Эпическое наследие на театральной сцене

Эпическое наследие на театральной сцене

27.11.2019 0 Автор redaktor2

«Изучение и обсуждение вопросов культуры евразийских народов в контексте сценического искусства является актуальным для решения острых проблем современности», — отметил в преддверии Международного театроведческого форума «Эпическое наследие народов Евразии в сценическом воплощении», проходившего с 21 по 24 ноября в Национальном театре им. П.В. Кучияка, депутат Государственной Думы РФ Иван Белеков. Он подчеркнул, что разрабатываемые эпические темы на сцене способствуют осмыслению общности человеческих ценностей и исторических судеб народов Евразии.

В форуме, который за три дня посетили свыше тысячи человек, приняли участие ведущие российские и зарубежные эксперты в сфере театрального искусства, деятели искусства и науки из Азербайджана, Казахстана, Чехии, республик Башкортастан, Калмыкия, Татарстан, Тыва, Саха (Якутия) и Хакасия. Учредителями мероприятия выступили Министерство культуры Республики Алтай  при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Правительства РА, Национальный театр имени П.В. Кучияка, Алтайское республиканское отделение Союза театральных деятелей РФ, соорганизаторами – Горно-Алтайский государственный университет и НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова. Целью ставилось выявление современных возможностей театрального искусства при решении актуальных проблем исследования и  сохранения эпического наследия народов Евразии. По итогам форума планируется издание сборника материалов.

21 ноября в Национальном театре  им. П.В. Кучияка по эпосу А.Г. Калкина прошел новый показ спектакля «Маадай-Кара», поставленного в прошлом году известным якутским режиссером народным артистом России Андреем Борисовым.

22 ноября в фойе театра состоялась презентация передвижной выставки «Из истории Национального драматического театра имени П.В. Кучияка», на которой были представлены редкие архивные фотографии первых организаторов, руководителей и актеров театра, и описание истории его становления.

В тот же день в Большом зале Национального театра состоялись открытие и пленарное заседание форума. Собравшихся приветствовали исполняющий обязанности заместителя Председателя Правительства РА Игорь Коршунов,  председатель Комитета Госсобрания – Эл Курултай по национальной политике, образованию, культуре, общественным объединениям и СМИ Наталья Екеева и  исполняющая обязанности министра культуры РА Ольга  Антарадонова. Выступавшие подчеркнули особую значимость мероприятия в череде культурных событий, посвященных Году театра  в Российской Федерации. Ольга Антарадонова зачитала участникам, организаторам и гостям форума приветствие министра культуры РФ Владимира Мединского.

После пленарного заседания работа форума продолжилась в секциях «Театральное искусство и эпическое наследие в условиях трансформации социокультурного пространства» и «Жанровое многообразие и языковая стихия при работе с аутентичными текстами эпического наследия».

Вечером гости из Якутии представили зрителям спектакль-олонхо «Кыыс Дэбилийэ» Н.П. Бурнашева (совместный проект Театра олонхо и Арктического института культуры и искусств, режиссер М.М. Маркова).

23 ноября состоялся «круглый стол» «Эпическое наследие тюркских народов», в котором приняли участие российские и зарубежные ученые, работники культуры и представители творческих коллективов Республики Алтай. В театре прошли мастер-классы по режиссуре и  написанию рецензий на спектакли, а также концерт этногруппы «Тюрк Кабай» (солисты – заслуженный артист РФ Болот Байрышев, артисты Национального театра Айдар Унатов и Вадим Деев).

В тот же день в Национальном театре состоялась пресс-конференция, в ходе которой театроведы  подвели итоги трехдневного марафона.

По мнению Андрея Борисова, идея проведения Международного театроведческого форума на Алтае очень закономерна и органична, поскольку культура многих народов России берет начало на Алтае.

Значимость данного проекта, считает Андрей Саввич,  трудно переоценить, поскольку требуется осмысление эпического наследия с точки зрения науки. А за визуализацией эпосов, убежден режиссер, – будущее всех российских национальных театров.

Андрей Борисов рассказал о творческих перспективах руководимого им Театра олонхо, который действует в Якутске уже более десяти лет. (Примечание редакции: Театр олонхо ставит спектакли на основе древнего якутского эпоса. Артисты, используя импровизацию и сказительское мастерство, соединяют этнический фольклор, танцы и песнопения).

Андрей Саввич также ответил на вопросы журналистов, касающиеся необходимости подготовки зрителя к восприятию новых форм сценического воплощения эпического наследия и важности обмена опытом для актеров и режиссеров.

О важности поиска новых форм сценического воплощения эпического наследия,которые могли бы привлечь на спектакли зрителя, говорила театровед, старший эксперт Центра социокультурных экспертиз кандидат искусствоведения Елена Покорская (Москва).

«Для этого и нужны такие встречи, когда люди разных специальностей, имеющих отношение к театру, – критики, ученые, практики, режиссеры и актеры, – могут во взаимодействии найти точку отсчета и перспективу своей работы», — подчеркнула гостья.

«На форуме собрались люди, влюбленные в эпос, объединившиеся вокруг Андрея Саввича Борисова – человека, создавшего театр эпоса», — отметил доктор философии по искусствоведению, профессор Азербайджанского государственного университета культуры и искусства Айдын Юнус Оглы Талыбзаде.

Отвечая на поступившие вопросы, театральный критик подчеркнул необходимость творческого подхода к эпическому наследию предков.

Профессор Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова кандидат искусствоведения Сания Кабдиева считает, что эпос – важнейшая составляющая репертуарной политики любого национального театра. Театроведы рассматривают его не только как культурное наследие, но и как фактор развития национального театра.

В эти дни участники форума, отметила Сания Дуйсенхановна,  увидели два спектакля, продемонстрировавшие, какими разными могут быть подходы к сценическому воплощению эпического наследия. Для того чтобы люди его не забывали, важна деятельность театров, нацеленная на развитие способов представления эпоса на театральной сцене и их созвучие требованиям времени.

«Каждый народ Сибири и Евразии в целом имеет богатое фольклорное наследие, — заметилапрофессор кафедры философии Тывинского государственного университета, главный научный сотрудник ТИГИ, заслуженный работник образования Республики Тыва, доктор культурологии, кандидат искусствоведения Айлана Кужугет. -Однако изданные тома стоят на полках библиотек нетронутыми, потому что эпос очень трудно читать».

В данной ситуации новые сценические формы, которые предлагают якутский Театр олонхо и другие театры, воплощающие на сцене героический эпос, – это единственный выход и главная возможность популяризации эпического наследия,  убеждена гостья.

В ходе пресс-конференции своими мнениями с журналистами поделились также Нияз Игламов, руководитель литературной части Татарского государственного академического театра им. Г. Камала, преподаватель Казанского государственного университета культуры и искусств, член экспертного совета российской национальной театральной премии «Золотая Маска», и Светлана Тарбанакова, заслуженный деятель искусств Республики Алтай, председатель Алтайского республиканского отделения Союза театральных деятелей РФ.

Алексей МИШИН

Фото Владимира Сухова

OLYMPUS DIGITAL CAMERA