Всего несколько лет назад краткая аббревиатура ЕГЭ вызывала настоящую панику среди выпускников и их родителей. Но время идет, и с каждым годом психологическое отношение к ЕГЭ улучшается. Сейчас школьники относятся к нему спокойнее, с детьми работают психологи, проводятся тестовые экзамены и тренировки по заполнению бланков. Еще одним шагом к тому, чтобы научиться адекватно воспринимать испытание, стала Всероссийская акция «Единый день сдачи ЕГЭ родителями». В Республике Алтай она прошла 7 февраля в стенах Республиканской гимназии имени В.К. Плакаса. Процедуру тестирования по русскому языку испытали на себе не только родители выпускников, но и представители общественности, корреспонденты местного радио, телевидения и региональных газет. В числе прочих шансом попробовать свои силы на итоговом государственном экзамене воспользовался и корреспондент «ЗА».
Строго по распорядку
Процедура сдачи пусть и пробного, но экзамена была максимально приближена к настоящей, что сразу настроило на соответствующий серьезный лад. У всех участников акции (20 человек) проверили паспорта, ознакомили с правилами поведения при сдаче ЕГЭ и после добрых слов напутствия пригласили в пункт сдачи, перед этим проверив каждого металлоискателем. При себе нельзя было иметь ничего, кроме паспорта и ручки с черной гелевой пастой.
Место в классе было определено заранее каждому свое. Нельзя пересаживаться, разговаривать между собой, конечно же, шуметь. Нам пояснили каждое правило проведения ЕГЭ, показали, как следует заполнять бланки.
Всем участникам акции предстояло за 40 минут выполнить 15 заданий, последнее из которых мини-сочинение, и все это под зорким наблюдением камер. После раздачи индивидуальных комплектов с КИМ (контрольно-измерительные материалы), кстати, их распечатали прямо в классе, на глазах у всех участников пробного экзамена, с диска, который до этого был в запечатанном белом конверте, нам предложили вскрыть пакеты с заданиями, проверить совпадение номеров бланка.
Приступили к работе
Сначала задания показались несложными. Впрочем, многие из них действительно были довольно простыми. Например, определить слово с неправильным ударением или найти антонимы в предложениях. Зато для выполнения других потребовалось время, допустим, нужно было определить лексическое значение слов. Мне пришлось судорожно вспоминать, что такое «пароним». По хмурым лицам соседей было понятно, что с трудностями столкнулись многие.
Выделенные на решение заданий 40 минут для меня пролетели как одно мгновение. В реальности же школьники пишут ЕГЭ по русскому без малого четыре часа, но у них, конечно, намного больше заданий.
Заранее предупреждают, когда время уже на исходе. Нас известили сначала за 10, а потом за пять минут до окончания тестирования, после чего забрали все бумаги. В отличие от школьников, которые узнают о результатах работы по истечении нескольких дней (здесь необходимо пояснить, что работы сразу же сканируются и направляются в центр обработки информации, таким образом соблюдаются требования прозрачности всего процесса), результаты наших работ мы узнали через пятнадцать минут. Вместе со всеми бланки с баллами, которые мне удалось набрать, получила и я. Пришлось немного разочароваться в своем знании «великого и могучего»: не все ответы совпали, но, к большой моей радости, таковых было немного. Самым главным упущением оказалось то, что я недостаточно времени уделила сочинению, то есть последнему заданию в списке. А впоследствии выяснилось, что больше всего баллов выставляется именно за него.
Надо сказать, лучше всего удалось справиться с работой министру образования и науки РА А.В. Бондаренко и председателю Общественной палаты РА В.Г. Затееву. Пусть по результатам не многие оказались на высоте (довольно часто можно было услышать восклицания вроде «в ответах была уверена, но есть ошибки»), зато приобрели полезный опыт. А это особенно важно для родителей выпускников.
После окончания пробного экзамена Алексей Викторович Бондаренко обратился к участникам пробного ЕГЭ с напутственным словом, пояснил, что для родителей самое важное сейчас, прочувствовав на себе обстановку экзамена, создать для своих детей максимально благоприятную атмосферу для спокойной подготовки к испытаниям, не требовать от выпускников невозможного.
Своими впечатлениями сразу по окончании акции поделились родители
Ольга Каташева:
– Моя дочь нынче оканчивает школу, и я решила принять участие в пробном экзамене, чтобы все прочувствовать на себе. Теперь знаю, как выглядит весь процесс сдачи ЕГЭ, многое стало понятным. Думаю, это полезный опыт.
Ирина Пешперова, мама будущей выпускницы:
– Дети, наверное, не так волнуются, как мы, родители, они идут на экзамен уже подготовленными, психологически настроенными. Я же немного волновалась. К сожалению, не успела написать сочинение, взяла с собой не те очки, поэтому шрифт для меня оказался мелковат, большую часть экзаменационного времени потратила на прочтение текста заданий.
Региональный коррдинатор организации и проведения ЕГЭ Елена Польникова:
– В этом проекте я участвую третий год. Конечно, пробный экзамен отличается от настоящего некоторой наигранностью, поскольку его сдают родители. Понятно, что от результатов не зависит их будущее, как у выпускников. Но в целом могу сказать, что испытание прошло в штатном режиме и все критерии были соблюдены.
Галина ЯСАКОВА