Кинофикация в Горном Алтае.  Как это было

Кинофикация в Горном Алтае. Как это было

16.05.2016 0 Автор Администратор

1 копияВ Год российского кино мы предлагаем вниманию читателей ряд публикаций об истории кинофикации в Горном Алтае, а также о людях, посвятивших свою жизнь профессии киномеханика. Эти изыскания провела наша землячка Надежда Корнеева (Огнева), чей дед Иван Петрович Борисов был одним из пионеров кинодела на Алтае. Поколение 90-х годов имеет слабое представление о том, как в нашем регионе развивался кинематограф, считает Надежда. Эти пробелы необходимо восстанавливать.

История кинофикации в Горном Алтае ведет отсчет с 20-х годов ХХ века, когда здесь появились первые кинопередвижки. Приход немого кино для местного населения был сравним с революцией.
В 1922-м в распоряжение Горно-Алтайского областного отдела народного просвещения поступила аппаратура для двух неозвученных киноустановок – стационарной и передвижной. В начале 1923-го в селе Улала была продемонстрирована первая кинокартина. Весть об этом разлетелась по всему Горному Алтаю. «Табыш» о «живых картинках» дошел до самого далекого аила, урочища. Все говорили о них как о чуде.
Одной из форм пропаганды кино тогда была юрта-передвижка, предназначенная для обслуживания отдаленных аймаков с коренным населением. Передвижки работали планово, направляясь по определенным маршрутам. Проводимые агитаторами беседы сопровождались показом диафильмов и «световых газет», демонстрацией фильмов. Когда они приезжали в урочище, сразу на видное место приколачивали экран. «Алтайцы подходили, осматривали его со всех сторон и не могли поверить, что на полотне будут двигаться живые люди. Когда на экране проявлялось движение, зрители пугались и, инстинктивно защищаясь от изображения руками, кричали: «Калак! Калак!» («Ой-ой! Беда, беда!»)» — вспоминал один из агитаторов.
Юрты-передвижки принесли большую пользу в деле просвещения коренного населения, но в 1930-х они постепенно исчезли. Первый кинотеатр был открыт в областном центре в 1925 году в помещении бывшей церкви. Первым киномехаником стал Григорий Черных.
В 1930-м в Горном Алтае имелось уже шесть киноустановок, в 1932-м – 17. Кино прочно входит в быт населения. Этот процесс ускорился с появлением в 1934 году в городе звукового кино. В 1935-м одна звуковая кинопередвижка начинает обслуживать села области, через два года их насчитывается уже семь. Типовой кинотеатр имени Максима Горького был сдан в эксплуатацию в 1939 году. С этого времени все стационарные установки постепенно переводятся на звуковую систему.
Повседневное внимание партийных и советских органов способствовало улучшению кинообслуживания населения в послевоенные годы. Если в 1950 году в целом по области было дано 8106 киносеансов, то в 1964-м – 76523, число зрителей выросло в шесть раз. Об улучшении кинообслуживания можно судить по такому интересному показателю, как среднее по области количество посещений киносеансов в год на душу населения. В 1964-м он составлял 24,4 посещения. Эти данные подтверждают, что жители нашей области обслуживались лучше, чем население крупнейших капиталистических стран!
По силе влияния и массовости аудитории кино не имеет равных себе средств в идеологической работе. Под руководством партийных организаций развертывались движения за осуществление сплошной кинофикации, за распространение бригадного метода работы сельских киномехаников, за создание кинолекториев, киноуниверситетов, детских театров на общественных началах. В 1965 году количество киноустановок по сравнению с 1946-м увеличилось с 29 до 251, или в 8,6 раза.
«Звезда Алтая» от 26 апреля 1959 года так описывала работу кинолектория в селе Шебалино: «Воскресный день. В одиночку и группами спешат жители Шебалино в РДК, с тем чтобы послушать очередную лекцию и посмотреть киножурналы. Собралось более 80 человек. С лекцией «Химия и сельское хозяйство» выступает член общества по распространению политических и научных знаний представитель Шебалинской средней школы Петр Моргун. Петр Яковлевич в простой форме рассказывает о химии как науке… Рассказ сопровождается интересными опытами. Говорится, где можно применить химию в условиях с. Шебалино и района. После краткого перерыва демонстрируются журналы «Сибирь на экране» и «Новости техники»… И так каждое воскресенье.
Одобрительно отзывается о работе кинолектория население. Составляется план на месяц, тематика разнообразна: «О возможностях полета в космическое пространство (учитель физики Капчикаев)», «Алкоголизм и преступность (судья Алексеева)», «Рак, его распознавание и лечение (врач Скитина)» и т.д. По возможности делаются заявки в кинопрокат о тематике киножурналов или короткометражных фильмов».
В 50 — 80-е годы поход в кино стал одной из распространенных форм досуга, особенно в сельской местности. Конечно, большая часть показываемых фильмов, как художественных, так и документальных, была основана на советской идеологии. Однако кинематограф знакомил людей с образом жизни и культурой других народов и государств. В кино ходили целыми семьями. Кинотеатры и клубы были открыты практически во всех населенных пунктах области, профессия киномеханика считалась одной из самых уважаемых. Лишь в 90-е годы в результате развала СССР, когда были утрачены связи с киностудиями и сама культура была поставлена в условия выживания, а большая часть кинотеатров и клубов оказались закрыты, люди стали отдавать предпочтение более доступному телевидению…
Огромную роль в развитии кино играли работники отрасли. Профессия киномеханика была почетной и ответственной, именно эти люди доносили до самых глухих и отдаленных сел политику партии и правительства. От слаженной работы всех служб кинофикации зависела посещаемость кинотеатров и клубов. Киномеханики выполняли не только свои прямые обязанности, но и общественные. Любому из них приходилось заготавливать дрова, рисовать афиши, ремонтировать аппаратуру и здания клубов и, конечно, своевременно доставлять кинофильмы для просмотра.
Вот еще одна цитата из старых газетных публикаций: «Кино, как «одно из главнейших искусств», имея большую сеть стационарок и передвижек, обслуживает колхозников и рабочих совхозов. Так, киномеханик Турачакского района Юрий Кандараков последовал примеру почина Гагановой – перешел на обслуживание отдаленного участка и взял на себя повышенные обязательства. С начала года он продемонстрировал 523 сеанса вместо 326 по плану, обслужил на пять тысяч зрителей больше, чем предусмотрено, и перевыполнил финансовый план на 13430 рублей. Своим поведением, обращением со зрителями, высоким качеством демонстрации фильмов и своевременным началом сеансов он сумел завоевать авторитет у местного населения. Кандараков начинает готовиться к сеансу с утра. Вначале приготовит аппаратуру, потом в нескольких местах вывесит рекламу. Особенно уважают Юрия самые юные зрители. Киномеханик часто беседует с ними о просмотренных фильмах. Ребята, в свою очередь, помогают ему расклеивать афиши. Юрий в работе всегда принципиален и требователен. Если случаются задержки с доставкой фильмов, он примет все меры, чтобы кинокартины, предусмотренные планом, были продемонстрированы в указанный день».

О представителях этой профессии – наших земляках пойдет
речь в ближайших номерах «ЗА».
Фото предоставлено автором