Важным и ожидаемым культурным событием для жителей нашей республики стала премьера спектакля «Арина» по мотивам одноименного романа Лазаря Кокышева в постановке заслуженного артиста республик Алтай и Тыва Амаду Мамадакова. Она состоялась в день рождения алтайского писателя, которому в этом году исполнилось бы 90 лет. Лазарь Васильевич рано и трагически ушел из жизни, но оставил нам бесценное литературное наследие, в том числе и «Арину» – произведение воистину нетленное, хотя, возможно, кем-то позабытое. Вот и автору этих строк захотелось вернуться к книге, заинтересовавшей еще в школьные годы, и перечитать историю алтайской женщины. Когда-то, в силу юного возраста, наиболее интересной мне казалось любовная линия, связанная с отношениями Арины и Одоя. Взрослый же читатель, конечно, видит в «Арине» гораздо больше. Это глубокий и многослойный роман, события которого – больше чем просто интересный сюжет. Это история нашей страны, наших предков, бабушек и прабабушек, прошедших, как и Арина, через трудные испытания суровой эпохи.
Не секрет, что прототипом главной героини послужила мать писателя Арина Саналовна Сабашкина-Кокышева, одна вырастившая пятерых детей. Отец Тапыш (Василий) Константинович Кокышев не вернулся с войны.
Но поговорим о премьере. Показы проходили на сцене Национального драматического театра им. П.В. Кучияка в течение нескольких дней, каждый раз зал был полон. «Арина», выряжаясь современным языком, зашла зрителю. Глубоко в сердце. Я посмотрела спектакль 23 октября, в последний премьерный день, когда уже прошли все торжественные мероприятия и были сказаны громкие речи. Отправилась в театр в предвкушении, понимая, что увижу что-то особенное, так и случилось.
С первых минут смотрела постановку в каком-то оцепенении. Это было новое знакомство с Ариной, которая словно вышла из книги к нам, людям другой эпохи, тоже непростой и переломной.
В начале спектакля – юная и легкая, в конце – сильная, но не сломленная, не разучившаяся верить – такой перед зрителями предстала главная героиня.
Молодая актриса Алина Попошева в образе Арины выглядела очень органично. Ее сложная роль требовала максимально глубокого изображения чувств, мыслей и переживаний. На мой взгляд, актриса справилась. В конце, когда героиня стояла на перроне в ожидании своего Одоя, который не вернулся с войны, мне кажется, в ее глазах блестели настоящие слезы. Слезы зрителей смешивались со смехом и улыбками. Несмотря на весь драматизм событий, спектакль включал и комичные сцены. Наш народ даже в самые тяжкие времена не теряет оптимизма и чувства юмора. С этим не поспоришь. Отдельное спасибо режиссеру и актерам за потешные сцены с сельскими жителями.
Нельзя было без эмоций воспринимать народные песни, пословицы, шутки, звучавшие как на русском, так и алтайском языке. Элементы национального фольклора переданы очень гармонично и реалистично, отражая алтайскую самобытность. И это принципиально важно. Ведь подобных сюжетов о женской судьбе в годы лихолетий прошлой эпохи было создано много, но «Арина» – это именно наша история, в ней живет душа Алтая, которая сохраняется прежде всего через традиции и обычаи.
Коллективизация, становление колхозов, война – немало испытаний выпало на долю наших предков. Объединившись, советские люди подняли с колен нашу страну.
Этот роман не про Арину, а про целый народ – народ-победитель.
Отрадно, что герои в спектакле показаны без лишнего пафоса – просто людьми. Мы увидели крестьянку Арину и ее окружение в обычной жизни, где есть место и слезам, и песням, и шуткам. Среди подруг главной героини особенно запомнилась Евлокия (Анастасия Концевая).
Одоя сыграл Тимур Кыдыков – молодой и яркий актер, который уже не впервые производит на меня впечатление игрой на сцене. Он передавал характер своего персонажа со всеми его слабостями и недостатками, а в конце был прекрасен в облике солдата–ангела. Этот замечательный, растрогавший до слез прием, показал перевоплощение Одоя, который погиб на фронте за Родину, что стало своего рода искуплением.
В спектакле задействовано большое количество актеров – все были великолепны!
Отдельно отмечу художественное оформление сцены (Алексей Дмитриев), где были использованы репродукции советских плакатов.
Спасибо за музыку композитору Азулаю Тадинову, за хореографию – балетмейстеру Айане Шинжиной. Кстати, актеры на сцене пели. Вокалом и подбором песен занималась Жанэтта Тонова. Список тех, кто причастен к этой замечательной постановке, можно продолжать долго. Остается лишь сказать, что это командная творческая работа высокого уровня.
Как благодарный зритель добавлю, что это один из лучших спектаклей, который я увидела на сцене Нацтеатра.
И про «советскую» тему спектакля. Слышала такое мнение, что он вышел не в свое время. По моему скромному мнению, «Арина» – роман на все времена, а уж сегодня, когда под ударом находятся наша история, культура и нравственные ценности, его актуальность кратно выросла.
Пять фактов об «Арине»:
- «Арина» – одно из любимых произведений Олега Хорохордина. Прочитав книгу, руководитель региона предложил Амаду Мамадакову перенести роман на театральную сцену.
- Спектакль «Арина» – это пятая режиссерская постановка Амаду Мамадакова в Национальном театре им. П. В. Кучияка.
- В 1993 году в театре Горно-Алтайска уже ставился спектакль по мотивам романа «Арина». Он назывался «И судьба – не судьба». Режиссер – Владимир Смоляк.
- В 1968 году роман «Арина» был переведен на русский язык, в 1969-м – на тувинский, в 1972 – на казахский.
- Спектакль «Арина» игрался два раза на алтайском и два – на русском языках. Театром планируется создание гастрольного варианта спектакля с мобильными декорациями.
Светлана КОСТИНА
Фото предоставлено Нацтеатром им. П.В. Кучияка