ВИЧ как повод задуматься

Дата:

Что мы знаем о СПИДе? На первый взгляд, многое. С уверенностью расскажем, что это неизлечимое заболевание, о путях заражения, что до сих пор не придумано от него вакцины… О том, что «СПИД – чума ХХ века!», лично я впервые услышала еще в школьные годы. В нашем регионе случаи ВИЧ/СПИДа тогда не регистрировались. Складывалось ощущение, что беда нас не коснется. Во-первых, далеко — речь шла о странах Африки, Америке. Да и болели чаще всего наркоманы, люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Если ты не тот и не другой, вроде бы ничего и не грозит, но… Девятнадцать лет прошло после того, как в Республике Алтай был зарегистрирован первый ВИЧ-инфицированный. Лозунг про «чуму» превратился в устойчивый штамп и до сих пор используется в СМИ направо и налево, хотя уже может быть оспорен, специалистами считается в корне неправильным и излишне агрессивным. Его жизнеспособность — яркое свидетельство того, что за десятилетия в нашем глубинном сознании по большому счету ничего не изменилось. Страх перед болезнью у многих еще в ранней юности сформировался устойчивый, общество до сих пор не готово даже с малой толикой терпимости относиться к инфицированным. Тем временем ВИЧ-положительные, принимая необходимые препараты, живут десятилетиями, создают семьи, рожают здоровых детей… От некоторых других болезней люди сейчас умирают быстрее, доживая остаток отмеренных лет при куда более низком качестве жизни. Так что же такое ВИЧ/СПИД на сегодняшний день – страшное бедствие современности или рядовое хроническое заболевание, требующее, как любое другое, врачебного контроля и постоянного приема препаратов? С полной кашей в голове, я договорилась об интервью с главным врачом Центра по профилактике и борьбе со СПИДом, кандидатом медицинских наук, врачом высшей категории, главным внештатным специалистом, инфекционистом Министерства здравоохранения Республики Алтай Н.Ю. Рау.
– Проблема ВИЧ-инфекции остается одной из самых значимых проблем здравоохранения в мире, в том числе в Российской Федерации, – рассказывает Наталья Юрьевна. – Это инфекционное вирусное заболевание, которое требует постоянного приема лекарств. Единственным действенным средством предупреждения его распространения является профилактика. Ежегодно мы видим прирост числа людей, у которых выявлен и подтвержден ВИЧ (вирус иммунодефицита человека). В нашей республике каждый год регистрируется более ста новых случаев. Проблема существует, нельзя ВИЧ-инфекцию ставить в один ряд, скажем, с сахарным диабетом или онкологией… Хотя бы потому, что пути передачи разные. В случае с ВИЧ человек в состоянии корректировать свое поведение таким образом, чтобы не заразиться. В прошлом году была принята Государственная стратегия противодействия распространению ВИЧ-инфекции на территории РФ до 2020 года. Задача решается на общегосударственном уровне, потому что инфекция, учитывая пути ее передачи (наркотический и половой), поражает преимущественно молодое население, тех, кто должен рожать детей, работать. Можно ли предотвратить новые случаи заражения? Да, если не будет наркомании и станет нормой правильное сексуальное поведение: окрепнет институт семьи, как ценность будет восприниматься чистота отношений, верность половому партнеру. На современном этапе важно, чтобы каждый осознавал необходимость прохождения теста на ВИЧ. Можно годами не догадываться о своем заболевании, бессимптомность с момента заражения (10 – 12 лет) – его особенность. Однако чем раньше больной встанет на учет, начнет следовать рекомендациям врача, тем выше гарантии, что качественно его жизнь никак не изменится, не заразится партнер. Мы рекомендуем ежегодно проходить тест на ВИЧ, особенно тем, кто позволил себе рискованное поведение.
ВИЧ относится к категории хронических инфекций, требующих постоянного приема препаратов. При назначении терапии вируса в крови становится очень мало, он не может передаваться здоровым людям. Если раньше показания для терапии были клинические, то сейчас она назначается более чем половине вставших на учет.
– Благодаря этому в республике есть пары с разным ВИЧ-статусом?
– Есть супружеские пары, где один партнер инфицирован, другой нет. За время наблюдений в нашем регионе около 140 инфицированных женщин родили детей. Только в двух случаях вирус передался новорожденным – и то потому, что женщины отказались от необходимой терапии.
– Существует мнение о том, что препараты для ВИЧ-инфицированных в крупных городах и глубинке разные по качеству?
– Это не так. Для всех ВИЧ-инфицированных лечение бесплатное за счет федеральных средств. Поставки препаратов централизованы, они едины на территории всей страны. Сейчас применяются лекарства отечественного производства, они хорошо переносятся, имеют не много побочных эффектов, которые в ходе лечения корригируются, а потом совсем проходят. От монопрепаратов мы давно ушли, сейчас ВИЧ-инфицированные люди принимают не горсть таблеток в день, а две-три. Главная задача медиков – не допустить конечной стадии ВИЧ-инфекции, развития СПИДа. При синдроме приобретенного иммунодефицита иммунная система совершенно не срабатывает и на банальные инфекции человек реагирует заболеваниями. На фоне СПИДа развиваются онкопатологии, туберкулез и т.д.
– Верно ли утверждение, что в группе риска – лица, ведущие асоциальный образ жизни?
– Правильнее говорить не о группах риска, а о рискованном поведении человека. Раньше ВИЧ отмечался в основном среди лиц, употребляющих наркотики. Сейчас инфекция поменяла пути распространения. В 70 процентах случаев выявляется половой путь заражения. Инфицируются совершенно нормальные, социально адаптированные люди. Образование, профессия, социальный статус здесь ни при чем. А главное, в любом возрасте человек не должен терять бдительность. В последнее время выяснилось, что молодежь более осведомлена о ВИЧ, чем люди старшего возраста. Молодые больше читают, больше знают, используют презервативы. Под ударом оказалась возрастная категория 35 лет и старше. Они вроде бы и осведомлены об опасности, но знания на практике не используют. В сорок, пятьдесят, шестьдесят лет граждане почему-то уверены, что это их не коснется и «мой партнер болеть не может».
– Специалисты, безусловно, многое делают в рамках своих обязанностей и не только. Но кого бы вы взяли себе в помощники? Кто, по-вашему, может и должен заниматься профилактикой ВИЧ-инфекции?
– Исключительно медицинские работники эту проблему не решат. Она социальная. Сейчас набирает силу волонтерское движение. Некоммерческие организации могут сделать многое. Например, с нами тесно работает НКО «Интегра», у них есть хороший опыт. Прошли подготовку добровольные помощники на базе медицинского колледжа, не остается в стороне ГАГУ. Есть совместные планы с Центром молодежной политики, министерством образования. Проблема должна решаться комплексно и сообща. Медики видят, по сути, тех, кто уже инфицирован. Конечно, профилактика занимает большое место и в нашей деятельности: мы выступаем в школах, организациях, выпускаем печатную продукцию, социальные видеоролики. Однако с помощью педагогов, социальных работников, волонтеров можно добиться больших результатов.
– Есть ли в нашем регионе ВИЧ-диссиденты? Как построена работа с ними?
– Да, у нас бывают случаи, когда люди с ВИЧ отказываются признать существование данного заболевания как такового. С ними можно было бы хоть как-то согласиться или примириться, если бы мы не видели, чем и как заканчивается жизнь таких пациентов без лечения. Мы всеми способами стараемся их вразумить. В центре есть мультидисциплинарная команда, состоящая из социального работника, врача-инфекциониста, медсестры. Приглашаем психолога, привлекаем людей, живущих с ВИЧ, чтобы максимально донести достоверную информацию. В большинстве случаев нам удается переубедить человека.
– Как, по-вашему, можно решить проблему общественного неприятия ВИЧ-инфицированных? Не возникают ли у них проблемы в трудоустройстве, учебе?
– ВИЧ-статус никто не имеет права раскрывать без согласия пациента. Тестирование в обязательном порядке проходят доноры и часть медработников. Остальные – добровольно. При приеме на работу никто не требует справки о наличии или отсутствии ВИЧ. Законом Российской Федерации запрещено отказывать в трудоустройстве, поступлении в учебное заведение ВИЧ-инфицированным людям. В общении с ними нет никакого риска. Пути передачи четко ограничены. ВИЧ не летает по воздуху, не передается через предметы, слюну. Виной всему – наша безграмотность в данном вопросе и мифы, которыми пестрит Интернет.
Проведя опрос среди людей возраста 30+, я выяснила, что большинство готовы смириться с тем, что в коллективе с ними будет ВИЧ-инфицированный, но тут же добавляют: «Просто не буду прикасаться к этому человеку» (через прикосновение ВИЧ не передается!). Абсолютно все опрошенные не допускают мысли, что ВИЧ-инфицированные дети могут посещать детский сад или школу вместе со здоровыми: «Они могут поцарапать, покусать друг друга…» (все ВИЧ-инфицированные дети получают терапию, в результате чего концентрация вируса в их крови мала настолько, что заразиться невозможно). На вопрос, какие заболевания вас больше всего пугают, стараетесь их избежать, корректируя свое поведение, образ жизни, получила ответ: рак, инсульт, инфаркт, сосудистые патологии, сахарный диабет, ожирение… Даже старческое слабоумие называли. Про СПИД не вспомнил никто! Широкое поле деятельности для волонтеров. Идем вразумлять тех, кто в родители годится! Про бабушек с дедушками тоже не забываем – как показал опрос, у них представления о ВИЧ сильно искажены.

Наталья КОТЕНКО

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Самбисты из Республики Алтай стали призерами всероссийских соревнований

С 3 по 5 мая в Новосибирске прошли Всероссийские...

В Горно-Алтайске таксист спас младенца, чья мать находилась в нетрезвом виде

Сотрудники полиции Горно-Алтайска поблагодарили водителя такси Константина Кузьменко, который...

Призвание Галины Стерликовой

У входа в Дом культуры села Черный Ануй стоял...