Евгений Ларин: «Туризм для республики – системообразующая отрасль»

Дата:

Ларин 2Прошло уже несколько лет с тех пор, как Республика Алтай определила приоритетом своего развития туризм, встав на путь продвижения туристического бизнеса и сопутствующих сфер деятельности. Министр экономики, туризма, инвестиций и предпринимательства Республики Алтай ЕВГЕНИЙ ЛАРИН в интервью нашему изданию рассказал о современном состоянии и перспективах развития этого важнейшего направления экономики региона.

– Евгений Владимирович, на чем базируется туристическая отрасль нашей республики, и чем она сегодня располагает?

– Правительство России в прошлом году утвердило Стратегию развития туризма в Российской Федерации до 2020 года. В этом документе большое внимание уделено тому потенциалу туристической отрасли, который сегодня недооценен и в полной мере не используется. Применительно же к нашему региону, потенциал туризма в котором общеизвестен, речь должна идти, на мой взгляд, в первую очередь о состоянии туристической индустрии. Ведь туриндустрия – это не только инфраструктура гостеприимства и развлечений, но и развитие сопутствующих отраслей – сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, банковской сферы.
Тот комплекс мер по развитию внутреннего и въездного туризма, который в течение восьми прошлых лет реализовало правительство, уже показал свою эффективность. Между прочим, Республика Алтай – единственный субъект Федерации, определивший свою региональную специализацию именно в сфере туризма. Этот шаг обеспечил нам внимание на всех уровнях власти, что выразилось в крупных бюджетных инвестициях в эту отрасль. К примеру, в прошлом году в республике общий объем инвестиций в туризм составил более полутора миллиардов рублей.
Сегодня в секторе экономики, обслуживающем туризм, у нас работают примерно 780 субъектов предпринимательства. Около пятисот частных домовладений – так называемые «зеленые дома» – предлагают гостям порядка шести тысяч мест размещения и большой спектр туристических услуг. Еще 13,5 тысячи мест (в том числе семь тысяч круглогодичных) обеспечивают туркомплексы и базы, которых в республике насчитывается около 240.

– Прошлый год для турбизнеса оказался очень сложным?

– Да, стихия нанесла туристической отрасли ущерб в размере 92 млн. рублей. Правительство республики, понимая, какие потери понес бизнес, приняло меры, чтобы смягчить последствия для предприятий туркомплекса и сельхозтоваропроизводителей. В частности, через Фонд микрофинансирования пострадавшие субъекты предпринимательства получили чрезвычайные займы в размере 100 тысяч рублей под 0,5% годовых – случай для России беспрецедентный.
В итоге, несмотря на негативное начало, туристический сезон для республики не стал провальным. Турпоток не только не снизился, но даже вырос, пусть и ненамного – на 4% в сравнении с 2013 годом. В июле – августе загрузка туркомплексов составляла от 80% в рабочие дни до 100% в выходные.
Популярность Горного Алтая среди туристов высока, это одно из лучших туристических направлений в России, что подтверждают итоги Интернет-голосований, осуществляемых журналом «Нэшнл Джиогрэфик Трэвел»: в прошлом году мы, кстати, вновь заняли в нем первое место.

– Вы говорили о развитии отраслей, сопутствующих туриндустрии. В чем оно конкретно выражается?

– Сфера дополнительных услуг активно развивается. Приведу несколько примеров. Бизнес у нас использует сегодня порядка пятисот маломерных судов для оказания услуг туристам, а сельчане задействуют для проката около трех тысяч лошадей. 15 наших предприятий внесены в Единый федеральный реестр туроператоров. Это говорит о том, что местный бизнес занимается и выездным туризмом.
Развитие туризма должно происходить в едином русле, одновременно со всеми сопутствующими отраслями, тогда оно способно вызвать мультипликативный эффект, который влияет на экономику региона в целом, не дает пустовать гостиницам, создает рабочие места и спрос на продукцию местных сельхозтоваропроизводителей. Пока что у нас несколько недооценено сельское хозяйство – как отрасль, которая тесно связана с туризмом. В настоящее время в ходе подготовки программ по импортозамещению мы постараемся этот пробел восполнить.

– Какой эффект оказывает туризм на экономику нашего региона?

– Во-первых, туристическая отрасль оказывает серьезное влияние на ситуацию на рынке труда. 6,5 тысячи человек у нас заняты в активной фазе турсезона, порядка двух тысяч – в межсезонье. Во-вторых, от туризма напрямую зависит валовой региональный продукт. Доля реализованного турпродукта в 2014 году составила порядка 9% общего объема ВРП – почти 2 млрд. 750 млн. рублей. По сути, туризм для Республики Алтай – системообразующая отрасль.

– Сколько туристов ежегодно посещают наш регион?

– Объем туристического потока сегодня стабилизировался и составляет примерно 1,5 млн. человек в год.

– Это серьезная цифра. А играет ли какую-то роль фактор конкуренции с другими туристическими регионами?

– Да, многие наши соседи набирают хорошие обороты в развитии туризма. Например, Алтайский край начинает активно использовать те огромные ресурсы, которые позволяют реализовывать лечебно-оздоровительные программы – в районе Соленых озер, в Белокурихе. Красноярский край, республики Бурятия и Хакасия тоже работают над продвижением туротрасли.
Тем не менее мы пока не испытываем конкуренции со стороны наших соседей не только по Сибирскому федеральному округу, но и по России в целом. Каждый регион специализируется на каком-то своем направлении – этнотуризме, экологическом, сельскохозяйственном, лечебно-оздоровительном и т.п. У нас все эти формы присутствуют. Наши органы власти и бизнес постоянно работают над созданием новых видов и направлений туризма, развитием инфраструктуры. Например, запуск Горно-Алтайского аэропорта позволил нам развивать такую новую для республики форму, как деловой туризм (конгресс-туризм).
Бизнес стал задумываться над возможностями не только увеличения турпотока, но и продления времени пребывания туристов в местах отдыха. Если в 2008 году средняя продолжительность пребывания составляла два дня, то сегодня она выросла до 4,5 – 5 дней. Для туристов необходимо создавать такую инфраструктуру, которая мотивировала бы их оставаться у нас как можно дольше.

– О какой инфраструктуре вы говорите?
– Речь идет не только об индустрии развлечений, а в первую очередь о применении уникальных возможностей, которые дает природа Горного Алтая. Это и организация лечебно-оздоровительных процедур, и использование пантовой и фитопродукции. Огромный потенциал имеет культурно-историческое наследие республики. Сегодня организаторы турбизнеса делают упор на профессиональные кадры, которые будут знакомить с ним туристов. Все это должно способствовать увеличению длительности пребывания туристов в нашем регионе.
Кроме того, турфирмы сегодня также стали задумываться об определенной специализации своих услуг. Кто-то, к примеру, хочет развивать детский туризм…

– Социально ориентированный туризм был нормой в СССР. А сегодня он насколько востребован?

– Во времена плановой экономики было много положительного. Например, тогда государство стимулировало развитие детского туризма. Если помните, в Горном Алтае действовал детский лагерь «Медвежонок», в котором отдыхали ребятишки из разных регионов Советского Союза.
Сегодня бизнес инициирует подобные программы, создает туристические маршруты и экскурсионные программы для детей. Федеральные власти считают это направление очень важным: в конце прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал Указ о создании Координационного совета, который будет заниматься развитием детского туризма в России. Разумеется, правительство республики намерено содействовать бизнесу в его начинаниях, поддержит любую форму социально ориентированного туризма, в том числе для слабозащищенных слоев населения, к примеру для пенсионеров.
Кстати, в 2013 году по инициативе нашего министерства был создан Центр инноваций социальной сферы, задача которого состоит в том, чтобы оказывать помощь энтузиастам, желающим заниматься социальным предпринимательством. Также в Республике Алтай есть государственная программа содействия малому и среднему предпринимательству, дающая возможность оказывать помощь таким предпринимателям, в частности, через софинансирование муниципальных программ. Существуют и другие механизмы поддержки.

– Евгений Владимирович, какие проблемы в сфере туризма вы бы выделили в числе основных?

– Одна из главных – это сезонность туризма, мы о ней знаем и стараемся ее решить. В этом году сезон на ГЛК «Манжерок» очень удачный. Я сам практически каждые выходные бываю там и вижу, сколько людей посещает этот комплекс. В новогодние праздники число побывавших там любителей горнолыжного спорта увеличилось в четыре раза по сравнению с предыдущим годом.
В последнее время у нас несколько изменился подход к развитию горнолыжного туризма. Упор нужно делать не только на масштабные проекты, но и на небольшие комплексы и станции. В этом году мы создадим еще один в районе Телецкого озера. За сезон туда можно будет привлекать порядка 40 – 50 тысяч туристов, что закроет потребности нашего бизнеса, предоставляющего услуги по их размещению.

Беседовал
Михаил ГОВОРОВ

P.S.: Разговор с Евгением Лариным на актуальные темы развития экономики региона мы продолжим в ближайших номерах газеты. Одной из тем станет пакет антикризисных мер, которые намерено реализовывать правительство республики.

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

На курорте Сбера «Манжерок» впервые прошли всероссийские соревнования «Надежды России»

Всероссийские соревнования по горнолыжному спорту «Надежды России» состоялись на...

Афганские будни переводчика

Анатолий Половинко знаком нашим читателям по ряду публикаций разных...

Путешествие длиной в 500 страниц

Говорят, те или иные книги, как и люди, приходят...

Статистика знает, из чего сделаны наши мужчины: сильный пол в цифрах

23 февраля в России на общенациональном уровне отмечают День...