Маленькие истории. «Вот моя деревня…»

Дата:

Мы уже как-то незаметно привыкли к неприятному словосочетанию «исчезнувшие села». Было село, стояли крепкие добротные дома, велось хозяйство, позвякивало колокольчиками стадо коров на лугу, по утрам кукарекали петухи, по пыльной дороге бегали босоногие ребятишки, а по вечерам раздавались песни м смех деревенской молодежи. И вдруг все исчезло. Только зияющие пустыми глазницами оком покосившиеся от времени дома, заросшие бурьяном и крапивой огороды, кладбища и гнетущая, мертвая тишина. Исчезает не только географический объект, не группа стоящих рядом домов и строений, исчезает частица нашей истории и память.

Не завоеватели разрушили деревни, не снаряды и бомбы стерли их с лица земли, а наша бесхозяйственность, бездуховность, безалаберность, наплевательское отношение властей к нуждам сельского жителя привели к вырождению крестьянства.

За что наше государство не любит своего кормильца – крестьянина? Все перемены и реформы отдаются на сельском труженике тысячекратно, осложняя его и без того нелегкую жизнь.

В последние десятилетия с карты Чойского района исчезло более 100 сел. Немногие оставшиеся как могут отчаянно борются за свое существование. В эпоху безденежья и политики развала сельского хозяйства страны спасает крестьянина его земля, скот, огород, который он вырастил.

Крестьянское хозяйство «Советское» в Чойском районе содержит 110 коров. Предприятие молочного направления. Получают в сутки около двух центнеров молока. По словам бригадира И.Ф. Циценковой, отработавшей на ферме двадцать лет, получить молоко не проблема, самое главное – сбыт продукции.

Раньше возили молоко на Майминский маслосырзавод. Теперь же он не принимает молочную продукцию и к тому же должен хозяйству до сих пор 89 миллионов рублей. Сейчас часть молока продают Чойскому детскому саду, а часть реализуют через райповский магазин в Чое. Когда-то дойное стадо насчитывало около 400 коров. Был построен добротный животноводческий комплекс, который благодаря усилиям работников крестьянского хозяйства и сегодня находится в хорошем состоянии.

Когда-то село называлось как-то по-домашнему – Поросята. Находившимся тогда у власти большевикам не понравилось название, и они сменили его на Культуру. Село под названием «Культура» на карте района просуществовало недолго. То ли этой самой культуры было маловато у сельских жителей, то ли по каким-то другим причинам, но в итоге село сейчас называется Советское, или как его в шутку называют – «культурные советские поросята».

Проживает в нем 140 человек. Есть начальная школа, где учится семь ребятишек. В крестьянском хозяйстве работает всего 21 человек, остальные где как могут подрабатывают. Конечно же, спасает свое хозяйство. В Советском на 140 жителей содержится 86 голов крупного рогатого скота и 40 свиней. Особенно много неработающих среди молодежи. За 1996 год была всего одна свадьба. Жениху – двадцать три года, невесте – девятнадцать, оба безработные.

Сегодня крестьянскому хозяйству требуются маслобойки и сепаратор. Техника, перешедшая по наследству от совхоза, приходит в негодность. На ферме откармливают бычков, меняют их на топливо и запчасти. Под зарплату иногда привозят муку, концентраты, сыр, масло и другие продукты.

Доярки и работники ферм во время беседы с нашим корреспондентом не жаловались на тяжелую жизнь. «Мы работаем, – говорили они, – а это самое главное». Верят, что когда-нибудь все изменится к лучшему и поэтому в Советском большинство на выборах президента голосовало за Ельцина.

Рядом с деревней на льду реки Иша сидят любители зимнего лова рыбы. Ловят чебаков, окуней, ершей. «На уху хватит, – рассказывает рыбак Сергей Комиссаров, – но это не цель, главное – отдохнуть, подышать свежим морозным воздухом, насладиться тишиной».

Так и идет неторопливо и спокойно жизнь в небольшой деревеньке на тракте, который ведет в Турачак. Живут Там люди в согласии с собой и природой. Какое будущее у этого села? Неизвестно никому. Может, исчезнет оно, как сотни других сёл Чойского района, или сохранится, и три новорожденных в этом году младенца в Советском будут, как их родители и предки, трудиться на земле, занимаясь вечным, как мир, делом – кормить людей. Марк Твен писал, что, может быть, скоро наступят такие времена, когда оптимист и дурак перестанут означать одно и то же. Будем верить.

С. АДЛЫКОВ
(«Звезда Алтая», 11 декабря 1996 год)

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

В Чемальском районе проведут категорирование объектов культуры для антитеррористической защищенности

Прокуратура Чемальского района в судебном порядке обязала органы местного...

«Ростелеком» завел интернет в села Усть-Коксинского и Онгудайского районов Республики Алтай

«Ростелеком» завершил строительство волоконно-оптических линий связи и приступил к...

«Единая Россия» внесла законопроект об индексации пенсий работающим пенсионерам

Разработать его президент поручил партии вместе с правительством на...

В Улагане построят новый ФОК

Новый физкультурно-оздоровительный комплекс построят в селе Улаган по нацпроекту...