Детство ее было обычным для многих сверстниц, разве только чуть пожесче да безотрадней. Уже трех лет, в 1917 году, Катя лишилась отца. Мать вышла вторично замуж и в дом вошел хозяином злой и грубый человек. Жить с ним, терпеть побои было невыносимо, и девочка ушла в интернат. Годы скитаний, тяжелые и бесконечно долгие, наложили темные тона на детские воспоминания ее.
Переезды то к дяде, то к брату, тяжелый труд в няньках у Сайдысских богачей и домработницей в Улале. И нужда, нужда… Даже и думать не приходилось об учебе. И только уже потом, будучи почти взрослой, Катя жадно наверстывает упущенное – учится в вечерней школе, на курсах секретарей сельсоветов, на подготовительном отделении педучилища. Но дальше она не смогла учиться, надо было думать о заработке.
В декабре 1935 года Катя Уксегешева окончательно решила уехать искать счастья в других краях. Уехала в Сталинабад. Счастья особенного на ее долю и там не выпало – работала она буфетчицей, а вот к душевным волнениям прибавилось еще одно – тоска по родным местам.
Решение о возвращении домой пришло неожиданно. В кинотеатре, куда Катя пришла досмотреть картину «Партбилет», сначала демонстрировался киножурнал. На этот раз журнал был посвящен Горному Алтаю. Девушка увидела, на экране горы, родной город, знакомого ей алтайского писателя и артиста Павла Васильевича Кучияка. «Домой, только домой!» – решила девушка, покидая кинотеатр.
И вот в июне 1936 года она уже была на Алтае. Счастье, кажется, решило на некоторое время повернуться к ней лицом. Катя не только чувствовала себя дома, но она с первых же шагов натолкнулась на объявление о наборе алтайской молодежи в театральную студию. Для нее это значило, что ее самая затаенная мечта – стать артисткой, могла вот-вот осуществиться. И она осуществилась 23 июля 1936 года, когда Екатерина Петровна Уксегешева была принята в театральную студию.
Но одно дело мечтать, а другое – осуществлять мечту. Путь к сценическому мастерству оказался куда труднее, чем думалось. Напряженная учеба и работа над собой, срывы и разочарования. Долгое время она даже сама сомневалась в возможности стать настоящей актрисой. Робость и неуверенность сковывали движения, мешали работать над ролями. И когда она сыграла свою первую, совсем маленькую роль бабы в «Чапаеве», это было для нее полно своих, особых, чувств, среди которых главной была уверенность: «Я буду артисткой».
Первые волнения за кулисами и перед выходом на сцену, первая встреча со зрителем. Первая большая, а не безмолвная, роль. Как это было давно! С тех пор прошло одиннадцать лет. И каждый год приносил все больше и больше необходимой уверенности, опыта, мастерства. 24 крупных роли сыграла за это время Екатерина Петровна Уксегешева: Базым в «Чейнеш» и Ортонок в «Юч кыс», Клариссу в «Слуге двух господ» и молодую ханшу в «Темир Санаа», Аннушку («На бойком месте») и Рашель («Васса Железнова»).
Теперь, когда за плечами Екатерины Петровны Уксегешевой и богатое знание жизни, и большой опыт работы в театре, давно забыты первые волнения перед выходом на сцену. Наоборот, она стремится к тому, чтобы ее игра волновала зрителя своей правдивостью и силой мастерства. Вот почему она так любит роли сильных, волевых женщин, обладающих большими страстями. Вот почему она мечтает о роли Катерины в «Грозе» Островского.
Сценический труд Екатерины Петровны Уксегешевой, честное служение подъему национальной культуры алтайского народа, дочерью которого она сама является, высоко оценен народом, партией и правительством. Она награждена орденом «Знак Почета» и избрана депутатом областного Совета депутатов трудящихся.
С. ТАНЫШЕВ
(«Звезда Алтая» 14 февраля 1948 год)