Маленькие истории. «На стуле далеко не уедешь»

Дата:

Тихо и пусто в цехах Манжерокской мебельной фабрики ТОО «Крона». На недоделанной мебели голуби оставили свои следы, повсюду — на станках, деревянных заготовках и почти готовых полированных изделиях — лежит слой пыли. И лишь кое-где чуть-чуть теплится жизнь — с полдесятка человек работает. Вот он – почти весь работающий сегодня коллектив (на снимке).

И в то же время фабрика завалена заказами на мебель для дома, школьных и дошкольных учреждений, служебных кабинетов предпринимателей и госчиновников. Но нет денег на уголь и электричество, на зарплату рабочим.

Многое из того, что планировалось  сделать во время встречи с читателями, можно сказать, не получилось. Почему? Да потому, что заготовительные, сушильный и другие цеха Манжерокской мебельной фабрики встретили нас непривычной жуткой тишиной. У одного что-то обсуждали трое мужчин. А за другим работала женщина. Когда завели беседу с рабочими, к нам присоединилась заместитель директора по производству Зинаида Семеновна Еличекова. Вот, пожалуй, и все участники разговора. Правда, еще до посещения фабрики мы встретились с ее директором Сергеем Ивановичем Семьешкиным (на этой фабрике он уже девятнадцать лет).

Разговор, надо признаться, был не из веселых. Над предприятием висит «дамоклов меч» банкротства. И надо думать, как избежать его жестокого удара.

Помнится, еще лет девять назад, в доперестроечное время, фабрика жила полнокровной жизнью. Никто тогда и не думал о вынужденных отпусках, а тем более безработице. Люди были заняты на разных операциях, но делали одно общее дело  – стулья – и регулярно, из месяца в месяц получали заработную плату.

О чем тогда шла речь с рабочими (среди них было немало молодежи) предприятия? О том, как бороться с нарушителями дисциплины (любителями выпить, прогулять).  Работали несколько лет назад на фабрике 80 человек. В год производили 450 тысяч стульев, предполагалось даже увеличить число до 700 тысяч.

Но вот наступил рынок. В результате сокращений, увольнений (люди ушли в поисках лучших заработков) на фабрике осталось 75 человек. И те не уверены: будет ли завтра работа или нет. Большая часть коллектива находится в вынужденном отпуске. А чем же занимаются остальные рабочие?

Директор С. И. Семьешкин, судя по его рассказу, старается сделать все возможное, чтобы продлить жизнь предприятия и дать ему выжить в условиях рынка. Удивляется Сергей Иванович: почему никто из представителей власти не идет навстречу его предложениям по развитию такого нужного для всей республики производства! Неужели выгоднее везти мебель (шкафы, столы, стулья) «из-за границы», чем производить их на месте?

Никто не стремится дать ответа на эти вопросы. А процесс производства пока приостановлен.

«Если бы с нового года нас поддержали финансами под оборотные средства, — делился своими мыслями С.И. Семьешкин,— мы бы деньги заработали самостоятельно, и полностью окупились бы все расходы. Еще в июне мы представили расчет председателю правительства В. И. Петрову. Вроде были даны обещания помочь. Рассчитывали на льготный  кредит в 350 миллион рублей. Из них получили в сбербанке всего 50 миллионов рублей под солидные проценты. Эти деньги моментально растратили на сырье, материал, которые брали в долг».

Сергей Иванович не скрывал, что «обещаниями сыт по горло», но жить от этого не легче. Например, еще в 1991 году Манжерокский цех вынужден был перейти на аренду, то есть он стал арендным предприятием от Бийской мебельной фабрики. При оформлении документов давались обещания помочь и практически, и теоретически. Строились «грандиозные» планы. Однако при подсчетах со специалистами Бийской мебельной фабрики (с учетом затрат на сырье, производство) — стул выходил «золотым». А как иначе: фанеру надо было завозить из-под Бийска, березу — из-под Новосибирска, шурупы — из Челябинска… Не оставалось никакой надежды на то, что стул будет по карману покупателю.

Надо было искать выход из сложной ситуации. Манжерокский цех стал товариществом с ограниченной ответственностью «Крона». Оно заключило договор с президентом бийской фирмы «Кредо». Можно ли говорить о тесном сотрудничестве, если нет чисто производственных отношений. Старая технология оставлена. В корне изменился подход к делу. Конечно, по-прежнему приходится возить сырье из-под Барнаула, хотя оно прекрасного качества и в достаточном количестве имеется в Турачакском, Чойском районах.

Манжерокская фабрика могла бы покрыть все потребности учебных заведений республики в школьных партах. Это было бы гораздо удобнее и дешевле, чем завозить их из разных городов страны. Но пока парты — это недалекое будущее предприятия. В настоящее время из натуральных пород древесины (недра, сосны, березы, пихты), то есть из экологически чистого сырья на фабрике делают столы, шкафы, тумбочки, табуретки, словом, необходимую для жизни и работы мебель.

Выполнены индивидуальные заказы по оборудованию канцелярской и корпусной мебелью кабинетов республиканского казначейства, налоговой инспекции. Сейчас коллектив фабрики «отрабатывает электроэнергию» на Горно-Алтайском городском предприятии электрических сетей. Чтобы люди имели стабильную работу, был заключен договор с ТОО Горно-Алтайской ПМК. Двадцать пять – тридцать человек делают двери, оконные блоки, словом, все, что необходимо для строительства новых зданий. Однако нерегулярность финансирования (раз в два месяца) со стороны ПМК привела к просрочке выплаты кредита, то есть вместо 50 надо было заплатить 150 миллионов рублей. Фабрика вынуждена была пойти на стопроцентную предоплату.

Заместитель директора по производству Зинаида Семеновна Еличекова (кстати, фабрике она посвятила 28 лет) и не скрывала, что работать стало труднее из-за нехватки денег. Надо закупать сырье, лак, инструменты — а все стоит ужасно дорого. Нужны деньги на электроэнергию, бензин.

– Легче было бы, если бы ссуды давали беспроцентные, — сетовала Зинаида Семеновна. — А так приходится работать на одни проценты. Рабочие по два-три месяца не получали зарплату. Вот только недавно с ними рассчитались за август, сентябрь.

Зато рабочему Н. С. Позднякову, про которого говорят, что он настоящий мастер столярного дела, оптимизма не занимать.

— Мы как в «Санта-Барбаре» теперь живем, – пошутил Николай Сергеевич. – Одному заказчику нужна темная мебель — пожалуйста. Другому — светлая. И такую можем сделать.

Как отметил директор фабрики, маловато еще таких рабочих-универсалов. Через руки Николая Сергеевича Позднякова прошли все разработки деталей новых изделий.

С такими профессионалами можно было бы смело браться за любые заказы, а в них предприятие недостатков не испытывает. От того производства, когда фабрика изготавливала одни стулья, уже давно отошли. Как говорится, на стульях далеко не уедешь.

Не может Николай Иванович Семьешкин смириться с той мыслью, что фабрика перестанет существовать. Сырья в республике предостаточно. Рабочих рук хватает, тем более в Манжероке наибольший процент безработных по сравнению с другими селами Майминского района.

После приема у председателя комитета экономики правительства Республики Алтая А.Н. Алчубаева директор фабрики как бы воспрял духом. Была достигнута договоренность: со стороны предприятия — план-бизнес со всеми расчетами на 1995 год, а со стороны правительства — финансовая поддержка. Так вот, по предварительным расчетам,  фабрика может за год произвести продукции на два миллиарда рублей.

А пока… Просто страшно смотреть на то, что такое предприятие (ведь затрачены огромные средства на его развитие) еле влачит жалкое существование. Руководству республики стоит все-таки серьезно задуматься: во что обойдется последствии пренебрежительное отношение к важным объектам промышленного производства. Люди желают трудиться и честно зарабатывать деньги. Рабочие терпеливо ждут перемен к лучшему. Хотя нет-нет да кто-то подойдет к директору и спросит: когда выходить на работу? А Сергей Иванович вынужден отвечать: идите пока отдыхайте.

Человеку гораздо лучше жить с надеждой и верой. Но когда они покидают его, наступает беспросветная тьма. И все-таки С. И. Семьешкин надеется, что коллектив предприятия увидит «свет в конце тоннеля». Пакет индивидуальных заказов на следующий год уже, можно сказать, солидный. А из массовых заказов, считает Сергей Иванович, наиболее выгодно изготовление школьной мебели, в которой так нуждаются учебные заведения республики. Уникальность производства в том (как неоднократно подчеркивали работники фабрики),  что мебель делается из натуральных пород древесины, экологически чистого сырья.

М. ГРИЦКО.
(«Звезда Алтая», 22 октября 1994 год)

Фото В. Валентинова

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Получите востребованную профессию массажиста (можно без мед.образования)

Специально для вас, Центр «Мой бизнес» Республики Алтай объявляет...

Первый на Алтае Фестиваль искусства пройдёт на курорте Сбера «Манжерок»

С 27 апреля по 12 мая на территории курорта...

Турочакский суд вынес приговор сельчанам за угон мотоцикла

Турочакский районный суд вынес приговор двум местным жителям 2005...

«Ростелеком» подал скоростной интернет в Усть-Коксу, Мендур-Соккон и Ыныргу

«Ростелеком» завершил работы по строительству волоконно-оптических линий связи и...