Любовь Федоровна Хохолкова… Мне, коренной жительнице Маймы, это имя знакомо с детства. Не единожды я присутствовала на концертах супругов Хохолковых — и всегда думала о том, что на сцене какие-то особенные люди. Даже встречая пару на улице, находила в них что-то удивительно степенное, дорогое.
Никогда не могла предположить, что придет время и я буду за чашкой чая беседовать с Любовью Федоровной. На встречу певица согласилась с легкостью, назначив ее у себя дома в один из будних дней. Открываю калитку. Вижу ухоженный сад. Каких только цветов и растений здесь нет: лилии, сирень, бархатцы, розы, бадан… И все посажено так, словно потрудился маститый декоратор. Искренне считала, что творческие люди беспомощны в быту. Дополнительным опровержением этому стал стол, накрытый в красивой, обвитой диким виноградом беседке. Глядя на румяные оладьи, варенье, конфеты и чашки, в которых уже лежали пакетики чая, я поняла: журналиста в гости ждали.
Удивленная, не могла не полюбопытствовать: кто автор всей красоты? Любовь Федоровна рассказала, что растениеводство – ее увлечение, все цветы и травы выращены самой певицей. Каждое растение, по ее мнению, живое, имеет душу и характер, и, чтобы цветок радовал глаз, необходимо найти к нему особый подход, иногда добрым словом подбодрить: «Цвети, мой хороший», а иногда и пожурить. Небольшой пруд, рядом с которым лежат огромные валуны, утопающие в зелени, – все свидетельствует о золотых руках хозяйки. И если бы наша героиня была только добрым садовником, то беседовать о увлечении можно было долго и интересно.
Но я в гостях у известной певицы. Успех и популярность просто так не приходят – это результат серьезного и кропотливого труда. Сегодня мы говорим о творчестве, музыке и концертах.
– Сколько себя помню, столько пою, – рассказывает Любовь Федоровна. – Выполню быстрее всех задания в школе и прошу разрешения спеть всему классу. Пока мне не разрешат, не успокоюсь. Всегда участвовала в самодеятельности, с большим удовольствием организовывала концерты. И, даже приобретя медицинскую профессию, с музыкой не расставалась.
Молодая, активная, утонченная – эти слова хочется говорить, глядя на снимок нашей героини, сделанный в далеком 1945-м. Не удивительно, что за одаренной девушкой стал ухаживать пока еще никому не известный, но очень талантливый композитор Владимир Хохолков. Два творческих человека нашли друг друга. А если такой союз случился, обязательно произойдет волшебство и родятся поистине музыкальные шедевры. Песни, написанные Владимиром Федоровичем и исполненные нашей героиней, хорошо знакомы зрителю.
– «Марьины коренья», «Калина красная», «Кукушкины слезки», «Солдатка» – ни один концерт не обходится без их исполнения. И даже если этих композиций нет в сценарном плане, в зале обязательно найдется человек, который попросит их исполнить. Я отказать не могу. Сцена обладает особой магией, – продолжает певица, – сколько бы раз ни выходила к зрителю, всегда испытываю волнение. Но стоит только сделать шаг, и ты полностью отдан людям. А они все чувствуют, любая фальшь очевидна, поэтому нет большей награды для артиста, чем аплодисменты. Никогда не забуду один случай. Гастроли в Хакасии. Небольшой концертный зал полон народа. Пою песню о любви. И такой тесный контакт произошел с аудиторией, что вижу взгляд и жест каждого. Вдруг один мужчина вскакивает и выбегает. Я делаю вид, что ничего не произошло, продолжаю петь, а внутри мысли: что же было не так, почему он ушел? С легкой горечью ухожу за кулисы и вижу того самого мужчину с охапкой цветов. Все они неровные, с землей на корнях, с листьями, только что сорваны с клумбы. Неловко беру их и принимаю комплименты. А теперь, по прошествии многих лет думаю о том, что это был один из моих самых запоминающихся букетов.
Владимир Федорович ушел из жизни, вместе с ним ушла и какая-то часть нашей героини. По-другому и быть не могло: насыщенная работа, полная интересных событий, концерты в России, а вернее, в бывшем Советском Союзе и за его пределами, рождение новых песен, творческие вечера… И вдруг — пустота, одиночество. Сколько сил нужно, чтобы выйти на сцену и с достоинством исполнить песню, которую когда-то пела с родным человеком! «Нет для меня аккомпаниатора, – сетует Любовь Федоровна. – Чтобы получился хороший номер, между музыкантом и певцом взаимопонимание должно быть полным, а к нему люди идут годами. Великая ценность – понимать друг друга с полужеста, полувзгляда».
В последнее время Хохолкова нечасто балует своих поклонников выступлениями, но когда поет, всегда чувствуется – она не одна.
Елена Гришина
Фото А. Тырышкина