
С чем у большинства нашего населения ассоциируется Алтайэнергосбыт? В первую очередь это свет, который он поставляет в наши дома. Но его деятельность не ограничивается лишь этим. О том, как работает местное отделение компании, мы поговорили с директором филиала «Горно-Алтайский» АО «Алтайэнергосбыт» Дмитрием РЯЗАНОВЫМ.
– Дмитрий Владимирович, расскажите, пожалуйста, об основных направлениях вашей деятельности.
– Первое и основное читается в нашем наименовании – реализация электроэнергии конечным потребителям по договорам энергоснабжения, а также взимание оплаты за нее (расчет, выписка счетов, сбор денежных средств, взыскание дебиторской задолженности).
Чтобы нашим клиентам было удобно взаимодействовать с компанией, постоянно развиваем электронные сервисы, стараемся идти в ногу со временем. Помните, как еще пару десятков лет назад мы передавали показания счетчиков по телефону или записывали на бумаге, а получив бумажную же квитанцию, шли для ее оплаты в кассу, на почту или в банк, чуть позже – к банкомату? Теперь все это можно сделать не выходя из дома, в любой день недели и в любое время суток в личном кабинете клиента на нашем сайте или в бесплатном приложении «Мой Алтайэнергосбыт». С недавних пор можно воспользоваться еще одним сервисом – коммунальным чат-ботом в «Телеграме», где достаточно ввести название «Алтайэнергосбыт Онлайн». Здесь также можно передать показания счетчика, а еще скачать квитанции за любой период и оплатить счета без комиссии не только за электроснабжение, но и за услуги обращения с ТКО, которые оказывает «Единый оператор». С этим предприятием у нас заключен агентский договор, поэтому его клиенты имеют возможность пользоваться нашими сервисами.
Кроме чат-бота в «Телеграме» для них (клиентов «Единого оператора») работают сервисы для оплаты счетов и скачивания квитанций на нашем сайте и бесплатное мобильное приложение «Алтайэнергосбыт Онлайн», которое можно установить на Android.
Также наша компания постоянно совершенствует защиту данных от мошеннических схем. Например, в этом году усилили защиту личного кабинета клиента и установили двухфакторную аутентификацию.
К сожалению, тема мошенничества последние годы стоит особенно остро. В 2025-м были зафиксированы целые волны мошеннических действий – и в районах республики, и в столице. В основном заманивали установкой новых электросчетчиков, говоря: если вы стоите в очереди на замену прибора учета, нужно передать цифровой код, который придет по СМС. На самом деле так мошенники пытались получить доступ к «Госуслугам», а дальше – по отработанной схеме. Но замена счетчиков согласно законодательству осуществляется на безвозмездной основе, никакие коды для этого не нужны, и сотрудники их никогда не запрашивают. Наш специалист может позвонить для того, чтобы уточнить время замены прибора учета и удостовериться, что пользователь предоставит доступ к нему.
Напомню: Алтайэнергосбыт производит установку и замену счетчиков в многоквартирных домах. В частных домовладениях этим занимаются специалисты сетевой организации, в нашей республике это «Россети Сибирь» (филиал «Алтайэнерго»).
– В вашем офисе предлагаются приборы и различные технические решения, обеспечивающие подачу электроэнергии в дом. А можно ли к вам обратиться за помощью по выполнению работ?
– Конечно. Мы выполняем электромонтажные работы на различных промышленных и других объектах, помогаем реализовывать проекты по энергосбережению. Сейчас активно ведутся работы по установке в строящихся многоквартирных домах интеллектуальных систем учета электроэнергии. По просьбе застройщиков разрабатываем технические решения, поставляем качественное и подходящее именно под этот проект оборудование, выполняем строительно-монтажные и пусконаладочные работы. В итоге и заказчик доволен, и мы уверены, что система будет работать правильно, долго и без сбоев. И, что тоже важно, потребителю электроэнергии не надо думать о работе приборов учета – передача показаний электросчетчика автоматизирована и не зависит от человеческого фактора.

– Если отвлечься от работы, 2025-й – год 80-летия Великой Победы и Год защитника Отечества, а ваша компания, насколько известно, очень трепетно относится ко всему, что связано с памятью о Великой Отечественной войне и в целом с защитой страны…
– Более десяти лет мы помогаем муниципальным образованиям ремонтировать памятники воинам Великой Отечественной. В этом году средства на эти цели были направлены в Майминское (для Верх-Карагужа) и Манжерокское сельские поселения. И сами памятники, и территорию вокруг совместными усилиями привели в порядок, придали им очень достойный вид.
Наш филиал присоединяется ко всем акциям, проводимым головным офисом в Барнауле, как, например, к «Георгиевской ленте». В ее рамках каждому сотруднику вручили малую Георгиевскую ленту, а в краевой столице прошло шествие с большой – 10-метровой – лентой. И это были не просто мероприятия, а очень личные истории, передающиеся из уст в уста через поколения, ведь в каждой семье есть те, кто воевал, отстаивая и свое, и наше с вами будущее. Кроме того, весь коллектив присоединился к Всероссийской акции «Эстафета Победы». Несмотря на промозглый да еще и выходной день, все пришли поддержать ее – даже те, кто находился в отпуске.
Не забываем и про молодежь. В честь 80-летия Победы и Года защитника Оте-
чества провели памятное мероприятие для школьников. В Барнаул приехали ребята из районов края и из нашей республики, в том числе с высокогорья – наши сотрудники провели для них викторину «Дважды победители», рассказали об их ровеснице Тане Савичевой и ее блокадном дневнике. Представители краевого Совета ветеранов показали детям медали, которые хранятся в Музее уходящей эпохи (посвящен Советскому Союзу), созданном председателем Совета Владимиром Чикильдиком. А так как мероприятие проходило в преддверии Дня космонавтики, сводили ребятишек еще и в планетарий, где они посмотрели полнокупольную программу. Детям все очень понравилось, они уезжали с массой впечатлений.
– Известно также, что Алтайэнергосбыт уделяет серьезное внимание спорту…
– Как раз в сентябре прошло одно из наших ежегодных спортивных мероприятий – Спартакиада энергетиков Алтая. 15 лет назад именно наша компания стала инициатором ее проведения, а сегодня в ней участвуют все ведущие энергокомпании Алтайского края и Республики Алтай (у нас это наш филиал и филиал «Россети Сибирь»). При этом сотрудники из Горного Алтая показали хорошие результаты, принеся в копилку команды «Алтайэнергосбыт» две победные медали. Начальник центра обслуживания клиентов «Онгудайский» Сергей Юрьевич Шипунов и начальник центра обслуживания клиентов «Центральный» в Горно-Алтайске Елена Васильевна Кожина заняли первое место в новом для нашей спартакиады виде – спортивном метании ножей. А гиревик Олег Кудрявцев, инженер-инспектор первой категории клиентского офиса «Усть-Коксинский», ежегодно показывающий высокие результаты, в этот раз установил рекорд Спартакиады, за четыре минуты он 109 раз поднял 24-килограммовую гирю.
– Давайте вернемся к вашей профессиональной деятельности, в частности к работе с должниками.
– Прежде всего напомню: не только правильнее, но и выгоднее платить за электроэнергию вовремя, не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом. То есть начисления за октябрь необходимо будет оплатить до 10 ноября.
Если образуется даже небольшой долг, но при этом человек не пытается снизить задолженность, не идет на контакт, мы вынуждены прибегать к отключению электроэнергии и обращению в суд. При этом на сумму долга начисляется пеня (с 31-го дня просрочки – 1/300 ставки рефинансирования, с 90-го – 1/130 ставки). Когда же судебное решение попадает к приставам, они принимают меры по взысканию долга – вплоть до ареста имущества, которым может стать, к примеру, мобильный телефон.
В результате должнику приходится помимо основного долга оплачивать пени, госпошлину, судебные издержки, размер которых в прошлом году существенно увеличился, а также расходы на оплату отключения и подключения (после погашения долга) электроэнергии. Таким образом, расходы и проблемы в случае неоплаты растут как снежный ком, поэтому, повторюсь, проще и выгоднее платить вовремя. Об этом мы постоянно напоминаем нашим потребителям.
В то же время ответственных клиентов мы регулярно поощряем, проводим для них акции. Буквально в ноябре у нас стартует акция, в которой смогут принять участие дисциплинированные плательщики, пользующиеся личным кабинетом клиента. Скоро анонсируем подробности. Следите за нашими новостями!
– Спасибо, Дмитрий Владимирович, за содержательную беседу. Желаю вашей компании ответственных пользователей.

Галина Миронова
Фото Владимира Сухова







