Маленькое село с большими бедами

Дата:

В небольшом селе Уожан Чемальского сельского поселения живет, согласно данным статистики, всего 79 человек. На двух улицах, между которыми бежит река Чемалка, расположено около шестидесяти домов. До районного центра совсем близко – 15 километров, но телефонной связи здесь до сих пор нет. А после весеннего наводнения возникли сложности и с дорогой, что отразилось на всех сферах жизни села, в первую очередь на образовательной…

Нет дороги – нет учёбы?

Начало лета уожанцы вспоминают с содроганием. Дожди вызвали не только подъём уровня воды в реке, но и – в один из вечеров – обрушение горы на окраине села. Возникла угроза схода селевого потока, и жители Уожана не менее часа провели на склоне горы, подальше от опасного места. «Страшно не было, но мы решили принять меры предосторожности», – говорят они.
Тогда же и обрушилось не менее сотни метров дорожного полотна. Село на какое-то время оказалось отрезанным от цивилизации, и только благодаря оперативным действиям администраций района и сельского поселения люди не остались без продуктового снабжения. Быстро сделали временную дорогу. Казалось бы, всё вернулось на круги своя. Кончилось лето, и подошла пора детям отправляться на занятия. Но в праздничный День знаний школьного автобуса из Чемала не дождались. Неужели в райцентре забыли об уожанской детворе?!
– Нет, – отвечает заместитель главы администрации района Алексей Зубакин. -Вопрос о том, чтобы организовать постоянный подвоз уожанских детей в Чемальскую школу, был поставлен родителями уже давно. Совместно с отделом образования администрация сделала экономический расчёт и выяснила, что организовать транспортную доставку детей в школу выходит почти на треть дешевле, чем обеспечивать их проживание в чемальском интернате.
Там, кстати, уожанские дети и жили в последние учебные годы. Этот интернат считается одним из самых лучших в республике, в нём – раздельные комнаты для мальчиков и девочек, горячая вода и тёплые туалеты, телевизор и Интернет.
И все же, как подчёркивает А.Ф. Зубакин, никакой интернат не заменит детям родителей, особенно самым маленьким. Поэтому вопрос об организации подвоза был уже практически решён… но все планы администрации перечеркнуло наводнение.
– Дорога, которая ведёт в Уожан сейчас, не соответствует никаким нормативам, – с горечью говорит замглавы района. – Отсутствует жёсткое покрытие: это чистый песок. Сейчас её подмывает дождями, а денег на обслуживание не выделяется. Прогрейдировали – и всё. Каждый человек, который едет по этой дороге, должен понимать, что он в какой-то мере рискует собой и своим автомобилем. А мы не имеем права подвергать жизнь детей опасности. Хотя у ребят нет возможности жить дома и добираться до Чемала на автобусе, они всё равно должны учиться. Родитель должен следить, чтобы его ребёнок получил образование, а мы обязаны создать соответствующие условия. Что со своей стороны и делаем. В классах, в интернате есть места для школьников из Уожана. Недавно администрация вызывала бригаду специалистов из Горно-Алтайска, в том числе из ГИБДД. Вместе с представителями сельской администрации они запротоколировали состояние каждого участка этой дороги. Перед комиссией стоит цель выяснить, что можно сделать для организации проезда общественного транспорта, в том числе для подвоза детей. В течение ближайшей недели они подготовят акт. Когда мы его увидим, поймём, какой объём работ здесь необходим. С этим актом сразу направимся в «Горно-Алтайавтодор», который и займётся восстановлением дороги. Если это сделают за осень, уже к зиме будем подвозить детей в школу. Если нет, то ребятам придётся жить в интернате, но надолго без родительской заботы они не останутся: на выходные автобусом будем отправлять их домой. Конечно, это тоже риск, но обеспечить единственную за неделю поездку благодаря тому же грейдированию гораздо реальнее, нежели ежедневную.
Когда мы выезжали на прошлой неделе в Уожан, многие родители выразили своё вполне понятное нежелание отдавать ребёнка в интернат. К сожалению, на сегодняшний день это единственный разумный вариант решения создавшейся ситуации.
Стоит заметить, что если родители лишат своих детей возможности учиться, они могут столкнуться с необходимостью нести за это административную ответственность. Домашнее обучение не запрещено, но для этого нужно написать заявление, а ребёнку в конце учебного года пройти аттестацию.
В День знаний школьный автобус в Уожан действительно не выезжал. За это извинения жителям села принесла начальник отдела образования А.Е. Чепурная. Впрочем, как считают в администрации района, извиняться стоило не ей, а директору Чемальской школы Г.Н. Казаковой. Она же объяснила отсутствие автобуса так:
– Жители Уожана были предупреждены о том, что возможности подвоза осенью не будет. Для того чтобы предоставили автобус, они должны были написать официальное заявление. Но ни одного обращения от них мне не поступало. Поэтому в соответствии с законом отправить в Уожан автобус я не могла.
– Есть законы государственные, а есть человеческие, – комментирует её слова А.Ф. Зубакин. – Директор школы, видимо, предпочла соблюсти первые.
В Уожане 12 детей школьного возраста. Сейчас в Чемале учатся лишь половина из них. Троих отвозят в школу родители, один ребёнок поселился в интернате, двое живут в райцентре у родственников.
Остальных детей школьная пора пока не коснулась. Четверо растут в одной семье, где давно уже решили, что государственное образование им не подходит. Как сообщила А.Е. Чепурная, сведения об этом поступили в соответствующую государственную инстанцию – дети не могут быть заложниками решений своих родителей.

Мост строят как попало

Нельзя сказать, что 2014 год стал совсем уж неудачным для Уожана. Многие жители уверяют: урожай нынче отменный. В фермерском хозяйстве Александра Каротича стройными рядами растёт капуста, а в теплицах дозревают помидоры.
Есть у уожанцев помимо проблемы с дорогой ещё одно огорчение: они недовольны мостом, который сейчас вроде бы возводится через реку Чемалку. Происходит это довольно странно: сваи забиты вкривь и вкось, а работники около места стройки появляются редко и ненадолго.
– Я присутствовал в Уожане в тот момент, когда забивали сваи, и меня тоже удивило, что строители вбивают трубы не прямо, а чуть наискосок, – говорит А.Ф. Зубакин. – Они объясняют это тем, что здесь каменный грунт, техника соскальзывает и якобы «ничего страшного, потом поправим». Я считаю, работают они некачественно.
Мы обратились в «Горно-Алтайавтодор» с просьбой провести оценку, насколько возможно использование таких свай. Если специалисты придут к заключению, что работы выполнены некачественно, то если подрядчикне устранит брак, договор с ним расторгнут.
Дело в том, что на восстановление инфраструктуры федеральный центр всё ещё не выделил деньги, при этом поступило указание: ищите организации и начинайте необходимые работы. Поэтому мы ищем организации, готовые работать в долг. По такому принципу у нас выполнялись все восстановительные работы по району. Такая же ситуация с мостами на Караколах. Там уже восстановлено без оплаты пять деревянных мостов. В Элекмонаре капитальная переправа практически готова к сдаче. Хотя временную там в первую же неделю возвели сами жители Кемчика при небольшой поддержке администрации.
Стоимость возведения переправы в Уожане по смете немаленькая. За такую сумму можно сделать хороший мост. Таковым он и станет, ведь его строительство будет тщательно контролироваться.

Уожан 329

 

Ксения Огорелкова

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Предыдущая статья
Следующая статья

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

На курорте Сбера «Манжерок» впервые прошли всероссийские соревнования «Надежды России»

Всероссийские соревнования по горнолыжному спорту «Надежды России» состоялись на...

Афганские будни переводчика

Анатолий Половинко знаком нашим читателям по ряду публикаций разных...

Путешествие длиной в 500 страниц

Говорят, те или иные книги, как и люди, приходят...

Статистика знает, из чего сделаны наши мужчины: сильный пол в цифрах

23 февраля в России на общенациональном уровне отмечают День...