Под знаменем православия

Под знаменем православия

25.04.2016 0 Автор Администратор

Отец МакарийПубликуемый доклад «Алтайская духовная миссия, ее роль в христианизации населения Алтая. Архимандрит Макарий (Глухарев): жизненный путь и миссионерская деятельность» был прочитан на секции «Православное краеведение и просвещение» XXIII Международных Рождественских образовательных чтений. Автор – Наталья Петровна Железникова, кандидат искусствоведения, заведующая музеем «История православия на Алтае» при Управлении Барнаульской епархии. В работе использованы материалы исследований профессора, доктора искусствоведения протоиерея Георгия Крейдуна, заведующего музеем истории Алтайской духовной миссии в г. Бийске Павла Коваленко.
Начиная с XVIII столетия Сибирь стала одним из главных районов миссионерской деятельности Русской православной церкви. Ее огромная территория постепенно осваивалась переселенцами, шедшими вслед за казачьими отрядами. Известный историк Сибири Г.Ф. Миллер считал, что просвещение «идолопоклоннических» народов требовалось уже для пользы государства. Присоединение земель к востоку от Урала являлось, по его мнению, завершением образования многонационального и огромного по своей площади Российского государства.
В 1620 году была образована первая в Сибири епархия – Тобольская во главе с архиепископом Киприаном (Старорусенковым). В 1604-м был построен Томский городок, в 1618-м в верхнем течении реки Томи выросло новое укрепление Кузнецкий острог (крепость, ныне г. Новокузнецк). Началось практическое освоение предгорных районов Алтая и Саян. Основными опорными пунктами русских на Алтае были Кузнецкий острог (1618 г.), Бикатунская крепость (1709 г.), Усть-Каменогорская крепость (1720 г.). Постепенно была создана пограничная линия редутов и форпостов. В них строились часовни и храмы, совершались богослужения.
Алтайцы кочевали южнее русских пограничных укреплений. В XVII веке они начали переходить в российское подданство.
Согласно исследованиям ученого из Новосибирска М.Н. Колоткина, наибольший расцвет миссионерской деятельности на Алтае в XVIII веке приходится на 50-е годы. Так, в 1754-м протоиерей Семеон Мефодиев сообщил в Тобольск о 47 крещеных инородцах. В 1757-м, по сообщению священника Семеона Шелковникова, говорится о крещении 82 телеутов в возрасте от года до 84 лет в районе Телецкого озера. В том же году священник Василий Иванов из Барнаульского духовного правления произвел крещение 144 человек из числа алтайцев при Колывано-Воскресенском заводе. Все они после крещения пользовались льготой – трехлетним освобождением от налогов.
Наибольший размах, согласно архивным документам, приняло крещение в 1758 году. По имеющимся данным, только священник Василий Русанов и архимандрит Михаил крестили 775 человек, из них алтайцев было около 100. В Бийской крепости были крещены четыре семьи (16 человек), 84 телеута крестились в Усть-Каменогорске. Важно отметить, что в XVIII веке не специально призванные миссионеры, а священники крепостей и укрепленных казачьих линий играли ведущую роль в распространении православия среди коренных алтайцев. В подтверждение этому можно добавить, что в период с 1763 по 1789 год во всей Тобольской епархии было всего два священника, призванных заниматься миссионерской деятельностью. Однако в 1789-м их работа была прекращена специальным постановлением Синода. Общая численность принявших крещение алтайцев в XVIII веке составила примерно 500 человек. Таким образом, миссионерская деятельность в этот период не сумела развиться в полной мере. Этот расцвет наступил лишь в середине XIX века с образованием Алтайской духовной миссии (АДМ).
Алтайская духовная миссия явилась структурным подразделением Русской православной церкви (РПЦ), основными целями которой были распространение православия и организация церковных приходов среди коренного населения Южной Сибири. Деятельность миссии распространялась на территории современных Алтайского края, Республики Алтай, Кемеровской области, части Хакасии, Тувы, Казахстана, Монголии.
Основана Миссия в 1830 году выдающимся миссионером преподобным Макарием (Глухаревым), благодаря успешной деятельности которого она стала лучшей среди всех духовных миссий РПЦ Российской империи в XIX — начале XX вв. Следуя кирилло-мефодиевой традиции, все основные виды миссионерской деятельности – проповедь, обучение, богослужения – алтайские миссионеры совершали на родных языках алтайцев и шорцев. Менее чем за столетие (1830 – 1919 гг.) трудами миссионеров из язычества в православие было обращено более половины населения Горного Алтая и Горной Шории.
Основанием для образования АДМ послужил Указ Святейшего Синода от 24 декабря 1828 года на имя архиепископа Тобольского и Сибирского Евгения (Казанцева), в котором предписывалось восстановить в Сибири должность инородческих миссионеров, упраздненную в 1799-м. В Тобольскую епархию из Курской был отправлен магистр богословия архимандрит Макарий (Глухарев).
Михаил Яковлевич Глухарев родился 8 ноября 1792 года в городе Вязьме Смоленской губернии в семье священника. Духовную семинарию юноша окончил в 1813-м, а в 1814-м поступил в Петербургскую духовную академию.
В 1817-м Глухарев окончил академический курс со степенью магистра богословия и был назначен инспектором в Екатеринославскую духовную семинарию. Помимо исполнения административного послушания вел преподавание церковной истории и немецкого языка. В том же году он был назначен ректором Екатеринославского уездного и приходского училищ. В Екатеринославле 24 июня 1818 года Михаил принял монашеский постриг. На следующий день инок, нареченный Макарием, был рукоположен в сан иеродиакона, а еще через три дня – в иеромонахи. В Екатеринославле о. Макарий прослужил до весны 1821 года, когда указом Святейшего Синода был назначен ректором Костромской семинарии. Здесь же, в Костроме, он был возведен в сан архимандрита. Затем были Киево-Печерская лавра, Китаевская и Глинская пустыни.
В начале 1829-го о. Макарий написал прошение в Святейший Синод о его переводе в Сибирь и «употреблении» на дело миссии. Прошение было удовлетворено, и священник выбрал местом своей миссионерской деятельности Алтай. 7 сентября 1830 года о. Макарий крестил в Улале молодого алтайца Элеску именем Иоанн. Эту дату принято считать днем образования Алтайской духовной миссии.
В поисках места для первого миссионерского стана о. Макарий активно путешествовал по Алтаю, первоначально выбор его пал на Улалу. Первую литургию в Улале о. Макарий отслужил 21 мая 1831-го. Однако более приемлемым местом стало поселение Найминское (современная Майма), очень удобное в транспортном отношении.
Одной из самых больших заслуг основателя миссии считается создание алтайской азбуки. Им сделаны первые переводы с алтайских наречий, таким образом было положено начало алтайской письменности, разработанной на основе кириллицы. В 1841 году архимандрит Макарий составил на русском языке извлечения из Священного Писания, назвав их «Алфавитом Библии».
Обращая алтайцев в православие, миссионеры устраивали новокрещенных на оседлое жительство в Майме и других окрестных селениях. В Майме миссионеры начали учить алтайских детей грамоте и оказывать местному населению медицинскую помощь. К 1844-му (последний год служения о. Макария) в миссии насчитывалось 15 сотрудников, три церкви, три стана, две школы, четыре поселения для новокрещенных алтайцев.
В 1865-м была переведена и напечатана на алтайском языке Божественная литургия свт. Иоанна Златоуста, получено разрешение Синода о совершении богослужения на алтайском языке. Миссия также занималась активной благотворительной деятельностью – обучением алтайцев оседлому ведению хозяйства, земледелию, огородничеству и прочему, лечением больных (делались прививки от оспы), помощью бедным.
Известный востоковед Н.И. Ильминский, активный участник православного миссионерского движения, впоследствии так отзывался о миссионерской деятельности архимандрита Макария: «По силе и благодати Божией явились нерукотворно, то есть без человеческой миссионерско-научной и искусственной подготовки и выправки, два миссионерских огня в Сибири: Иннокентий Иркутский и Макарий Глухарев». Так, за время пребывания архимандрита Макария начальником Миссии на одно из алтайских наречий, телеутское, были переведены Четвероевангелие, несколько апостольских посланий из Книги Деяний; многие псалмы и выборочные места из Ветхого Завета, краткая Священная история; краткий катехизис митрополита Филарета; огласительные поучения и сборники молитв.
В конце 1842 года архимандрит Макарий подал в Синод прошение об освобождении его с поста начальника Алтайской миссии по состоянию здоровья. Святейший Синод определил его настоятелем Троицко-Оптина монастыря Орловской епархии близ г. Болхова. Здесь архимандрит Макарий и прослужил последующие три года до своей кончины 18 мая 1847-го.
В 1880 году центр Алтайской духовной миссии был перенесен в Бийск. И с этого времени ее начальники стали носить епископский сан. В 1883-м Улалинское центральное училище было преобразовано в Бийское миссионерское катехизаторское училище. При поддержке Православного миссионерского общества Алтайская миссия окрепла и в материальном отношении.
К 1917 году Миссия имела 31 отделение, включающее 434 селения с числом крещеных алтайцев 46729 человек. В состав Миссии входили три монастыря – Николаевский Улалинский женский, Благовещенский Челушманский мужской, Бийский Тихвинский женский и две миссионерские иноческие общины – в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в Чемале и Матурская в честь Иверской иконы Божией Матери. К 1917-му в Миссии действовали 84 школы.
Завершение деятельности Миссии связано с установлением советской власти. Духовенство и многие верующие подверглись репрессиям; монастыри, храмы, церковные школы были закрыты.
Возрождение православия среди алтайцев началось в конце 80-х годов XX века. В период после празднования тысячелетия крещения Руси стали открываться православные приходы в городах и селениях, где прежде находились станы Алтайской духовной миссии. На сегодняшний день они входят в состав Барнаульской, Кемеровской, Абаканской, Горноалтайской епархий.
Юбилейным Архиерейским собором в августе 2000 года архимандрит Макарий (Глухарев) причислен к лику святых. Чествование памяти преподобного Макария, просветителя Алтая, согласно Деяниям Юбилейного Священного Архиерейского собора о канонизации – 15/28 мая. Достойный христианского пастыря путь и достойное признание.