Человек, опередивший время

Человек, опередивший время

15.01.2020 0 Автор redaktor2

В преддверии юбилея Григория Чорос-Гуркина, знаковой фигуры для нашего региона (и не только), мы собрали несколько компетентных мнений земляков художника и общественного деятеля, касающихся оценки его роли в истории. Профессиональная деятельность всех респондентов так или иначе связана или была связана с именем выдающегося творца.

Римма Михайловна ЕРКИНОВА, директор Национального музея имени А.В. Анохина:  

— Г.И. Чорос-Гуркин — знаковая фигура в моей судьбе. В 1989 году, придя на работу в музей, была восхищена глубиной его живописных работ. Я начала исследование жизни и творчества художника, оно продолжается и по сей день. Практически готов к изданию сборник, куда вошли собранные по крупицам материалы — письма Григория Ивановича, доселе существовавшие разрозненно (начиная с первого, написанного И.И. Шишкину, и заканчивая письмом к детям, что датировано 1937 годом), не опубликованные ранее документы, воспоминания его современников… Но  мне кажется, что чем больше изучаю его биографию и творческий путь, тем меньше знаю, настолько глубока личность художника.

Григорий Иванович — центральная фигура в сибирском изобразительном искусстве конца XIX — начала XX века, первый художник-профессионал среди коренных народов Сибири, основоположник сибирского эпического пейзажа, поднявший искусство живописи Сибири на российский уровень.
Мне жаль, что иногда Гуркина показывают словно «дробя» на части, только как политика или только как общественного деятеля… Надо признать, что он —   громадная личность, символ, нравственно-духовный ориентир.
В нашем музее хранится самая большая коллекция живописных (шестьсот экземпляров) и графических (около тысячи)  работ Гуркина. Порядка двух тысяч эскизов художника в середине прошлого века было передано в музей Алтайского края. Сейчас ведутся переговоры о возвращении рисунков в наш фонд.

Александр Викторович ЭБЕЛЬ, заведующий кафедрой истории и археологии историко-филологического факультета ГАГУ:

— Я,  как археолог, имею отношение к осуществляющейся реконструкции музея-усадьбы Чорос-Гуркина в Аносе, а именно к определению месторасположения всех построек времен художника. Вместе со студентами физико-математического факультета, используя геодезические методы, в частности магниторазведку, со своей задачей успешно справился. Этому предшествовала большая работа с сохранившимися документами и фотографиями. В результате установлены места нахождения и размеры всех хозяйственных построек (дом Григория Ивановича уцелел, от мастерской остался лишь фундамент, она восстановлена) и одного из озер.

Что касается роли Чорос-Гуркина в истории нашего региона, то, кто бы что ни говорил, все-таки она велика. Это был удивительно разносторонний человек, Интеллигент с большой буквы и Человек с большой буквы, очень образованный. Почитайте его письма, особенно родным. Вы всё поймете. С ним дружили столько людей, выдающихся личностей своего времени. Сам Шишкин разглядел талант нашего земляка. Поэтому оценивать его как человека случайного попросту глупо.

Аржан Григорьевич ТОВАРОВ, артист Национального театра им. П.В. Кучияка, сыгравший роль Гуркина в спектакле «Восхождение на Хан-Алтай»:

— Честно говоря, я был в шоке от того, что меня назначили на эту роль. Было очень тяжело… В том плане, что Григорий Иванович Чорос-Гуркин – личность огромного масштаба, его знает каждый житель в нашей республике и за ее пределами. Конечно, играть его – колоссальная ответственность. Для меня в период подготовки важно было понять его характер, максимально точно попасть в образ. Много времени я провел в библиотеке, читал все что можно об этом человеке и пришел к выводу, что он был довольно непростого нрава. Большую роль в моем погружении в образ сыграл режиссер спектакля Андрей Борисов, помогали коллеги. Репетиционный процесс получился очень интересным, всё делалось в сжатые сроки. И до сих пор я нахожусь в поиске. Зачастую привношу что-то новое, готовясь к очередному показу. 

Роль Григория Ивановича в истории Горного Алтая сложно переоценить. Думаю, для каждого живущего здесь Чорос-Гуркин – это Человек с большой буквы. В моем внутреннем  восприятии, возникшем при прочтении литературы о нем, Григорий Иванович  прежде всего художник, каждая картина которого — шедевр, прославляющий на весь мир красоты Горного Алтая. Это его призвание. А насчет политики: он жил в непростое время, во многом его социально-историческую миссию определили события, происходившие тогда. То есть общественно-политическая ситуация вывела его на лидерские позиции, плюс многие на него делали ставку как на видного человека. Все это сыграло роковую роль в его судьбе и судьбе его близких. По моим ощущениям, он просто хотел творить, писать картины, но ограничиться только  этим не позволило время …

Татьяна Петровна ШАСТИНА,
кандидат филологических наук, научный сотрудник Национальной библиотеки им. М.В. Чевалкова :

— Работая над проектом «Гений и место: Г.И. Чорос-Гуркин как символ Горного Алтая в русской литературе ХХ — начала ХХI веков», мы совместно с  Э.П. Чининой и П.В. Алексеевым проанализировали более чем вековой период развития образа Гуркина в художественно-литературных и публицистических произведениях.

Григорий Иванович первым в истории искусства нашел и слова, и краски, чтобы рассказать о Горном Алтае как о мире гор и как об особом пространстве-божестве Хан-Алтае, смог заразить идеей этого божественного пространства своих современников (прежде всего писателей В.Я. Шишкова и Г.Д. Гребенщикова).

Мы можем утверждать, что собственно с формирования в СМИ образа Гуркина начинается и целенаправленное формирование геопоэтики Горного Алтая, ведь во многочисленных газетных публикациях талант Гуркина расценивался как естественный дар могучей природы Алтая.

Мощь горного пространства Алтая и мощь таланта Гуркина в литературном образе художника слились воедино, и закономерно «Гуркин и Алтай стали для Сибири синонимами». Усадьба художника в Аносе – это Алтай в миниатюре, где вдали от всех и всяческих столиц вне политики и полицейского надзора одна из «святых пустынь» Алтая позволяла ученым и художникам не «угождать пошлым вкусам», не делать «никаких уступок раболепному подражанию модным течениям», не стараться «заставить говорить о себе, выдвинуться во что бы то ни стало, быть реформатором хотя бы и бутафорского масштаба», а честно служить науке и искусству.

Людмила Комоноковна МАНАТОВА, директор Республиканской гимназии имени В.К. Плакаса:

— Личность… Это первое, что приходит на ум. Это один из главных ориентиров, каким должен быть гражданин, патриот своей малой родины. Как он умел общаться с людьми! Как о нем отзывались его современники! Очень важно и приятно, что посвящал свои труды землякам. 

Когда мы открывали музей Николая Улагашевича Улагашева в Паспауле (я была первым куратором филиала), костюмы северных алтайцев воссоздавали именно по этнографическим этюдам, зарисовкам, портретам, графическим работам Гуркина. В тот момент я в полной мере оценила талант художника, прониклась к нему безграничным уважением.  Еще раз столь пристально рассматривать творения мастера довелось при оформлении аила на территории нашей гимназии: кровать, которая стоит в нем, — точная копия кровати с гуркинского графического рисунка.

Отдельно хочется сказать об усадьбе художника в Аносе. Это уникальное место, особенно учитывая кочевую природу алтайцев. Посещение музея – традиция нашей гимназии. Ребята бывают в Чемальском районе не только во время учебного года, но и на каникулах, в период функционирования летнего лагеря «Чедирген». Мы с удовольствием возим туда и наших гостей из разных регионов России, все остаются под большим впечатлением. Это визитная карточка республики.

В общем, мы используем все возможные средства, чтобы пропагандировать творчество Чорос-Гуркина. Эта тема нам очень близка.

Евгений Сергеевич ТУКУЕКОВ, заведующий музеем-усадьбой Г.И. Чорос-Гуркина:

— Официально в музее я работаю с 2008 года, до этого в течение двух лет исполнял роль консультанта на общественных началах. В 1992-м в моем присутствии свое место на доме, построенном художником, обрела памятная доска, на глазах происходили и начавшиеся восстановительные работы. А если заглянуть еще глубже в прошлое, я учился в этом доме (в нем какое-то время располагалась школа), наш класс был прямо в спальне Григория Ивановича. Аналогов аносинского комплекса не существует. Подобного  музея-усадьбы художника с двумя гектарами земли, на которых разбиты сад, пруды с лебедями, стоят аил и мастерская, просто нет. Это единственный пример русской усадебной культуры в СФО.

О роли Гуркина. Для меня это прежде всего художник,  один из основоположников сибирского пейзажа. У нас в Сибири всего три классика русской живописи:  Суриков, Врубель и Гуркин. Наш земляк  единственный из этой тройки вернулся на малую родину  и посвятил ей свое творчество. Именно Григорий Иванович первым столь масштабно привез сибирский пейзаж в столицу Российской империи тех времен Санкт-Петербург.

Если говорить о значении его общественно-политической деятельности, будем откровенны: этот человек заглянул далеко в будущее. Если бы он тогда не стал Председателем Горной Думы, возможно, сегодня не было бы такой республики – Алтай. Этот ход Гуркина предопределил всё.

Опрос провели

Татьяна Русских, Юлия Цайтлер