Заслуженный работник лесного хозяйства Республики Алтай А.М. Вершинин вырастил 30 миллионов деревьев.
– А ведь я когда-то рубил кедр, вывез на лесовозе МАЗ-509 из тайги тысячи деревьев, – вспоминает Александр Макарович. – Шестнадцать лет работал водителем в леспромхозе. Рубили по 140 тысяч кубометров в год, в основном кедр. Лесосеки удалялись за 40 – 45 километров, видел, как пустели таежные урочища – Байгара, Кайна, Учужук… Жалел кедр, но был план, и леспромхоз работал на полную мощность.
На каждый лесовоз в ЛПХ было по два водителя, работающих посменно, почти посуточно. С утренней зарей уезжали машины в лес, делали по нескольку рейсов на нижний склад и возвращались в одиннадцать-двенадцать ночи. Как-то раз услышал Александр от приехавшего в леспромхоз преподавателя Бийского лесного техникума о наборе на учебу. И стал заочником. После окончания учебного заведения Вершинина назначили на должность мастера леса – заведовать лесным питомником. Вот уже 21 год он выращивает кедр.
…Огромное поле тянется далеко до кромки леса. Уходят вдаль, кажется, до самого горизонта, густые зеленые ленты саженцев кедра без единого сорняка. Приезжающие сюда специалисты удивляются: все поле усеяно камнями, как на нем можно выращивать почти по миллиону сеянцев с гектара? Причем это питомник высокой культуры.
Идем вдоль ровных рядов посевов с А.М. Вершининым и директором АУ РА «Каракокша лес» Ю.И. Гигелем. Раньше камни отсюда вывозили, самые крупные убрали, но белеющие на солнце булыжники словно снова вырастают из-под земли.
Когда возникла острая нужда в посадочном материале, раскорчевали, распахали площадь в 52 гектара, создали крупнейший в Горном Алтае лесной питомник – специализированный кедровый.
Вначале практиковали осенние посевы. Но когда появлялись первые всходы весной, на питомник налетали огромные стаи птиц – вороны, клесты, они склевывали приподнимающиеся над землей первые нежные посевы. Птицы, по словам Вершинина, «подучили», и с тех пор кедр сеют только весной. Причем самодельной сеялкой, которая служит вот уже больше двух десятков лет.
Зимы в Каракокше многоснежные, суровые. Весной снег долго не тает, у земли намерзает лед, поэтому случались выпревание, вымокание посевов. Теперь этого нет. Построили в автономном учреждении котельную, работающую на опилках и древесных отходах, а всю золу – на питомник. После оттепелей, в марте – апреле, по насту ею посыпают снег на посевах – он быстрее тает, и для почвы удобрение, и всходы сохраняются полностью.
Александр Макарович помнит первую весну, когда на питомнике появились посеянные кедры. Эту радость и поныне ощущает он при виде кедровых зеленых полосок, и для него это самая высокая награда за труд.
Валентин Варванец
Фото автора