В настоящее время в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступают обращения граждан и индивидуальных предпринимателей по вопросам, касающимся розничных цен на продукты питания и порядка заключения договоров поставки продовольственных товаров.
В связи с чем УФАС по Республике Алтай считает необходимым дать некоторые разъяснения по вопросам полномочий антимонопольного органа на рынке продовольственных товаров.
Законодательные основы регулирования
Организационные и правовые основы защиты конкуренции, а также предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в том числе и на рынке продовольственных товаров, определены в Федеральном законе «О защите конкуренции».
В частности, статьей 10 «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующего субъекта (предприятием, компанией) доминирующим положением.
Злоупотребление доминирующим положением на рынке продовольственных товаров может выражаться, к примеру, в установлении монопольно высокой или монопольно низкой цены, отказе или необоснованном уклонении от заключения договора поставки продовольственных товаров с поставщиком, что может привести к созданию препятствий для доступа на товарный рынок реализации продовольственных товаров.
Однако в границах муниципальных образований Республики Алтай отсутствуют компании, занимающие доминирующее положение на рынке продовольственных товаров, поэтому на них не распространяются нормы статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем ведется работа по выявлению и пресечению ограничивающих конкуренцию соглашений, в том числе ценовых сговоров хозяйствующих субъектов-конкурентов (статья 11 Закона о защите конкуренции), и фактов недобросовестной конкуренции (статья 14 Закона о защите конкуренции).
Мониторинг цен на продукты питания
В отсутствие государственного регулирования цен на продукты питания Управлению помогает механизм мониторинга, посредством которого контролируется ситуация на данном рынке.
ФАС России определен перечень продовольственных товаров, в отношении которых осуществляется мониторинг оптово-отпускных цен, в него входят такие продовольственные товары, как говядина, свинина (кроме бескостного мяса), куры (кроме окорочков), рыба мороженая неразделанная, масло сливочное, молоко питьевое, картофель, капуста белокочанная, лук репчатый, морковь, крупа гречневая, яблоки (данный перечень составлен на основании Перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 г. №530).
В мониторинге участвуют шесть хозяйствующих субъектов республики, являющихся производителями продукции, включенной в перечень: ООО «Майма-Молоко», ООО «Соузгинский мясозаготовительный комбинат», ЗАО «Чергинский маслосырзавод», ОАО «Усть-Коксинский мясокомбинат», два сельскохозяйственных производственных кооператива – «Абайский» и племенной конный завод «Амурский».
Производители или крупные оптовые поставщики мяса кур, рыбы и овощей на территории Республики Алтай отсутствуют, данные виды товаров поставляются из других регионов страны.
На основании полученных сведений при необходимости Управлением проводятся внеплановые проверки на предмет обоснованности установления оптово-отпускных и розничных цен. На данный период времени нарушений со стороны производителей не выявлено.
Также информация по вопросам повышения розничных цен поступает в Управление от граждан по телефону «горячей линии», которая работает с августа 2014 года. В большей степени жители жалуются на цены продовольственных товаров, устанавливаемые торговыми сетями.
В январе – феврале текущего года УФАС по РА участвовало в межведомственных проверках, организованных Прокуратурой РА, в целях выявления и пресечения нарушений законодательства в сфере ценообразования на внутреннем продовольственном рынке, в ходе которых в частности были проверены факты, явившиеся предметом обращений граждан на «горячую линию». В ходе указанных проверок было установлено, что на рост розничных цен в Республике Алтай оказало влияние повышение оптово-отпускных цен производителей продукции, находящихся на территории иных субъектов РФ.
Монополизации не быть!
В соответствии с нормами Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» устанавливаются антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети.
Ежегодно в мае – июне Управлением рассчитывается доля торговых сетей на рынке розничной реализации продовольственных товаров на территории муниципальных образований Республики Алтай с целью недопущения ограничения конкуренции путем введения запрета на приобретение дополнительных торговых площадей хозяйствующими субъектами, доля которых равна или превышает установленный порог в 25%. Крупными хозсубъектами, осуществляющими свою деятельность на территории Республики Алтай, являются ООО «Розница К-1» (торговая сеть «Мария-Ра»), ООО «Прайд-А» (франчайзинговая сеть «Корзинка»), ООО «Торговая сеть «Аникс» (магазины «Аникс», «Браво Дисконт-Продукт»), ООО «Компания «Холидей» (магазины «Холидей Классик», «Холди Дискаунтер»).
Управлением установлено, что допустимый порог в 25% от объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах муниципального района, определенный частью 1 статьи 14 Закона о торговле, превышен у следующих хозяйствующих субъектов:
1) ООО «Розница К-1» – в границах МО «Майминский район» (три магазина), МО «Онгудайский район» (один магазин), МО «Шебалинский район» (два магазина) и МО «Чемальский район» (один магазин);
2) ООО «Прайд-А» – в границах МО «Улаганский район» (два магазина) и МО «Чойский район» (шесть магазинов);
3) ООО «Торговая сеть «Аникс» – в границах МО «Кош-Агачский район» (два магазина).
Всем хозяйствующим субъектам направлены информационные письма с предупреждением о превышении порога в 25% (или приближении к данному порогу), установленного статьей 14 Закона о торговле, и мерах реагирования антимонопольного органа в случае приобретения или аренды хозсубъектом на любом основании дополнительной торговой площади для целей реализации продовольственных товаров в границах указанных муниципальных образований.
ООО «Розница К-1» выдано предостережение о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно не приобретать на любом праве в границах МО «Шебалинский район» дополнительную торговую площадь, в которой будут реализовываться продовольственные товары.
Данное предостережение было выдано в рамках рассмотрения заявления индивидуального предпринимателя и информации о возможном превышении порога в 25% и, как следствие, монополизации рынка продовольственных товаров на территории МО «Шебалинский район».