «Иваном, не помнящим родства». Именно поэтому я считаю: прежде всего в семьях и в школе должно уделяться внимание изучению родного языка. Дети должны знать свои корни и язык своих предков. Не зная своих корней, трудно понять настоящее и правильно планировать будущее. Количество школьников, изучающих алтайский язык, сегодня составляет 20% (2139 детей). От общего числа детей алтайской национальности не изучают алтайский язык 21,2% (578 детей). В 45 дошкольных организациях (28%) обучение и воспитание детей дошкольного возраста проходят на двух государственных языках: русском и алтайском. В настоящее время алтайский язык и литературу преподают 197 учителей.

В республике разработана программа «Развитие алтайского языка на 2013 – 2015 годы». В рамках ее мероприятий в прошлом году подготовлено 30 наименований учебно-методической литературы, из них увидели свет 28, издание двух рукописей планируется в текущем году. Кроме того, проведен конкурс на разработку учебников и учебных пособий по истории и культуре Горного Алтая, алтайскому языку и литературе для 4, 6, 7, 8 и 9 классов. В начальной школе будет издано еще и учебное пособие «Алтай – наш общий дом». Для сохранения и развития языков коренных малочисленных народов разрабатываются учебные материалы, в том числе и электронные пособия. Это приложения к букварю «Бичиктос» на тубаларском и челканском языках. Полное обеспечение учебно-методической литературой основного общего образования планируется к концу 2015 года.

Помимо этого в 2013 году стало доброй традицией проведение юбилейных мероприятий, посвященных классикам алтайской литературы. В рамках празднования юбилейных дат – дней рождения Л.В. Кокышева, Д.Б. Каинчина, В.Т. Самыкова — Министерством образования, науки и молодёжной политики Республики Алтай проведено торжественное собрание «Наследие Л.В. Кокышева в контексте развития алтайской культуры», посвященное 80-летию со дня рождения выдающегося алтайского писателя, и к Дню алтайского языка межкурсовые научно-практические конференции и «круглый стол». Главной целью этих мероприятий стало сохранение литературного, историко-культурного наследия народов республики.

— Как в последнее время изменился подход в области образования по отношению к детям-инвалидам?

— В республике ведется интенсивная работа по созданию универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. Такие условия уже есть в 19,2% школах (в РФ, СФО – 20%). Бывает и такое, что дети с ограниченными возможностями в силу состояния здоровья не могут постоянно присутствовать на уроках, они обучаются дистанционно при помощи коммуникативных Интернет-технологий. Но участвовать в общешкольных мероприятиях и внеурочных занятиях такие ребята теперь могут вместе с одноклассниками, так как в школе имеются условия для их комфортного пребывания. Кстати, работа по развитию дистанционного образования детей-инвалидов в рамках приоритетного национального проекта «Образование» осуществляется с 2009 года. Для 73 детей-инвалидов, нуждающихся в надомном обучении и не имеющих медицинских противопоказаний для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, созданы все необходимые технические и организационные условия для обучения. Пять выпускников в рамках проекта получают высшее профессиональное образование дистанционно.

— Наталья Владимировна, известно, что на протяжении нескольких лет в нашей республике реализуется проект «Ассоциированные школы ЮНЕСКО». В 2007 году вам присвоено звание почетного профессора международной кафедры ЮНЕСКО. Об этой организации нам известно, что она занимается в основном социальными проблемами, такими как голод, болезни, ущемление прав женщин и детей, проблемами ликвидации безграмотности, безработицы, сохранения биологического разнообразия и культурного наследия планеты… Расскажите, в каких направлениях происходит данное сотрудничество у нас? 

— Одним из первых в 2006 году в список Ассоциированных школ ЮНЕСКО вошел Республиканский классический лицей. Через год к нему присоединилась Республиканская гимназия имени В.К. Плакаса. Вообще идеи терпимости, толерантности и взаимоуважения, экологии, сохранения культурного наследия, пропагандируемые Международным отделением ООН по делам науки, культуры и образования, всегда были созвучны с принципами работы наших школ. В рамках проекта проходят различные конкурсы, олимпиады и конференции.

В 2006 году Республиканский классический лицей стал пилотной школой, прообразом школ будущего, школ культуры, мира и ненасилия. Лицей ориентирован на требования современного общества — образование из формирующей плоскости переведено в развивающую на основе гуманистической этики, социокультурного разнообразия, демократического воспитания, развивает у учащихся экологическое сознание, интуитивное мышление, эмоциональную отзывчивость. В 2013 году учащиеся лицея приняли участие в Международной практической конференции Ассоциированных школ ЮНЕСКО (г. Астрахань). В 2013 году лицей получил сертификат от Национального координационного центра «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» в Российской Федерации за разработку экологического проекта и активное участие во всероссийской акции «Чистые берега». В ноябре 2013 года делегация учащихся лицея приняла участие в работе научно-практического семинара «ФИДЖИП-ЕВРОТАЛАНТ-КОНКОРД» во Франции. Лицеисты представили свои исследовательские работы, посвященные сохранению культурного наследия Республики Алтай, и приняли участие в торжественном мероприятии «По следам Аттилы и гуннов во Франции».

Гимназия является участником проекта Ассоциированных школ ЮНЕСКО с 2007 года, который дает возможность как обучающимся, так и учителям раскрывать свои способности, таланты, узнавать новое и помогать другим на пути образования и самообразования. В гимназии работает кружок «Лига ЮНЕСКО», где дети получают консультации и помощь, необходимые для участия в различных конкурсах и конференциях. Здесь проходят различные конкурсы, направленные на сохранение культуры коренных народов Алтая: конкурс стихотворений на родном языке, Олимпиада по алтайскому языку «Тиинеш», конференция «Мы – будущее XXI века». В 2011 и 2012 годах обучающиеся гимназии приняли участие в Международном фестивале дружбы народов «Дороги дружбы» (г. Абакан), в июле 2012 года — в IX международной выставке научно-технического творчества молодёжи «EXPO SCIENCES 2012» (г. Тула), в 2013 году — в V международной олимпиаде в Анталии.

— В 2012 году в Республике Алтай начала действовать целевая программа по развитию профессионального образования в регионе, которая к 2015-му должна сбалансировать спрос и предложение рабочей силы на рынке труда. Каких результатов удалось достичь? 

— Реализация мероприятий, направленных на развитие профессионального образования в Республике Алтай путем повышения уровня предоставления качественного профессионального образования, востребованного на рынке труда, осуществляется десятью профессиональными образовательными организациями и тремя — высшего профессионального образования. В них сегодня обучаются 9995 человек, по программам НПО и СПО — 60%, по программам ВПО – 40%. В 2012 — 2013 учебном году профессиональное обучение молодёжи и незанятого населения осуществлялось по 32 специальностям начального профобразования, 53 — среднего специального образования. Уже подготовлен 1751 рабочий и специалист.

Чтобы помочь выпускникам найти работу, адаптироваться на местах, в образовательных учреждениях созданы отделы по содействию трудоустройства выпускников, Центр карьеры. Благодаря эффективной работе в данном направлении удалось повысить долю выпускников государственных учреждений среднего профессионального образования очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (с 36% в 2009 году до 41% в 2013-м). Большая часть выпускников продолжают обучение в вузах или призваны в ряды армии.

Учреждения профессионального образования также занимаются обучением неработающего населения. Профессиональная подготовка и переподготовка осуществляются по 107 программам (из них 26 программ дополнительной профессиональной переподготовки, 81 – профессиональной). В ноябре 2012-го на базе Горно-Алтайского государственного политехнического колледжа создан Многофункциональный центр прикладных квалификаций. Одним из направлений его деятельности является организация подготовки и переобучения безработных граждан по профессиям, востребованным на рынке труда. Ежегодно более полутора тысяч человек из числа взрослого населения проходят профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по программам краткосрочных курсов.

— Наталья Владимировна, что же такое молодежная политика, из каких составляющих она формируется? Как у нас в регионе поддерживается активная молодежь? 

— Молодежная политика — это совокупность политики государства и инициатив, исходящих от молодого поколения. В нашем регионе немало молодежных общественных организаций, волонтерских групп, органов студенческого самоуправления, неформальных объединений. Деятельность осуществляется по разным направлениям – военно-патриотическое и гражданское воспитание молодежи, пропаганда здорового образа жизни, профилактика асоциальных явлений среди молодежи, профилактика экстремизма, молодежное предпринимательство, молодежный туризм, работа с землячествами, КВН–Лига, выявление, продвижение и поддержка талантливой молодежи и многое другое. Для талантливой молодежи проводится много конкурсов, семинаров и обучающих лагерей, реализуется программа поощрения успешных молодых людей в различных областях их деятельности. Эти мероприятия помогают формировать лидерские и управленческие навыки. Ежегодно на поддержку молодежных проектов выделяются средства из регионального и федерального бюджетов.

Так, в 2013 году по результатам всероссийских и региональных конкурсов талантливой молодежи присуждены:

шесть премий Президента РФ за победу в международных, всероссийских и республиканских мероприятиях (размер премии 30 тысяч рублей);

пять премий Главы Республики Алтай, единовременное денежное поощрение обучающимся образовательных организаций в Республике Алтай за выдающиеся способности (по 20 тысяч рублей);

22 республиканских школьных стипендии имени Павла Лукича Казанцева (по 700 рублей);

10 республиканских стипендий для талантливой молодежи имени Лазаря Васильевича Кокышева (по 1150 рублей);

15 республиканских студенческих стипендий имени Павла Васильевича Кучияка (по 1150 рублей).

Кроме того, существует еще одно направление в молодежной политике — поддержка молодых семей, в том числе по обеспечению их жильем. На территории республики в рамках реализации одного из приоритетных направлений национального проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России» принята подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей» республиканской целевой программы «Жилище на 2011 — 2015 годы». Социальные выплаты уже получили 28 молодых семей.

Благодаря реализованным мероприятиям произошло увеличение доли молодых людей (14 — 30 лет), участвующих в мероприятиях по реализации молодежной политики Республики Алтай, в общей численности молодых людей, проживающих в регионе, с 48,5% в 2006 году до 60% в 2013 году.

AET_1053

— Сегодня молодежь не просто талантлива, но и активна во многих сферах деятельности. Как осуществляется поддержка научно-исследовательских проектов? 

— Прежде всего мы поддерживаем ученых и научные коллективы, результаты исследований которых способствуют социально-экономическому развитию Республики Алтай. В декабре 2013 года впервые по поручению руководителя региона Александра Бердникова был проведен республиканский конкурс научных работ молодых ученых и специалистов республики по двум номинациям «Технические и естественные науки» и «Экономические и гуманитарные науки», по итогам которого определены восемь премий (за первое место — по 30 тысяч рублей, за второе — по 20 тысяч, за третье — по 15 тысяч). Кстати, одним из показателей эффективности деятельности по развитию научного потенциала в регионе является количество научно-исследовательских работ, представленных молодыми учеными на рассмотрение в рамках региональных конкурсов — ежегодно их не менее двадцати.

— Насколько эффективно сегодня общение в рамках открытого диалога власти и молодежи? 

— Считаю, что диалог власти и молодого поколения очень важен, потому как молодые люди – это опора действующей власти и будущее нашей республики и страны в целом. Мы всегда открыты для общения с людьми разных взглядов, направлений деятельности. У современной молодежи есть цели, для достижения которых нужно преодолевать препятствия и преграды, самосовершенствоваться. У нас много творческих, умных людей, патриотов, способных менять себя, бороться за идею, нести ответственность за свой выбор, за свои решения. Основной механизм — создание площадок для общения. Так, в мае мы планируем провести большой молодежный форум, где будет организовано несколько площадок, тематика которых весьма разнообразна: студенческие отряды, здоровый образ жизни, профориентация, встречи «без галстука» и другие. Планируем задействовать все муниципальные образования. Это мероприятие нацелено на объединение молодёжи во имя решения наиболее актуальных проблем, возникающих в молодёжной среде. Помимо этого для тесного взаимодействия и конструктивного диалога с молодежью, учащимися, их родителями на сайте министерства образования, науки и молодежной политики республики вскоре будет создана электронная приемная министра, где желающие смогут задать вопросы.

Елена ПРИБЫТЬКО.
Фото А. Тырышкина и В. Сухова

Добавить комментарий